18.02.2018

Поиск по сайту

 

  603950, Нижний Новгород, ул. Минина, д.24 Официальная почта: nntu@nntu.ru Факс: +7 (831) 436 94 75     English Instagram Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваОфициальная группа ВКонтакте Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваNizhny Novgorod State Technical UniversityТелеграмм-канал Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Стратегический проект №4 "Региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения"

Презентация проекта

Сроки реализации: 2017-2021 гг.

Цель проекта

Создание регионального научно-образовательного центра инновационного и технологического развития, разработки новых методов и технологий проектирования и подготовки высокопрофессиональных специалистов для предприятий транспортного машиностроения.

Задачи проекта

  • разработка и апробация новых технологий конструирования транспортных средств с частичным и полностью автономным управлением;
  • разработка новых технологий проектирования компонентов систем помощи водителю, а также передовых цифровых методов обработки сигналов, методов сопровождения и распознавания;
  • разработка новых технологий проектирования электроплатформ;
  • разработка новых методологий инженерных расчетов деталей, узлов, систем и транспортных средств в целом, а также компьютерного моделирования технологических процессов, необходимых предприятиям региона;
  • модернизация системы подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий транспортного машиностроения региона с учетом текущих и будущих потребностей региона, связанных с инновационным развитием транспортного машиностроения.

Ключевые участники

Руководитель проекта:

  • Грошев Анатолий Михайлович – директор Института транспортных систем (ИТС), к.т.н., доцент, действительный член Российской академии транспорта, член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова. 1998г. – основатель и директор Центра безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ). С 2008г. – научный руководитель Научно-исследовательской лаборатории транспортных интеллектуальных систем (НИЛ ТИС). 2009 – 2015гг. – руководитель десяти государственных контрактов, выполняемых НГТУ по ФЦП Минобрнауки России и более двадцати крупных хозяйственных договоров по НИОКР. 2013 по н.в. – руководитель двух комплексных проектов от НГТУ по НИОКТР, реализуемых ООО «Автозавод «ГАЗ» в рамках постановления Правительства РФ от 09 апреля 2010 года №218.

Структурные подразделения университета – участники проекта:

  • Институт транспортных систем (ИТС) - разработка технологий проектирования транспортных средств с частичным и полностью автономным управлением на базе шасси легких и средних коммерческих автомобилей ГАЗ, разработка технологий виртуальной разработки продукта (компьютерное моделирование процессов транспортного машиностроения), необходимых для создания беспилотной техники.
  • Институт радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ) - разработка радиолокационных технологий обнаружения и распознавания объектов с использованием отечественной компонентной базы, адаптированных под установку на автомобили ГАЗ, проектирование систем интеллектуального видео-информирования водителя о дорожной обстановке, отвечающих требованиям эргономики и стиля ГАЗ.
  • Институт электроэнергетики (ИНЭЛ) - разработка электроплатформ для транспортных средств на базовых компонентах российского производства, обеспечивающих создание моноприводных и полноприводных модификаций коммерческой техники ГАЗ.

Внешние участники проекта:

  • ООО «Объединенный инженерный центр» (Группа ГАЗ) - ключевой заказчик НИОКР по разработке новых продуктов Группы ГАЗ в сегменте легких и средних коммерческих автомобилей, автобусов и спецтехники, партнер НГТУ в осуществлении инжиниринговой деятельности, организация, заинтересованная в трудоустройстве выпускников НГТУ, место для прохождения практик студентов НГТУ.
  • ООО «Автозавод «ГАЗ» (Группа ГАЗ) - ключевой индустриальный партнер НГТУ, заказчик крупных комплексных проектов, целью которых является разработка и создание новых образцов автомобилей ГАЗ.
  • ООО Научно-производственная фирма «Диагностика и сертификация транспорта» - Исполнитель «форсайт»-проектов Группы ГАЗ, выполняемых по заказу ООО «ОИЦ» с участием сотрудников и студентов НГТУ и с привлечением материально-технической базы университета (на договорной основе), инжиниринговый центр при вузе, ориентированный на внедрение научных разработок НГТУ в практику промышленных предприятий транспортного машиностроения.

Результаты и эффекты

Стратегической целью реализации Проекта является развитие кооперации НГТУ в сфере НИОКР с промышленными предприятиями региона, работающими в сфере транспортного машиностроения. Ключевая роль в данном направлении отводится кооперации с Группой ГАЗ, центральный офис управляющей компании которой находится в Нижнем Новгороде. Созданный в рамках проекта региональный научно-образовательный центр транспортного машиностроения позволит организовать взаимодействие ведущего технического университета региона и крупнейшего производителя коммерческого транспорта России на новом уровне.

С этой целью в рамках Проекта будет реализована долгосрочная стратегия развития инжиниринговой деятельности НГТУ в интересах Группы ГАЗ, предпосылками которой являются:

  • потребность Группы ГАЗ в создании новых продуктов, в том числе импортозамещающих на внутреннем рынке и конкурентоспособных на внешнем рынке;
  • наличие и возможность использования различных механизмов финансовой поддержки перспективных НИОКТР, выполняемых предприятием совместно с вузом;
  • успешный опыт сотрудничества НГТУ и Группы ГАЗ в реализации перспективных НИОКР;
  • востребованность исследовательских заделов для создания новых успешных коммерческих продуктов;
  • высокий научно-технический потенциал НГТУ в области транспортного машиностроения, который в настоящее время не использован в полном объеме в интересах Группы ГАЗ.

Создаваемый в рамках проекта региональный научно-образовательный центр будет играть роль центра перспективных разработок Группы ГАЗ, который поможет техническим службам ГАЗа формировать «портрет» и «философию» новых продуктов, способных успешно конкурировать с новыми разработками зарубежных автопроизводителей, как на внутреннем рынке (решение задачи импортозамещение), так и на внешнем рынке (развитие экспортного потенциала).

Ожидаются следующие результаты:

  • дальнейший (интенсивный) рост конкурентоспособности продукции Группы ГАЗ на внутреннем и внешних рынках;
  • более эффективное использование материально-технической базы и научного потенциала НГТУ при выполнении инновационных проектов, востребованных в Группе ГАЗ;
  • формирование в НГТУ компетенций, необходимых для создания новых коммерчески успешных продуктов в Группе ГАЗ;
  • совершенствование качества образования путем использования результатов научно-исследовательских работ в образовательном процессе, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательного процесса;
  • закрепление за НГТУ статуса «Опорного университета».

Особое развитие должна получить базовая кафедра НГТУ «Создание продукта в автомобилестроении», созданная в ООО «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ, в которой студенты НГТУ проходят не только обучение и практику, но также имеют возможность принимать участие в реальных проектах, получая при этом свой первый опыт инженера-конструктора. Очевидно, что реализация Проекта будет положительным образом способствовать укреплению базовой кафедры и развитию направлений ее деятельности как в образовательной сфере, так и в сфере НИОКР.

Выбор задач, обозначенных в п.3, обусловлен наблюдаемыми перспективами развития транспортной отрасли. Рост мирового потребления автомобильной продукции влечет постоянное увеличение нагрузки на транспортные сети государств. Наблюдается резкое возникновение спроса на автоматизацию транспортной системы (т.е. ввод в эксплуатацию транспортных средств с функциями беспилотного управления). Известно, что на данный момент рынок полностью беспилотных автотранспортных средств не сформирован, однако активно развивается рынок автомобилей, оснащенных системами помощи водителю (ADAS-системами). Объем этого рынка достаточно велик и продолжает расти. По известным прогнозам, решение задачи создания полностью автономного автомобильного транспорта ожидается к 2035 году. Однако уже сегодня существует потребность в работе над разработкой и внедрением помощников водителя (ADAS), а также сложных мехатронных систем с разной степенью автономности.

Нижегородская область по праву считается одним «автомобильных центров» страны. В первую очередь из-за того, что в Нижегородской области находится несколько крупных предприятий Группы ГАЗ. А также потому, что в области функционирует более 100 предприятий, занимающихся выпуском автомобилей (на базе шасси разных автопроизводителей) и автокомпонентов. Очевидно, что развитие рынка ADAS-системам и рынка беспилотной техники требует от современных автопредприятий внедрения новых решений, которые возможны только в том случае, если в регионе существует мощный инжиниринговый центр, работающий в указанной области знаний, а также присутствует образовательная составляющая, позволяющая готовить высококлассные кадры.

Именно такая роль и отводится создаваемому в НГТУ Центру транспортного машиностроения. С одной стороны, центр будет ориентирован на работу с ключевыми партнерами (ООО «ОИЦ» и ООО «Автозавод «ГАЗ»), а с другой стороны, будет востребован среди многочленных производителей автокомпонентов и транспортных средств Нижегородской области.

Реализация Проекта укрепит конкурентные позиции региональных автопроизводителей на внутреннем и мировом рынках, позволит разработать и освоить производство компонентов и программного обеспечения нового поколения, создать на их базе беспилотные автотранспортные средства широкой гаммы применения и обеспечить их эффективную эксплуатацию в рамках транспортной системы Российской Федерации. Следует отметить, что функционирование Центра позволит не только повысить конкурентоспо- собность продукции нижегородского транспортного машиностроения, но также положительным образом скажется на деятельности предприятий, выпускающих микроэлектронику и сенсорику.

Кроме институтов НГТУ (ИТС, ИРИТ, ИНЭЛ) и базовой кафедры НГТУ, участником реализации проекта является малое инновационное предприятие, созданное при вузе в соответствии с ФЗ-№217 (ООО НПФ «ДСТ»), ориентированное на выполнение «форсайт»-проектов Группы ГАЗ. Это позволит ООО НПФ «ДСТ» увеличить годовой оборот средств и создать новые рабочие места для молодых ученых и специалистов.

Планируется работа по мероприятиям и программам Минобрнауки России, Минпромторга, Минэкономразвития, Агентства по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области, а также фондов, готовых поддерживать инновационные проекты. Схема предлагаемого взаимодействия представлена на рисунке.

Публикации о проекте в СМИ

 «Сани едут сами в беспилотное будущее по бездорожью настоящего» (Культурно-деловой журнал «Столица Нижний». №5 (50), 2017, стр. 50-54)

Команда проекта

Грошев А.М.

Руководитель проекта
Грошев А.М.

Тумасов А.В.

Тумасов А.В.
И.о. директора ИТС

Мякиньков А.В.

Мякиньков А.В.
И.о. директора ИРИТ

Дарьенков А.Б.

Дарьенков А.Б.
Директор ИНЭЛ

Соколова Э.С.

Соколова Э.С.
Зав. каф. ИСУ ИРИТ

Шашкина К.М.

Шашкина К.М.
Ведущий инженер