18.11.2017

Поиск по сайту

 

  603950, Нижний Новгород, ул. Минина, д.24 Официальная почта: nntu@nntu.ru Факс: +7 (831) 436 94 75     English Instagram Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваОфициальная группа ВКонтакте Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваNizhny Novgorod State Technical UniversityТелеграмм-канал Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Концепция воспитания студентов НГТУ

Основные направления развития Концепции воспитания студентов НГТУ в современных условиях

Экономическое, социальное и духовно-культурное развитие современной России помимо новых благоприятных возможностей создает серьезные проблемы в сфере социализации молодежи, требующие глубокого анализа и активных действий как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне конкретных образовательных учреждений.
В этой связи актуализируется необходимость усиления воспитательной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, более активного участия в процессах, формирующих нравственное здоровье молодых людей, обучающихся в вузе. Требуются дополнительные усилия для поиска и реализации новых подходов к совершенствованию воспитательной составляющей образовательной деятельности российского университета, повышению её качества и эффективности.
При этом современное российское высшее образование, должно сохранить свои исторические ценностные установки, ориентироваться на формирование не только профессионально подготовленных людей, но и развитие нравственных личностей, способных самостоятельно принимать ответственные решения, обладающих чувством ответственности за судьбу своей семьи, государства и общества.
Основные направления развития Концепции воститания студентов НГТУ в современных условиях, как неотъемлемой составной части общей стратегии университета разработаны с учётом осмысления современных жизненных реалий, тенденций экономического и социокультурного развития России, ценностей правового демократического государства, расширяющегося информационного пространства, личностных особенностей современных студентов и проблем, существующих в молодежной среде. Они учитывают исторически сложившуюся национальную систему воспитания, достижения российской педагогической науки, а также на богатый опыт организации воспитательной работы в НГТУ им Р.Е.Алексеева.

1. Обновляемая "Концепция воспитания студентов НГТУ" базируется на современных подходах в теории и практике этой работы, которые включают:
1.1. Приоритетность четкого определения основных целевых и ценностных установок воспитательной деятельности в тесной связи с задачами реализации видения, миссии и основных общих стратегических целей вуза. В центре воспитательного процесса должна находиться личность студента, его жизнь, учебная и социальная деятельность на определенной ценностносмысловой основе, в фокусе которой - созидание, личное и общественное благо, профессиональная компетентность и творчество.
1.2. Акцент на реализацию принципа возрастосообразности воспитания студентов разных курсов обучения. Программа воспитательной деятельности со студентами разных курсов должна иметь свою содержательную специфику, свои особые формы и методы.
1.3. Фокус на постоянную актуализацию целей, содержания и технологий воспитания студентов.
Воспитательная работа в университете должна быть направлена на создание условий для формирования у студентов способности к продуктивному действию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами, на развитие потребности и способности проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность.
В содержание воспитания включаются такие важные источники научения как жизнь самих студентов (аудиторные занятия и свободное от учебы время), личность преподавателей, социокультурная жизнь общества в целом.
В содержании воспитательной работы должны в полной мере учитываться такие факторы как отсутствие у студентов опыта общественной деятельности, их низкая социальная активность, необходимость для многих совмещать учебу с работой и т.д.
1.4. Активация роли преподавателя как профессионального воспитателя. Он является помощником и наставником студенческого сообщества, способствующим освоению студентом знаний и опыта созидательной деятельности в личной и общественной жизни.

2. Важнейшим элементом в развитии воспитательного процесса в НГТУ являются создание целостной концепции воспитательной работы, разработка целевых воспитательных программ и проектов, направленных на формирование у студентов гражданской позиции, высоких нравственных качеств, стремление к здоровому образу жизни.
Программы и проекты воспитательной работы должны быть подчинены целям, задачам, принципам ее концепции и соответствовать стратегии университета и стратегии государственной молодежной политики в РФ. Они будут выстраиваться по следующим основным направлениям:

  • патриотическое воспитание студенческой молодежи;
  • нравственно-эстетическое воспитание студентов;
  • развитие творческого и профессионального потенциала личности будущего специалиста в процессе учебной, научно-исследовательской работы студентов и дальнейшего сопровождения талантливой молодёжи;
  • воспитательная работа в процессе адаптация студентов первого курса;
  • социальная поддержка студенчества;
  • воспитательная работа в процессе студенческого спорта и физкультурного движения;
  • воспитательная работа в студенческом городке и спортивно-оздоровительном лагере университета;
  • профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде;
  • формирование и развитие семейных ценностей и помощь студенческой семье;
  • воспитательная работа с иностранными студентами;
  • работа с абитуриентами;
  • объединение студенческих сообществ головного вуза и филиалов.

3. Развития воспитательной деятельности в НГТУ им. Р.Е. Алексеева неразрывно связано с учебной и научно-исследовательской работой студентов, с их досугом, с системой самоуправления студентов.
Это предполагает:
3.1. Осуществление воспитательной деятельности в университете в соответствии с общими целями и задачами высшего профессионального образования, с формированием и развитием профессиональных и социальных компетенций будущих специалистов, соответствующих современным требованиям.
3.2. Комплексный подход к совершенствованию и развитию воспитательной работы со студентами в университете. Это потребует активизации, целенаправленности и скоординированности действий всех организаторов воспитательной работы в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза. Необходимо будет создать систему межинститутских, межфилиальных, межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции вуза.
3.3. Осуществление воспитательной функции вуза в единстве учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов.
3.4. Всемерную поддержку научно-технического творчества студентов, повышение авторитета и значимости студенческой науки. Научная школа должна рассматриваться как это одно из ведущих сообществ, в котором происходит социализация студента вуза.
3.5. Совершенствование механизмов, обеспечивающих становление и эффективное функционирование системы гражданского и патриотического воспитания студентов.
Это потребует привлечения к этой деятельности руководителей университета, его профессорско-преподавательского состава и студенческого актива, а также ветеранов и выпускников вуза. Необходимостью станет расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на студентов, необходимых для осуществления государственной политики в области патриотического и гражданского воспитания.
3.6. Дальнейшее развитие демократизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процессов, обеспечение соединения административного управления и студенческого самоуправления в единую систему управления вузом.
Это потребует утверждения и развития принципов вариативности, добровольности и права выбора студентами форм своего участия в решении значимых для них личных и общественных проблем.
Это предполагает активное вовлечение студентов в различные виды социально значимой деятельности в рамках студенческого самоуправления, их участие в организации и проведении тематических, культурно - досуговых и спортивных мероприятий.
Необходимым станет акцент на развитие сети разнообразных студенческих объединений - учебных, научных, общественных, творческих, клубных, на их взаимодействие с молодёжными организациями, имеющими позитивные программы, как на уровне университета, так и на уровнях институтов, филиалов и факультетов.
Это обусловит необходимость активного взаимодействия органов студенческого самоуправления университета с федеральными, региональными и городскими молодёжными объединениями и участия студентов вуза в социальных проектах, связанных с модернизацией экономики, политики и всей общественной жизни страны. В этой связи приоритетными задачами будут:

  • организация системы совместной деятельности руководителей, преподавателей, общественных организаций и органов студенческого самоуправления по профилактике асоциального поведения и повышения дисциплины в студенческой среде.
  • подготовка и проведение комплекса тематических мероприятий, акций, конкурсов направленных на формирование у студентов устойчивых правовых взглядов, навыков и привычек правового поведения, здорового образа жизни, на профилактику пьянства, табакокурения, наркомании.
  • практическая реализация девизов: "НГТУ - вуз здорового образа жизни", "Высокая культура поведения - норма для каждого политехника".

3.7. Развитие системы адресных услуг правовой, медико-психологической и психолого-педагогической помощи студентам:

  • систематическое проведение мероприятий (индивидуальная работа, тестирование, анкетирование, социологические опросы), по целенаправленному выявлению студентов, склонных к асоциальному поведению, различным нарушениям и обоснованию средств педагогического воздействия (целевые психологические и правовые консультации, тренинги).
  • активно использование для этих целей возможности психологического центра ФКТ.

3.8. Внедрение в институтах, филиалах, на факультетах и на выпускающих кафедрах университета "корпоративной" атрибутики, создание своих печатных органов и сайтов в интернете.
3.9. Настойчиво формировать чувство сопричастности студентов к лучшим традициям вуза, института, филиала, факультета, кафедры, привлекать их участию в продвижении имиджа и к укреплению репутации университета. В воспитательной работе со студентами активно использовать профессиональные возможности, историю и традиции кафедр, филиалов, факультетов, институтов, университета, примеры жизни и деятельности известных учёных, педагогов, специалистов, ветеранов и выпускников университета, музей истории НГТУ и т.д.
3.10. Максимально полно использовать особые знаковые события и "информационные поводы" для развития воспитательного процесса в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза.

4. Спроектировать "модель" современного студента НГТУ им. Р.Е. Алексеева, определить его базовые социально-личностные характеристики, положив их в основу практических действий по реализации целей воспитательного процесса в вузе.

5. Разработать программу развития органов студенческого самоуправления в НГТУ, направленную на обеспечение широкого привлечения студенческой молодёжи к общественной жизни университета, вовлечение студентов в процессы студенческого самоуправления в их образовательной и научно-исследовательской деятельности.
С этой целью:
5.1. Создать систему постоянной информационной и разъяснительной работы среди студентов о возможностях общественной деятельности и социального роста в университете, способствовать формированию у них мотивации к активному самоопределению и выработке социально-профессиональной позиции. Активно привлекать к этой работе профессорско-преподавательский состав кафедр общественно-социального, экономического и менеджерального профиля, представителей средств массовой информации, лидеров органов студенческого самоуправления, кураторов, заместителей директоров филиалов, институтов и деканов факультетов по воспитательной работе.
5.2. Создать в университете постоянно действующую школу студенческого актива НГТУ "Лидеры производства XXI века" по различным направлениям деятельности студенческих общественных организаций.
5.3. Проводить регулярно университетские конференции студенческого актива НГТУ по проблемам развития студенческого самоуправления и распространения опыта этой работы.
5.4. Обеспечить совершенствование форм взаимодействия студенческих организаций, устраняя дублирование видов деятельности органов студенческого самоуправления, модернизировать структуру управления студенческих общественных организаций.
5.5. Обновить систему работы кураторов и студенческих координаторов, работающих со студенческими группами младших курсов.
5.6. На базе НГТУ создать региональный инновационный центр студенческих инициатив "Молодёжный форсайт: "Сами проектируем - сами внедряем".
5.7. Заключать соглашения о социальном партнёрстве между администрацией и профсоюзной организацией студентов НГТУ.
5.8. Совершенствовать деятельность педагогического отряда университета "Всплеск", возродить строительные, инновационные, тематические, агитационные студенческие отряды. Создать в НГТУ штаб студенческих отрядов, возложить на него функции службы трудоустройства студентов в дни студенческих каникул.
5.9. Создать постоянную систему взаимодействия студенческого актива с руководителями университета, филиалов, институтов, факультетов, кафедр по различным аспектам вузовской жизни. При этом органы студенческого управления должны изучать мнения и предложения студентов по совершенствованию организации учебно-воспитательного процесса, качества преподавания, участвовать в систематическом изучении данных мониторинга о качестве преподавания учебных дисциплин.
5.10. Внедрять в практику воспитательной работы "Этический кодекс студента НГТУ, "Кодекс выпускника НГТУ".
5.11. Создать в музее истории НГТУ экспозицию молодежных организаций университета: стенды и материалы из истории комсомольской, профсоюзной организаций, студенческого совета, НИРС, студенческого клуба, студенческих отрядов, газеты "Политехник" и т.д.

6. Обеспечить постоянное обновление нормативной базы воспитательного процесса в НГТУ, создать методику по оценке эффективности воспитательной деятельности в университете, рекомендации по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, издавать учебно-методические пособия и разработки по различным аспектам воспитания студентов.

7. Создать систему обучения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) работников НГТУ, занимающихся воспитательной деятельностью.

8. Усовершенствовать систему морального и материального стимулирования студентов и преподавателей - активных участников воспитательной деятельности (награждения, проведение тематических конкурсов "Лучший куратор учебной группы", "Лучший староста", "Студент года", установление надбавок, единовременных выплат, разовых материальных вознаграждений).

9. Содействовать созданию современного социокультурного и информационного пространства для общения руководителей и преподавателей вуза со студентами (электронные почтовые ящики, интерактивные формы сайта, радиопередачи и телевизионные заставки в корпусах университета, тематический бюллетень "Студенческий вестник НГТУ" и др.)
В этих целях:
9.1. Создавать условия преподавателям, организаторам воспитательного процесса, студентам НГТУ для участия в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах по учебно-воспитательной работе, молодежной политике, проводимых в Российской Федерации.
9.2. Обеспечивать участие студентов НГТУ в научных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях вузов стран-участниц ЕЭП, других стран СНГ, а также Германии и Китая, с которыми университет поддерживает тесные научные и учебно-образовательные связи.
10. Практиковать проведение совместно с администрациями институтов, филиалов, факультетов, Советом молодых ученых и специалистов НГТУ, органами студенческого самоуправления на базе предприятий региона тематических мероприятий, фестивалей с участием студентов университета и молодежи этих организаций.

11. Модернизировать систему привлечения финансовых средств (фандрайзинг) для развития материально-технической базы воспитательной работы и расширения возможностей культурно-массовых, спортивных мероприятий в НГТУ, в том числе в студенческом городке и спортивно-оздоровительном лагере университета.

12. Поддерживать и расширять открытость воспитательной системы университета в ее взаимодействии с внешней средой.
В этих целях:
12.1. Способствовать развитию взаимодействия с различными министерствами и ведомствами областной, городской и районной администраций.
12.2. Развивать кооперационные связи и отношения с руководителями и студенческими организациями вузов области и страны в целом.
12.3. Поддерживать постоянные связи с правоохранительными органами и медицинскими учреждениями области.
12.4. Установить связи и широко использовать воспитательный потенциал религиозных организаций области, возможности Русской православной церкви и других конфессий в духовно-нравственном развитии студентов.
12.5. Поддерживать постоянные контакты с творческими и спортивными организациями региона в целях повышения эффективности воспитательной деятельности в университете.
12.6. Сделать НГТУ одним из центров, а затем и лидером студенческой культуры и спорта в нижегородском регионе, признанной базой проведения российских, региональных, межвузовских мероприятий, научно-практических конференций, семинаров по различным направлениям воспитательной деятельности в современном вузе.

Реализация основных направлений развития Концепции воспитания студентов НГТУ в современных условиях является составной частью деятельности унивеситета по реализации его видения, миссии и основных стратегических целей по подготовке конкурентоспособных специалистов, будущих лидеров российского бизнеса, науки и техники.

Основные направления развития Концепции воспитания студентов НГТУ в современных условиях обсуждены и одобрены на заседании Совета НГТУ по воспитательной работе 15 февраля 2012 года.