23.01.2018

Поиск по сайту

 

  603950, Нижний Новгород, ул. Минина, д.24 Официальная почта: nntu@nntu.ru Факс: +7 (831) 436 94 75     English Instagram Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваОфициальная группа ВКонтакте Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. АлексееваNizhny Novgorod State Technical UniversityТелеграмм-канал Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева

Научно-исследовательская лаборатория «Специальные машины и механизмы» (НИЛ СММ)

В НИЛ СММ производиться выполнение прикладных научно-исследовательских и инженерных работ для создания новых поколений транспортных средств, их узлов и агрегатов.

  • Оценка проходимости и энергоэффективности транспортных средств в условиях бездорожья и при движении по снегу;
  • Разработка и исследование вездеходных транспортных средств на шинах сверхнизкого давления (семейство РУСАК-3990 с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8, 10х10, 12х12);
  • Разработка и исследование легких гусеничных машин;
  • Разработка и исследование автоматических систем управления механическими и гидромеханическими трансмиссиями;
  • Проектирование узлов и агрегатов трансмиссий с оптимальными характеристиками;
  • Исследование статических характеристик пневматических шин;
  • Разработка транспортных средств с гибридной силовой установкой, электромобилей и оценка эффективности их движения.

Особое внимание в НИЛ СММ уделяется проектированию и созданию транспортных средств для Арктики и Антарктики. Освоение Арктики и Антарктики являются одной из ключевых государственных задач Российской Федерации. Для успешного выполнения этой задачи в НИЛ СММ разрабатывается и испытывается новая транспортная техника, адаптированная к круглогодичной эксплуатации в этих регионах.

Как известно, до температуры примерно минус 40 С большинство машин могут нормально работать при соблюдении правил эксплуатации в зимних условиях. При температурах ниже минус 40 С грузовой транспорт, находящийся на открытых стоянках либо не работает, либо всю зиму эксплуатируется с не выключаемыми моторами. Это приводит к перерасходу топлива, преждевременной выработке моторесурса, ухудшению экологии в местах стоянки. При самопроизвольной остановке двигателя запустить его на открытом воздухе практически невозможно.

Анализ работы автохозяйств арктической зоны показал, что в зимнее время срок службы автомобилей по сравнению с зоной умеренного климата сокращается в два раза, а аварии и поломки выводят из строя до 25 % парка машин. К примеру, число поломок горных экскаваторов и бульдозеров в Сибири в зимние месяцы возрастает в 3-7 раз. При этом особенно опасным является период пуска машин в работу после остановки. Кроме этого, наличие агрессивной среды и низких температур проводят к тому, что срок службы рам и кузовов и машин при использовании традиционных материалов (низкоуглеродистых легированных сталей) резко снижается и составляет в основном до 5 лет. Все это приводит к необходимости преждевременного обновления парка эксплуатируемых машин в Арктике и Антарктике. Поэтому, необходимо разрабатывать новые технические решения, направленные на повышение эффективности работы транспортных средств в Арктике и Антарктике. Для этого нужно использовать комплексный подход с передовыми решениями в области транспортного машиностроения и материаловедения. В НИЛ СММ для повышения срока службы кузовов машин проводятся исследования по использованию композитных материалов и металлических сплавов устойчивых к низким температурам и коррозии, например, алюминиевых сплавов. При этом ожидаемый срок службы кузовов и рам машин в Арктике и Антарктике увеличиться в 2-3 раза.

К настоящему времени во многих областях техники для получения достоверной информации о состоянии объекта широко используются методы неразрушающего контроля. Эти методы с высокой точностью позволяют определить многие дефекты конструкции: остаточную деформацию, поверхностную пористость, крупные трещины, риски, эрозионные и коррозионные поражения и т.п. Использование методов неразрушающего контроля особенно актуально при эксплуатации транспортных средств в Арктике и Антарктике. Поэтому, уже на стадии проектирования рам и кузовов колесных и гусеничных транспортных средств новых поколений, разрабатываемых в НИЛ СММ, закладываются возможности их диагностирования методами неразрушающего контроля, что дополнительно позволит увеличить срок службы машин и повысить надежность их эксплуатации в Артике и Антарктике.

Не следует забывать, что одной из важнейших проблем в современном мире является глобальное потепление. По результатам анализа за 2016 г. установлено, что средняя температура в Арктике растет в два раза быстрее, чем во всех остальных регионах мира. Это очень серьёзная угроза, которая приводит к природным катастрофам: наводнениям миграции животных и т.д.

Россия в 2015 г. подписала Парижские соглашения по ограничению выбросов CO2 и сажи, поэтому мероприятия в этом направлении реализуются во всех отраслях промышленности, в том числе и на автомобильном транспорте. Для городских транспортных средств одним из главных решений является использование гибридных автомобилей и электромобилей. В Арктике и Антарктике использование чисто электромобилей исключено, поскольку аккумуляторные батареи при крайне низких температурах существенно ухудшают свои зарядно-разрядные характеристики. А вот использование технологий создания гибридных транспортных средств в Арктике и Антарктике позволит не только уменьшить выбросы CO2 и сажи, за счет работы дизель-генераторной установки в оптимальном режиме, но и повысить эффективность работы транспортных средств за счет лучшего перераспределения мощности по осям колесных транспортных средств или бортам гусеничных машин.

В связи с этим в НИЛ СММ создаются новые технологии:

  • в области электромеханических трансмиссий;
  • по гибридным силовым установкам и системам их управления;
  • по несущим системам (рамы-лодки и кузова арктического исполнения) с использованием композиционных материалов и возможностей их диагностики методами неразрушающего контроля.

Промышленное освоение перечисленных технологий позволит поднять технический уровень выпускаемых колесных и гусеничных вездеходов для Севера, Арктики и Антарктики, эффективно приспособить их к эксплуатации в сложных природно-климатических условиях.

Научно-исследовательская лаборатория «Специальные машины и механизмы» (НИЛ СММ)



О лаборатории

Проекты лаборатории

Новости

Мероприятия

Документация

Сотрудники

Оборудование

Партнеры

Контакты