О
машинах, алгоритмах и хобби                       О
машинах, алгоритмах и хобби

Стиль жизни

О машинах, алгоритмах и хобби

    Талантливые люди талантливы во всем. А служители ее величества науки вдвойне. Недаром почитатели научных трудов в Интернете даже поговорки складывают с эдаким ученым юморком. Кто бы мог подумать, что «толочь воду в ступе» – это целая «проблема повышения мелкодисперсионности оксида двухатомного водорода механическим путем». Сказано так, что и не поспоришь. Умный, находчивый и, разумеется, грамотный – таков он, современный ученый. И жизнь у него интересная, до краев наполненная исследованиями, разработками, грантами, динамичная и целеустремленная. Ему-то как раз и некогда «толочь воду в ступе» – позади методики, алгоритмы, впереди новые технологии.

    В свои 27 лет Владимир Сергеевич Макаров – уже кандидат технических наук, доцент, инженер-конструктор научно-исследовательской лаборатории транспортных машин и транспортно-технологических комплексов НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Секретом того, как ему удается совмещать работу преподавателя на кафедре «Автомобили и тракторы» и заниматься крупными конструкторскими разработками в лаборатории, он поделился с нашим корреспондентом.

– Владимир Сергеевич, всегда интересно, как все начиналось. Расскажите о своем старте.

– Если честно, даже не знаю, где он был, этот старт. Мои родители никогда не заставляли меня учить уроки. Очень тактично, показывая на своем примере, они вели себя так, что я сам понимал, насколько необходимо и важно учиться. Когда окончил школу, надо было выбрать, в какой вуз идти. Но у меня  решение возникло мгновенно: в политех, на автомобильный факультет. Когда в 2000 году сдавал выпускные экзамены в школе, впервые на учениках нашего класса тестировали ЕГЭ. Математику прошел. С физикой оказалось сложнее. Кто сдавал ЕГЭ одним из первых, знает, насколько это непросто. Физику я потом сдал письменно на вступительных испытаниях. Так и стал студентом НГТУ.

– Большинство студентов расценивают магистратуру как лишний год обучения в вузе. Почему вы решили пойти учиться дальше?

– Мой приход в магистратуру – это целая история. Мы с ребятами сидели на кафедре, делали какой-то курсовик. Вдруг нас вызывает  Владимир Викторович Беляков, начальник Управления научно-исследовательских и инновационных работ, а тогда еще заместитель проректора по науке. Первая мысль – получим выговор за что-то. Я уже начал думать: за что, а он предложил нам поступать в магистратуру. На вопрос: «А что мы там будем делать?», Владимир Викторович ответил: «Писать научные работы» и предложил, что называется, волшебную тему «О машинах, которые ездят сами по себе, без водителя». Я заинтересовался, подумал: а почему бы и нет? И согласился.

– Удалось изучить самостоятельные машины?

– Да, этому была посвящена моя магистерская диссертация. За время учебы мне даже пришлось побывать в МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не теряя времени, я поинтересовался, нет ли у них разработок по машинам, которые ездят сами по себе. Всюду удивлялись моему вопросу. Но в итоге мне удалось посетить НИИ специального машиностроения МГТУ им. Н.Э.Баумана – у них оказался проект по созданию автономного транспортного средства на базе БТР. Машина сканировала местность по средствам лидара и выбирала путь движения на основе алгоритмов, заложенных в ее бортовой компьютер. Это называется решение задачи профильной проходимости, то есть способность машины двигаться по твердой опорной поверхности с учетом геометрических характеристик окружающей среды и возможности объезда препятствий. Приехав домой, я внимательно изучил литературные источники, на которые ссылались московские исследователи, и сам написал алгоритм решения задачи профильной проходимости, а также поставил себе задачу обеспечения опорной проходимости автономных автоматических транспортных средств. Моя чудо-машина должна была ездить самостоятельно, выбирать путь движения и изменять скорость движения в зависимости от характеристик опорной поверхности под колесами автомобиля. Несколько бессонных ночей – и алгоритм решения задачи был составлен. Он стал своеобразным аналогом противобуксовочной системы в условиях бездорожья, но с учетом автономности транспортного средства. На защиту магистерской диссертации пришли мои друзья. Их поддержка только помогла мне успешно защититься.

– В аспирантуру решили поступать тоже благодаря «волшебной теме»?

– Нет, как-то втянулся, влюбился в науку, наверное. Но «волшебную» тему, честно признаться, не забросил. Продолжил исследования, работал над темой «Исследование проходимости колесных машин». В этой теме мы уже перешли от теории к практике. Проводили исследования и натурные эксперименты на автомобилях Нива и КамАЗ. Первый раз, когда собрались, не смогли выбрать лучший день, чем в 30-градусные морозы почти под Рождество. Долго замеряли скорость движения, радиусы поворотов, ширину колеи и прочие параметры и очень замерзли. Но после поездки недели через две я написал большую часть работы.

– Владимир, расскажите о лаборатории, в которой сейчас трудитесь.

– Научно-исследовательская лаборатория транспортных машин и транспортно-технологических комплексов – это мое основное место работы. Отмечу, что лаборатория имеет полувековую историю. Там в коллективе конструкторов мы занимаемся разработкой и исследованием новой вездеходной техники. По заказам организаций и частных лиц мы проектируем и производим колесные и гусеничные машины высокой проходимости. Они применяются для охоты, геологоразведки, а также для движения там, где просто нет дорог. На самом деле, наша лаборатория – это маленькое предприятие в составе НГТУ, в котором трудятся около 20 человек. Это и бухгалтерия, и конструкторы, и слесари-сборщики, и другой персонал.

– Где производятся машины, которые вы разрабатываете?

– У нас же в лаборатории. Мы имеем все необходимое оборудование. Производство единичное, поэтому нам, конструкторам, приходится и над конструкцией работать, и технологию составлять, и контролировать качество продукции. Каждая машина для нас как долгожданный ребенок. Кроме того, очень приятно работать в сильном  конструкторском коллективе наряду с высококлассными специалистами – такими, как Всеволод Андреевич Масленников, Владимир Валерьянович Балов, Алексей Владимирович Перепелов.

– Можно ли студентам посещать такую серьезную лабораторию?

– Конечно. Это же гордость нашего вуза. Студенты проходят у нас производственную и преддипломную практики, на которых могут самостоятельно проработать какой-нибудь узел или агрегат и даже увидеть его в натуре. Разумеется, студенческие работы не становятся конструкторской документацией, но могут быть использованы для проработки различных конструкций какой-либо машины. Для ребят это очень большой шаг в будущую профессию и хорошая возможность оценить те знания, которые они получили в процессе обучения.

– Владимир Сергеевич, расскажите о своих достижениях. Чем вы занимаетесь в настоящее время?

– У меня порядка 70 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 учебных пособия по автоматическим системам управления автомобильной техники, а также 7 патентов. А сейчас я работаю над очень деликатной и непростой задачей – это разработка методов комплексной оценки подвижности и конкурентоспособности транспортно-технологических машин с целью определения анализа превосходства автомобилей. В жизни мы очень часто играем разные роли. Дома мы родители, на работе сотрудники, в автобусе пассажиры, в магазине покупатели. Так и на производстве. К примеру, на автомобиль мы можем смотреть как конструктор, как технолог, как производитель, как эколог, как потребитель. И у каждого своя правда, и каждый тянет одеяло на себя. Цель данной работы – выработка алгоритма поиска оптимального решения, удовлетворяющего требованиям всех вышеперечисленных составляющих. Звучит сложно, но при поддержке хороших людей легко. Например, в работе я опираюсь на исследованиях Владимира Викторовича Белякова. А экономическую часть помогает выполнить моя супруга Светлана Валерьевна.

– С какими трудностями в научной деятельности и работе вам приходится сталкиваться чаще всего?

– В первую очередь – это люди, а во вторую – сложности в поисках решения конкретных задач. Если с последними можно справиться путем логических умозаключений и методов научного познания, то с людьми порой бывает намного труднее, но и более интересно. Решение задач такого плана – мое хобби, так как хороший педагог и руководитель должен быть хорошим психологом. На мой взгляд, в жизни надо заниматься любимым делом, не кривить душой, и все трудности, связанные с научной деятельностью и работой, будут казаться незначительными и легко решаться. Главное, чтобы лад в семье был.

Беседу вела Любовь Солодовникова.