ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание


  Назад

ТЕМА 4.
Индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности

Далее


Темперамент

Психика каждого человека уникальна, ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, с уникальной системой социальных связей. Темперамент относится к биологически обусловленным структурам психики человека. Когда говорят о темпераменте, имеют в виду такие психические различия между людьми, как различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устой­чивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. При всем разнообразии подходов к проблеме индивидуально-типических особенностей ученые признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируются социальные качества человека.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из этого учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), флегматик (от греческого phlegma – флегма), холерика (от греческого chole – желчь) и меланхолика (от греческого melas chole – черная желчь). Эта концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Темперамент – индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, они остаются постоянными на протяжении жизни человека.

Для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

Активность свидетельствует о том, насколько аинтенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума.

Экстраверсия и интроверсия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних, ситуативных впечатлений (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, какой силы воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает

Учитывая перечисленные свойства, основным типам темперамента даются следующие психологические характеристики:

1. Сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.

2. Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

3. Холерик – человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.

4. Меланхолик – человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Большинство меланхоликов интроверты.

Можно считать, что тип темперамента у человека – врожденный, но не выяснено до конца, от каких именно свойств врожденной нервной организации он зависит.

Темперамент отражает формальные стороны протекания психических процессов и их проявления в поведении, не затрагивая их содержания (предметной направленности, эмоционального фона и т.п.). Характер же определяет именно то содержание, которое может быть представлено  в различном по типу темперамента поведении. Например, подозрительность как черта характера может иметь разное выражение у холерика и меланхолика, сама же подозрительность от типа темперамента почти не зависит. В данном случае характер больше определяется личностными особенностями человека. Настойчивость как черта характера у холерика может быть выражена в виде взрывчатого давления, доходящего до нахальства, а у флегматика может выразиться в готовности терпеливо преодолевать сопротивление. Особенности темперамента определяют проявление черт характера.

Темперамент и характер образуют систему индивидуальности, определяющую общий облик человека. Особенности темперамента могут препятствовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Так, флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезной проблемой может стать преодоление робости и тревожности. С другой стороны, характер может создать условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников – усидчивости, у флегматиков – активности.

Социальной зрелости человек достигает, приобретая систему черт характера, подчиненных личностным установкам и осознанным смыслам. Для такого человека особенности темперамента перестают играть роль формирующих факторов поведения, темперамент оказывается в подчинении, а в единстве с характером и личностными особенностями человека составляет индивидуальный стиль деятельности, выражающий индивидуальность этого человека.

 

Характер
         В переводе с греческого «характер» означает «чеканка», «вмятина», «отметина». Характер – это отличительные особенности, характеризующие индивидуальность, а часто и личность. В характере выражается фиксация качеств, а иногда и деформация (акцентуация характера).

Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, каким образом он это делает, что и определяет характер. Говоря о характере, часто имеют в виду, что некоторые особенности человека будут больше заметны, чем другие. Например, решительность или неуверенность, боязливость или смелость, жизнерадостность или угнетенность, легкомыслие или вдумчивость, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.

Характер – это система устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, определяющая типичные для него способы поведения в стандартных ситуациях.

Таким образом, характер - то, как личность проявляет себя в жизненных ситуациях, а не само содержание личности. Даже действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь к общим целям, люди могут обнаруживать в своем поведении, поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и т.д. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

 Характер проявляется также в отношении человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр событий), у других – самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу положительных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: отношение к собственности, аккуратное или небрежное обращение с предметами, имеющими материальную или культурную ценность.

Деятельность человека и его поведение определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности – совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

На проблеме характера особенно хорошо видно, насколько важна мера как баланс между различными тенденциями. Если нет свойств, отличающих человека от других, то человек оказывается безликим. Если какая-то черты характера слишком преобладает (акцентуация характера), то с таким человеком становится трудно общаться и работать другим людям, а ему – воспринимать и оценивать себя. В случаях, когда специфический набор черт характера проявляется особенно жестко (давно, всегда и везде), то говорят уже о патологии характера (психопатия).

Особая проблема - соотношение личности и характера. Первые черты характера складываются уже в младенчестве. К началу, формирования личности (первый нормативный кризис), характер доминирует в поведении,  поэтому личностные качества складываются под сильным влиянием особенностей характера.

В подростковом возрасте также просходит столкновение личностных запросов и устойчивых черт характера.  Положительным следует считать исход, когда человек, опираясь на свой личностный потенциал, берет верх над своим характером. Главные средства преобразования характера – осмысление, переосмысление, осознание, отношение, принятие решения и волевой контроль. С этого момента характер – во многом результат самовоспитания. В нем аккумулируются привычки человека, он инерционен. Вместе с тем, нет характера, которого нельзя бы было скорректировать. Обычно – отдельные его черты, поэтапно. Утверждения: «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически несостоятельны, свидетельствуют о том, что человек стремится снять с себя ответственность за свои поступки. Это может быть отрицательным  следствием подросткового кризиса: в случае личностной неудачи человек становится рабом своего характера, своих привычек, стереотипов реагирования и поведения.

Преодолеть это можно путем усиления личностного потенциала: укрепления и усложнения смысловых опор человека, повышение способности к взвешенному (не импульсивному) принятию решений, совершению поступков, взятию ответственности за них и за свою жизнь (судьбу). Тогда можно овладеть характером в соответствии с поговоркой: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Итак, характер представляет собой прижизненное приобретение человека, включающегося в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, обретающего тем самым свою индивидуальность. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое яркое выражение в его поведении, деятельности. Характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми. Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе.


     
Способности

Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них различные способности, – объясняет он,  - второй учащийся мог ответить гораздо лучше». Двое поступают в институт. Один выдерживает экзамены, другого постигает неудача. Свидетельствует ли это, что у одного из них больше способностей? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени на подготовку затратил каждый из абитуриентов. Одним лишь фактором успеха способности не определяются.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения им знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гарантируют, что ребенок станет музыкантом.

Способности обнаруживаются только в «своей» деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Например, нельзя говорить о способностях ребенка к рисованию, пока его не начали учить рисовать, если не видно, насколько успешно он приобретает навыки, необходимые для изобразительной деятельности.

Учет проблемы способностей важен в случаях, когда речь идет о профессиях или видах общественной деятельности, в которых предполагается необходимость доучиваться, доводить свои возможности до требований профессии или деятельности. Следовательно, люди, которые в данном виде деятельности покажут хорошую обучаемость, разумеется, будут в сравнении с другими предпочтительнее с точки зрения наймодателя и коллег. В этой связи следует точно обозначить пределы возможностей методов психологии: способности как таковые не могут быть выявлены с помощью тестов (согласно определению способностей), поэтому в подобных случаях при найме на работу лучше воспользоваться испытательным сроком. При этом, если нам требуется прогноз о том, насколько успешно будет осваиваться данная деятельность, следует побеспокоиться о том, чтобы человек не только воспользовался существующими у него умениями, но и получил возможность освоить что-то новое (важное для данного вида деятельности). Лишь тогда можно судить о его способностях.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру, структура каждой конкретной способности как готовности человека к данной деятельности включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. Общая направленность способностей часто оказывается сконцентрирована в одной из сфер жизнедеятельности: в художественной сфере, в технике, в мыслительных действиях, в коммуникативной или в спортивно-двигательной области и т.п. Такие сферы мы привыкли выделять по своему усмотрению, неявно типологизируя заодно и человеческие способности.

При этом принадлежность человека к тому или иному типу не свидетельствует о том, что он однозначно пригоден для реализации в данном конкретном виде деятельности. Просто представителю, скажем, художественного типа легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Реальные жизненные ситуации таковы, что не всегда удается точно определить, к какому виду деятельности человек готов больше. Некоторым из нас приходится решать: делать то, что нравится, или то, что лучше получается. Хорошо, когда это совпадает. Еще лучше, если мы делаем то, что нужно еще кому-то – это и есть случай удачной профессиональной ориентации.

Талант – высшая степень развития способностей. В понятии таланта обнаруживаются два значения. Первое обозначает сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Второе значение указывает на сочетание способностей, их совокупность – отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена.

Талант – это только возможность приобретения высокого мастерства и достижения значительных успехов. Для ее реализации необходимы значительные усилия: желание и целенаправленность (знает, чего хочет), трудоспособность (способен упорно трудиться) и воля, общественно важные умения (социальная компетентность). Например, в результате изучения одаренных детей удалось выявить некоторые важные особенности, входящие в структуру умственной одаренности. Первая – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая – готовность к труду, перерастающая в склонность к труду и в трудолюбие. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это удачные стратегии мышления, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Т.е. способности есть владение удачным (эффективным, экономным, продуктивны) способом осуществления некой психической деятельности. 

Указанные способности, образующие структуру умственной одаренности, проявляются у подавляющего большинства таких детей и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Как и все индивидуально-психические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с возможностью их приобретения. В таком смысле и следует понимать принятое в психологии положение, что способности не являются врожденными.

Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы – это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано пробуждением способности к ней и служит отправной точкой для их развития.

В известной степени творческие достижения человека зависят и от общественно-исторических условий его жизни, особенно это касается гениев. Вероятно, гениальность – это не особенная характеристика людей, а образ, созданный почитателями или потребителями таланта. То, что талантливое сочинение или научное открытие признается гениальным, в большей мере зависит от того, что оно оказалось созвучным или остро необходимым сразу большому количеству знатоков, специалистов или рядовых пользователей.


Вверх