От авторов

Приложение 4



Приложение 4

Точка зрения и языковые средства её выражения

Таблица П.4.1    


РАЗНОВИДНОСТИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО СУБЪЕКТНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ


Разновидность
    Примеры*
Своя
(принадлежащая субъекту речи)
  • Вероятно, нет необходимости** подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле
  • Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно
  • Этот день мне запомнится надолго
Чужая
индивидуальная
или
коллективная
  • Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания
  • Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде
  • Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка
  • Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церкви к апокрифической литературе было сложным
Обобщённо-неопреде-
лённая
  • Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью
  • Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматриваю

Таблица П.4.2    


ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


Языковые способы
    Примеры
Местоимения (личные, определительные и др.)
  • Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно
  • Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта?
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением
  • Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом
  • У многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд
  • Общественным мнением подобные поступки осуждаются
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
  • Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения
  • Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» <…> лице лектора
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой
  • Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности?
  • Психологи и психолингвисты знают: смысл текста <…> порождается вместе с ним и его восприятием
Вводные слова и выражения
  • Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз
  • Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно?
Прямая речь, цитирование
  • Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета»
  • Читатель скажет: «Что же тут удивительного?»

Ссылки
  • Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10)
  • ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1
---------------------------------------------------------------------------------
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333.
Слова и выражения с семантикой восприятия
  • Видимый нам мир изменчив и непостоянен. Вещи <…> со временем приобретают различный облик
  • Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку
оценки
  • Разумное и правильное слово всегда ценится высоко
  • Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться
знания-мнения
  • В сознании говорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения
  • Филологической науке известны двадцать четыре источника изобретения речи
речи
  • Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых?
  • Споров, которые ведутся вокруг этого места древней рукописи, немало
модальной
  • Слово может иметь много значений, и они должны быть закономерно связаны между собой
  • Со специалистами спорить нельзя, к ним надо прислушиваться
эмоциональной
  • Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищает миллионы читателей своей необычной проницательностью
  • Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык
Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку
  • Квартира у вас большущая
  • Ну и вредная старушенция!
  • Понаставили машин – людям пройти невозможно
Связочные глаголы в составном именном сказуемом
  • Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считается Иван Фёдоров
  • Понятия именуются словами языка
Вставные конструкции
  • К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное
  • Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты
Междометия, частицы с соответствующей семантикой
  • Ну что вы, господь с вами, какой роман!
  • Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой?
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие
  • В то же время Афины были «большой деревней»
  • Было проведено более 5000 (!) опытов
  • В результате проведения более 5000 опытов был получен отрицательный результат
Интонация
  • Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.)

Примечания: * Большая часть иллюстративного материала (примеров) для данной таблицы взята из текстов книг: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. м., 1984; Горелов И.Н., Енгалычев Ф.М. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.

** Жирным шрифтом в таблицах П.4.1 и П.4.2 выделены языковые способы, указанные в данном пункте, хотя, разумеется, в конкретном примере могут «работать» и другие способы.



К началу

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева, 2011
© Велижанина А.О., Филатова В.В., Шарина Л.Г., Кириллова Н.Н., 2011