Проект

РЕШЕНИЕ

ученого Совета по вопросу «О развитии безотрывных форм обучения в техническом университете в условиях реформы профессионального
образования. Портрет студента безотрывной формы обучения»

 

от 30 января 2007 года

 

Заслушав и обсудив сообщение проректора по безотрывным формам обучения, ученый Совет констатирует:

1. Обучение по безотрывным формам обучения в НГТУ достаточно широко представлено в учебном процессе и является важнейшей составляющей в подготовке специалистов.

2. В настоящее время по безотрывным формам проходят обучение 9857 чел.  (3195 бюджетное, 6662 коммерческое). Обучение проходит как в головном вузе (ЗВФ, СВФ, ФЭМИ, ФКТ. СФ, ИФХФ), так и в Арзамасском, Дзержинском институтах, Выксунском, Заволжском и Павловском филиалах и представительствах (Балахна, Бор, Богородск, Вача, Кстово, Воротынец, Лысково, Первомайск).

Обучение по безотрывным формам проводятся по 30 специальностям.

Доход НГТУ от коммерческого обучения студентов по безотрывным формам  составила в 2006 г. более 80 млн. руб.

3. В НГТУ (институты, филиалы, факультеты) ведется целенаправленная работа по повышению качества обучения, совершенствованию организации учебного процесса и оптимизации системы его управления.

3.1 Ежегодно пересматриваются структура и контрольные цифры приема на безотрывные форма обучения. Предпочтение отдается востребованным специальностям и специальностям технологического профиля.

3.2 На основании проведенного анализа состояния и обеспеченности учебно-методической литературой студентов заочной формы обучения реализуется внутривузовский проект издания «Комплекса учебно-методических материалов для студентов заочной и дистанционной форм обучения» (КУММ). В 2006 г. разработаны и изданы 52 КУММов по 50 дисциплинам (тираж издания каждого КУММ 100 – 500 экз.). Определен источник финансирования. Отработана система стимулирования  авторских коллективов. КУММ для студентов заочной и дистанционной форм обучения передаются в научно-техническую библиотеку, а их электронные версии размещаются на учебном сервере «Дистанционное обучение» Центра дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ) НГТУ.

3.3 Внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, включая дистанционные образовательные технологии с целью обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам НГТУ и для оперативной связи студентов (филиалов, представительств) с преподавателями головного вуза. Расширяется банк обучающих компьютерных программ, электронных учебников и учебно-методических пособий.

В 2006 г. создан Центр дистанционных образовательных технологий (директор Огурцова О.Б.) Внедрена в эксплуатацию корпоративная информационная система управления процессом обучения при использовании современных дистанционных образовательных технологий. Разработана программ повышения квалификации «Преподаватель дистанционного обучения» и организована подготовка преподавателей.

3.4 Институты, филиалы и факультеты проводят мониторинг (анкетирование, тестирование) уровня знаний (качества обучения) студентов безотрывных форм обучения. На основе анализа результатов и разрабатываются соответствующие мероприятия, внедрение которых в учебный процесс повышает качество подготовки.

 

Вместе с тем ученый Совет отмечает:

1. Организация безотрывных форм обучения (БФО) в университете нуждается в реформировании на основе  многовариантности подходов и многообразия инструментов, отражающих специфику НГТУ, состояние рынка труда и образовательных услуг.

Приоритетной задачей при этом является разработка и внедрение инновационных схем организаций учебного процесса по БФО, обеспечивающих качество обучения и конкурентоспособные преимущества на рынке труда и образовательных услуг.

2. Остается низкая заинтересованность предприятий города и районов в результатах работы НГТУ.  Предприятия (за редким исключением) не формируют целевой заказ для вуза на подготовку инженерных кадров. Существует проблема с организацией практик на предприятиях.

3. Необходимость в развитии системы мониторинга и прогноза потребности предприятий и организаций региона в инженерных кадрах, мониторинга уровня знаний обучающихся и образовательных программ.

 

Ученый Совет постановляет:

 

Считать работу по реформированию безотрывной формы обучения в направлении развития новых технологий организации учебного процесса, формирования основных образовательных программ на основе ГОС третьего поколения, внедрения современных информационных образовательных технологий в работу вуза – важнейшей задачей направленной на повышение качества обучения студентов и конкурентоспособности на рынке труда.

Для практической реализации этих задач развития  безотрывных форм обучения на ближайшие годы необходимо:

1. Определить приоритетные  направления подготовки специалистов по безотрывным формам обучения с учетом ориентации на рынок труда и специфику развития региона. На основе мониторинга и прогноза потребности  предприятий и организаций региона в инженерных кадрах, мониторинга уровня знания обучающихся и образовательных программ ежегодно осуществлять анализ (пересмотр) номенклатуры специальностей и направлений подготовки, а также контрольных цифр приема.

(Отв. проректор Е.П. Тимофеев.).

2. Приступить в 2007 году к формированию основных образовательных программ бакалавров, магистров и специалистов на основе ГОС третьего поколения по существующим направлениям подготовки реализуемым в НГТУ. При формировании ООП подлежат разработки

(Отв. проректор по учебно-методической работе С.М. Дмитриев, начальник УМУ Т.И. Ермакова, пом. проректора БФО В.К. Наумов, заведующие выпускающих кафедр).

3. Совету по учебно-методической работе, УМУ совместно с руководителями институтов и филиалов, деканами факультетов, предусмотреть цикл мероприятий направленных на разъяснение и изучение новых нормативно-правовых документов и методических материалов, регламентирующих формирование ООП на основе ГОС третьего поколения, привлекая к этому широкий круг профессорско-преподавательского состава.

(Отв. проректор по учебно-методической работе С.М. Дмитриев, начальник УМУ Т.И. Ермакова, директора институтов и филиалов, деканы факультетов).

4. Реализовать инновационные схемы организации учебного процесса по безотрывным формам обучения, обеспечивающие качество обучения и конкурентоспособные преимущества на рынке труда и образовательных услуг:

(Отв. проректор Е.П. Тимофеев, директора институтов и филиалов, деканы БФО).

5. Внедрять в учебный процесс новые технологии обучения включая дистанционные образовательные технологии с целью реализации современных телекоммуникационных технологий взаимодействия преподавателя и студента и обеспечения широкого доступа их к информационным ресурсам НГТУ:

(Отв. проректоры  И.Н. Мерзляков, Е.П. Тимофеев, директор ЦДОТ О.Б. Огурцова, директора институтов и филиалов, деканы БФО).

6. Разработать и подготовить набор программ дополнительного образования для доподготовки бакалавров и реализации концепции непрерывного образования (дополнительное к высшему > 1000 часов, профессиональная переподготовка > 500 часов). Институту переподготовки специалистов (директор А.С. Ермилин) в 2007 году подготовить не менее 20 программ дополнительного образования .

(овт. проректор Е.П. Тимофеев, директор ИПС А.С. Ермилин, декан СФ, М.А.Ивлев).

7. Развивать в НГТУ систему внутривузовских проектов (грантов) на целевой заказ по разработке и изданию комплексов учебно-методических материалов (КУММ) и электронных учебников по дисциплинам всех специальностей  и форм обучения.

Декану ЗВФ Б.В. Устинову сформировать и утвердить у ректора целевой заказ на издание в 2007 году КУММ (включая электронные версии) по 60-и дисциплинам для студентов безотрывных форм обучения.

(Отв. проектор Е.П. Тимофеев, декан ЗВФ Б.В. Устинов).

8. Развивать  систему мониторинга и прогноза потребности предприятий и организаций региона в инженерных кадрах, мониторинга уровня знаний, обучающихся  и образовательных программ.

(Отв. проектор Е.П. Тимофеев, директора филиалов и институтов, деканы факультетов).

9. Контроль за исполнением данного решения возложить на проректора по безотрывным формам обучения Е.П. Тимофеева.


Председатель Ученого совета                                                                        В.П.Кириенко

Ученый секретарь Ученого совета                                                                        Ю.Г.Белов