ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание


  Назад

ТЕМА 5.
Познавательные процессы: ощущение и восприятие

Далее


Восприятие, ощущения

Восприятие – это процесс целостного отражения предметов, при  непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение – психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые, благодаря своему специфическому устройству, преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, а воздействие раздражителей на органы чувств – раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Различают основные виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Кроме того, ощущения подразделяются на: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.                      Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движение-человека, играя решающую роль в их регуляции. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Экстерорецептивные ощущения условно разделяют на: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а в мире предметов форм и ситуаций, т.е. что бы человек не воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Опираясь на представление об ощущениях, восприятие можно определить как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых от объектов воздействия к внешнему  миру. Действительно, мы не воспринимаем предметы и явления как действующие на органы чувств раздражители. Предметность складывается на ранних этапах жизни, благодаря активному взаимодействию с большим количеством реальных вещей. Впоследствии предметность получает свое подкрепление в языке, который в первую очередь адресуется к целостным предметам и явлениям (существительные и глаголы) и лишь во вторую – к их качествам и свойствам (прилагательные).

Другая особенность восприятия – целостность. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания – в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, но как свойство восприятия целостность также формируется в деятельности с этими объектами (предметами и явлениями).

Константностью восприятия называется относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых это восприятие протекает. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Постоянство образа в относительно изменчивых условиях обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов, а самое главное – опыту взаимодействия с ними. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет – значит тем или иным образом (мысленно, действенно, эмоционально) отнести его к какой-либо категории: назвать, отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство с уже знакомыми нам объектами. Каждый раз, воспринимая что-либо, мы автоматически (бессознательно) относим его сразу ко всем возможным категориям (классам): актуализируются все возможности, их совокупность составляет смысловое богатство данного объекта восприятия: предмета, ситуации или явления. Но одно или несколько таких отнесений выделяется в качестве ведущих для каждой конкретной ситуации восприятия (а на самом деле – жизненной ситуации). Апперцепцией называют зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от его личностных особенностей.

В основе классификации восприятии, так же, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.

Таким образом, ощущения и восприятия несут в себе все свойства и характеристики психических процессов: соотнесение с содержанием образа мира (субъективной картины мира), мыслительные процессы классификации, распознавание и узнавание (память), мышление по аналогии и конструирование образов.


Вверх