ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА «ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ»

1.Проблема соотношения науки и философии.

2.Статус науки: три аспекта бытия науки.

3. Наука как объект и предмет научного познания.

4. Предмет философии науки. Функции философии науки.

5. Возникновение философии науки; исторические этапы её эволюции.

6. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

7.Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

8.Идеи позднего позитивизма и причины его распада.

9. Проблема демаркации научного знания. Фальсификационизм К.Поппера.

10. Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

11. Научная революция и смена парадигм в науке Т.Куна.

12. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

13. Концепция неявного знания М. Поланьи.

14.Проблема развития науки. Интернализм и экстернализм.

15. Эволюционная эпистемология.

16.Возникновение науки. Проблема исторического возраста науки.

17.Предпосылки становления опытной науки.

18. Идеалы науки Нового времени.

19. Наука как система знаний о природе, обществе, человеке. Дисциплинарная структура научного знания.

20.Формирование технических наук и их роль в системе научного знания.

21.Проблема классификации наук.

22. Проблема оснований науки. Идеалы и нормы научного исследования.

23.Научная картина мира и её роль в научном познании.

24. Научные революции как трансформация оснований науки.

25. Глобальные научные революции и типы рациональности.

26. Современная наука. Этические проблемы науки. Наука и паранаука.

27. Наука как социальный институт. Статус науки в «обществах знания». Цифровой раскол.

28. Роль науки в решении глобальных проблем.

 

ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА «ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ»

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИКИ

1.     Физика как фундамент естествознания. Основания фундаментальности физики.

2.     Редукционизм и его трактовки. Оппозиция редукционизм – антиредукционизм.

3.     Физическая теория и природа. Фундаментальные принципы физики.

4.     Физическая картина мира, ее онтологический статус и эволюция.

5.     Современная физическая картина мира, её философские основания и принципы.

6.     Пространство и время: философские и естественнонаучные аспекты. Субстанциональная и реляционная концепции.

7.     Проблема пространства и времени в классической науке.

8.     Проблема пространства и времени в неклассической науке.

9.     Проблема пространства и времени в постнеклассической науке.

10.  Философские аспекты специальной и общей теории относительности.

11.  Математизация науки в её эволюции. Роль математического анализа в формировании классической физики.

12.  Неклассическая и постнеклассическая наука: взаимодействие физики и математики.

13.  Понятие информации. Материя, энергия, информация как фундаментальные понятия современной физики.

14.  Квантовая механика и её основные интерпретации.

15.  Философские аспекты квантовой механики. Принципы неопределённости и дополнительности.

16.  Принцип детерминизма в физике. Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм.

17.  Компьютерные технологии и физическая теория: проблемы моделирования.

18.  Системный подход в физике. Физический объект как система.

19.  Синергетика, её основные понятия. Отличия синергетики от термодинамики и статистической физики.

20.  Синергетика, её основные подходы и идеи. Синергетика как источник эволюции в физике.

21.  Проблема истины, её эволюция в философии физики.

22.  Вопрос объективности физического знания. Теоретическая нагруженность факта.

23.  Эволюция физического знания как историко-научная проблема.

24.  Роль социальных и культурных факторов в развитии физического знания. Мировоззренческие детерминанты этого развития.

25.  Физика в системе современного знания: процессы дифференциации и интеграции.

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ХИМИИ

 

1.     Место химии в системе наук. Соотношение с физикой и биологией.

2.     Протонаучное и вненаучное в химии. Магия, алхимия, ятрохимия.

3.     Ступени исторического развития химии как проблема истории науки.

4.     Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем химии.

5.     Структурная химия как концептуальная система химии.

6.     Кинетические теории как концептуальная система химии.

7.     Эволюционная химия.

8.     Атомистика, этапы ее развития. Методологическая роль атомистики в химической теории.

9.     Самоорганизация химических систем, ее специфика и особенности.

10.  Синергетический взгляд на химическую теорию.

11.  Квантовая химия: философские аспекты. Уравнение Шредингера.

12.  Проблема редукционизма. Физикализация химии и ее этапы.

13.  Система основных понятий химии. Химический процесс.

14.  Химическая теория и ее специфика. Качественные и количественные химические теории.

15.  Проблема классификации и систематизации в химии. Периодический закон и его философские аспекты.

16.  Теоретическое и эмпирическое в химии: специфика соотношения.

17.  Химическая картина мира и ее статус.

18.  Проблема распределения вещества во Вселенной. Химическое в контексте био-, гео- и ноосферы.

19.  Проблема химического времени. Эволюция концепции времени в химии.

20.  Роль социокультурных факторов в развитии химии.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ

1.     Проблематика, предмет и статус философии математики.

2.     Соотношение философии и математики.

3.     Эпистемология и методология математического исследования, их взаимосвязь.

4.     Соотношение идеального и реального в математике.

5.     Базовые принципы математических доказательств. Зарождение дедуктивного метода в Древней Греции.

6.     Древнегреческая философия и возникновение математики. Философские предпосылки обоснования исчисления бесконечно малых величин.

7.     Математика в культуре Средневековья и Возрождения. Магическая попытка синтеза математики, физики и богословия.

8.     Философское осмысление математики в Новом времени (Р.Декарт, И. Ньютон, Г.Лейбниц, И.Кант).

9.     Возникновение неэвклидовой геометрии в ХIХ веке. Претензии   эмпиризма, априоризма и конвенционализма на адекватное истолкование природы математического исследования.

10.  Релятивизм в философии математики: от неопозитивизма к постпозитивизму. Структурализм в философии математики второй половины ХХ века: попытка ограничить релятивизм.

11.  Революции в математике, как одна из закономерностей ее развития.

12.  Единство интеграции и дифференциации как закономерность развития математики.

13.  Математизация различных отраслей науки.

14.  Проблема интуиции в философии и математике. Интуиционизм.

15.  Конвенционализм. Конвенционалисткая интерпретация математики.

16.  Логицизм как сведение математики к логике.

17.  Номинализм как интерпретационная программа философии матемаического исследования

18.  Эффективизм – программа очищения математики от понятий.

19.  Математизация науки и ее проявление в различных сферах знания: естественного, технического, социального и гуманитарного.

20.  Особенность математического доказательства и его базовые принципы.

Древний (античный) кризис оснований математики.

21.  Новый кризис оснований математики связанный с некритическим использованием бесконечно малых величин (начало ХIХ века).

22.  Новейший кризис оснований математики, связанный с появлением математических антиномий и парадоксов.

23.  Формализация как метод математического исследования. Основное отличие формализации математического знания от остальных сфер науки.

24.  Метод математического моделирования. Математический эксперимент.

25.  Соотношение теоретической и прикладной математики.

 


 

ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК»

 

1.     Философские проблемы отраслей научного знания в аспирантском курсе «История и философия науки». Сравнительное значение и актуальное содержание раздела «Философия техники и технических наук».

2.     Техника как известный, давний объект философского интереса. Основные традиции и подходы к феномену техники, техническому/техногенному миру.

3.     Техника, техногенный мир в работе Э. Тоффлера «Третья волна».

4.     Техника, техногенный мир в работе Г. Маркузе «Эрос и цивилизация».

5.     Техника, техногенный мир в работе К.Э. Циолковского «Живая Вселенная».

6.     Техника, техногенный мир в работах М. Хайдеггера.

7.     Техника, техногенный мир в работах О. Шпенглера.

8.     Техника как новый объект философского осмысления. Причины становления в 80-х годах ХХ в. философии техники. Общие проблемы, возможность и необходимость развития философии техники.

9.     Примеры классификаций и определений техники. Узкое и широкое определение техники и понимание философии техники.

10. От техники к техносфере – формирование/отражение объекта философии техники.

11. Объект и предмет философии техники.

12. Актуальные проблемы научно-технического творчества.

13. Актуальные вопросы истории техники (техносферы).

14. О роли труда и техники в происхождении человека.

15. Проблема необходимости становления техногенной цивилизации, ее места в общемировом развитии человечества.

16. Общие проблемы и аспекты понимания темы взаимоотношений между наукой и техникой.

17. Взаимоотношения между наукой и техникой в дотехногенных обществах.

18. Этапы и направление взаимоотношения между наукой и техникой в техногенном обществе.

19. Проблема понимания и систематики высоких технологий (high-tech).

20. Специфика, перспектива, риски (опасности и угрозы) биотехнологий, киборгтехнологий, нанотехнологий.

21. Специфика, перспектива, риски (опасности и угрозы) компьютерно-информационных технологий, виртуальной реальности.

22. Специфика, перспектива, риски (опасности и угрозы) робототехники, искусственного интеллекта.

23. Определение и исторические этапы развития технических наук.

24. Специфика технический теории.

25. Постнеклассическая техническая наука.

 


 

ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА

«Философские проблемы социально-гуманитарных наук»

1. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания, его дисциплинарная структура, специфика и особенности. Соотношение научного и вненаучного форм знания, их взаимодействие в рамках социально-гуманитарного знания.

2. Проблема социокультурной детерминации гуманитарного знания. Особенности взаимодействия общества и социально-гуманитарной науки. Парадигмальные функции социально-гуманитарного знания.

3. Социально-гуманитарное знание в рамках классической, неклассической и постнеклассической парадигм: сравнительный анализ и философско-методологические аспекты

4. Специфика объекта, предмета и субъекта социально-гуманитарных наук, особенности исследования. Субъект индивидуальный и коллективный, формы его существования. Коммуникативная рациональность.

5. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук как системообразующий фактор обществознания и методологическое средство социального познания, их эвристическая функция и проявление в конкретных науках (экономике, истории, психологии, социологии). Антиномии натурализма и культурцентризма.

6. Социальные и гуманитарные науки: сравнительный философско-методологический анализ. Критерии разделения социально-гуманитарного знания на социальные и гуманитарные науки.

6. Естествознание и социально-гуманитарные дисциплины: общее и особенное. Понятие ценности. Гуманизация и гуманитаризация науки. Проблемы конвергенции естественнонаучного и социального знания.

7. Проблематика обоснования социально-гуманитарного знания. Интерпретация и смыслополагание. Герменевтика: общенаучный и философский контекст.

8. Коммуникация как объект изучения социальных и гуманитарных наук. Теоретические и прикладные аспекты исследования коммуникации. Моделирование социальной коммуникации: эпистемологический и праксеологический аспекты.

9.Язык как объект изучения гуманитарных дисциплин. Философия языка: аналитический, экзистенциально-герменевтический, феноменологический подходы. Языковые игры, языковая картина мира. Философские проблемы языкознания.

10. Объяснение и понимание как коммуникативный аспект социально-гуманитарного знания. Природа и типы объяснений. Специфика объяснения и обоснования экономической (социологической, лингвистической) теории.

11. Текст как объект методологического и семантического анализа: структуралистский и постструктуралистский подходы. Лингвистика текста и анализ дискурса. Семиотические исследования текстов.

12. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Историческая школа философии жизни. Рациональное и иррациональное в историческом процессе: философские и мировоззренческие аспекты.

13. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном знании. Проблематика пространства и времени в философии хозяйства. Телеологические аспекты хозяйственной деятельности.

14. Проблематика пространства и времени в исторической науке. Проблема смыслополагания в истории. Понятие исторического факта. Сценарное моделирование исторического процесса.

15.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Различные концепции истины, их функционирование в классической, неклассической и постнеклассической науке. Истинность и эффективность.

16. Теоретическое и эмпирическое: специфика соотношения и типология противоречий в рамках социально-гуманитарной науки. Экономическая теория, особенности её генезиса, развития и функционирования.

17. Научный этос в контексте социально-гуманитарного знания: общее и особенное. Этические проблемы экономических теорий. Нравственное измерение хозяйственной деятельности.

18. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней в филологической науке.

19.Природа теории и абстракций в современном литературоведении. Роль интуиции в создании литературной теории.

20.Когнитивное литературоведение как современная междисциплинарная дисциплина: философско-методологические аспекты его связи с Интернетом.

21. Философско-методологические и эпистемологические особенности психологической науки, особенности ее генезиса. Связь психологической науки с психологической практикой, их соотношение.

22. Методологические принципы когнитивной психологии как базового знания современных когнитивных практик. Соотношение фундаментального и прикладного знаний в рамках психологии. Экспертное знание, его статус.

23. Философия образования как теоретическая область исследования. Современные подходы к образованию, их роль в гуманизации общества. Модели образовательного процесса, их эвристические функции. Проблема понимания в контексте образования. Глобализация и образование.

24 Педагогика как предмет философской рефлексии. Формирование предмета педагогики, взаимодействие теоретической и прикладной педагогики. Предмет, структура и методы педагогических практик. Педагогика как форма дискурсивной практики.

25. Методологические аспекты социологии. Основные парадигмы. Эмпирический и теоретический уровни социологического знания. Понятие социального факта. Особенности социологических теорий, классификация.

26. Социальное как сфера социологического и социально-философского исследования. Социальный порядок, проблема его осмысления в социологии, культурологи, экономике. Методологический инструментарий исследования социального порядка.

27. Анализ философско-методологических проблем правовой науки как способ постановки новых проблем. Особенности конструирования правовой реальности. Феноменологическая парадигма как теоретическое основание конструирования социальных процессов.

28. Проблемы математизации и формализации социально-гуманитарного знания, его соотнесение с понятием научной картины мира. Статистические методы, особенность их применения в социально-гуманитарном знании.

29. Эпистемологический статус веры и разума в социально-гуманитарной науке, их соотношение с сенсорными процессами, личностным знанием и социальным опытом. Вера и понимание в контексте коммуникаций.

30. Знание, вера, традиции в контексте историографии. Вера, обоснование, истина в исторической науке. Место исторической науки в системе социально-гуманитарного знания, ее предмет и методы.

31. Социальный риск как философско-методологическая проблема. Эффективные стратегии экономического поведения в условиях неопределённости. Эвристические аспекты социальных исследований, их роль в решении политических и экономических проблем и предотвращении социальных рисков.

32. Управление как объект философской рефлексии: методологически, социально-антропологические, аксиологические, праксеологические аспекты. Проблема саморазвития объекта в процессе управленческой деятельности. 

33. Социально-гуманитарное знание в информационном обществе: философско-методологические аспекты. Компьютерное и сценарное моделирование. Проблема «ценностной нейтральности» социального исследования.

34. Аксиологические аспекты социально-гуманитарного знания. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности социально-гуманитарного знания Проблема «ценностной нейтральности» социального исследования.

35. Управление как объект философской рефлексии: методологически, социально-антропологические, аксиологические, праксеологические аспекты. Проблема саморазвития объекта в процессе управленческой деятельности. 36. Проекты модерна и постмодерна как методологические инструменты социального познания, их нормативная и теоретическая значимость. Проект и проектное мышление, его особенности. Конструирование социальной реальности: возможности и перспективы.