Ростислав Евгеньевич Алексеев

Р.Е. Алексеев (1916 - 1980 г.)
Главный конструктор судов на подводных крыльях и экранопланов
Лауреат Ленинской и Государственных премий, доктор технических наук

Р.Е. Алексеев родился 18 декабря 1916 года в семье Евгения Кузьмича Алексеева – агронома и Серафимы Павловны Алексеевой – учительницы, на Опытной сельскохозяйственной станции недалеко от г. Новозыбкова, Орловской губернии. Е.К. Алексеев был директором станции. Детство будущего конструктора прошло в научно-исследовательских условиях.

В 1933 году Евгения Кузьмича Алексеева перевели на работу в г. Горький в Высшую коммунистическую школу сельского хозяйства, и вся семья Алексеевых собралась в г. Горьком.

Город встретил Ростислава Алексеева водными просторами, парусными яхтами, о которых он мечтал с детства.

В 1935 году Р. Алексеев поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института им А.А. Жданова. У него появились большие возможности разобраться с проектированием и строительством яхт.

Студентом кораблестроительного факультета он спроектировал и построил скоростную яхту, получившую из-за необычного облика название «Пират». Спуск на воду прошёл в конце лета 1936 года. Благодаря этой яхте он стал полноправным яхтсменом и конструктором яхт. С 1937 года он член сборной по парусному спорту г. Горького. Постоянный призёр всех Всесоюзных регат. В начале 1937 года Р. Алексеев организовал парусную секцию при спортклубе Горьковского индустриального института им А.А. Жданова. Д.С.О. «Судостроитель». Коллектив активно под его руководством восстанавливал старые швертботы и разрабатывал принципиально новые обводы корпуса для скоростного швертбота класса Р-30.

Одновременно он участвовал в Всесоюзном конкурсе проектов речных швертботов классов Р-20, Р-30, Р-45. По его чертежам начали строить швертботы для Москвы и Ленинграда. Его избрали председателем «Парусной секции» г. Горького. В 1946 году за спортивные достижения в парусном спорте ему было присвоено звание «Мастер спорта СССР».

Связав свою жизнь с водной стихией, он стремился не только идти под парусами, но и лететь над водной гладью Он мечтал о сверхскоростном глиссере на подводных крыльях.

1 октября 1941 года Р. Алексеев защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». Комиссия определила, что проект имеет характер научно-исследовательской работы, а в отдельных разделах приближается к уровню кандидатской диссертации. Вместе с дипломом Алексеев получил направление на завод «Красное Сормово» мастером в ОТК по приёмке танков.

В 1942 году молодому инженеру руководство завода предложило осуществить его идею строительства «Глиссера на подводных крыльях», разрешив работать в конструкторском отделе завода три часа, продолжая работать в ОТК.

В октябре 1943 года в заводской гавани был спущен на воду первый катер на подводных крыльях «А-4».

Созданием катера на подводных крыльях «А-4» Р.Е. Алексеев преследовал цель доказать принципиальную возможность увеличения скорости с помощью применения подводных крыльев.

После анализа результатов, полученных при испытаниях катера «А-4», был спроектирован и построен катер «А-5», на котором решались вопросы проектирования катера с крыльевым устройством для речных условий.

Созданием катера «А-5» Р.Е. Алексеевым были решены принципиальные вопросы проектирования крыльевого устройства, для судов на мало погруженных подводных крыльях, саморегулирующих подъёмную силу. Катер «А-5» был спущен на воду в сентябре 1946 года.

В 1947 году заводу «Красное Сормово» была поручена работа по установке малопогруженных подводных крыльев конструкции Р.Е. Алексеева на серийном торпедном катере пр. 123бис, заводская марка «А-7».

В 1947 году впервые в СССР, а по имеющимся сведениям, впервые в мире, заводом было закончено переоборудование торпедного катера пр.123-бис. На серийном катере с глиссирующим корпусом, были установлены подводные крылья. Катер «А-7» был спущен на воду весной 1948 года. Результаты испытаний показали, что установка крыльевого устройства позволила повысить скорость катера на крыльях в натурных морских условиях до 60 узлов. В 1949 году катер «А-7» и в 1950 году катер «А-10» были приняты в состав ВМС СССР.

Р.Е. Алексеев в 1948 году вплотную приступил к созданию практических образцов судов на подводных крыльях. Работа проводилась в трёх направлениях: создание скоростных торпедных катеров высокой мореходности, создание скоростных речных пассажирских судов и продолжение поисковых работ по созданию нового вида скоростных судов – экранопланов.

Катер на подводных крыльях «А-8» прообраз будущего экраноплана (1949 г.)

В 1951 году за успехи, достигнутые в создании первых отечественных катеров на подводных крыльях, группа конструкторов завода: Р.Е. Алексеев, автор идеи и главный конструктор; Н.А. Зайцев, заместитель главного конструктора и ведущий специалист по силовым установкам, системам и устройствам; И.И. Ерлыкин, ведущий специалист по гидродинамике; Л.С. Попов, ведущий специалист по корпусу и прочности, - была удостоена Сталинской премии (Государственная премия).

Главная трудность, которую не смогли преодолеть предшественники Алексеева, заключалась в отсутствии саморегулирования подъёмной силы, как по глубине погружения крыльев, так и по скорости движения судна.

К моменту создания первого пассажирского СПК «Ракета» Р.Е. Алексеевым и коллективом конструкторов под его руководством были решены следующие вопросы в области судостроения:

  1. Разработана принципиальная схема крыльевого устройства, обеспечивающая без искусственного управления крыльями высокое гидродинамическое качество и устойчивость движения судна.
  2. Разработан новый тип корпуса, соответствующий новому принципу движения, обводы которого обеспечивают оптимальное взаимодействие с подводными крыльями и выступающими частями на всех режимах движения.
  3. Разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные вопросы проектирования водомётных движителей.
  4. Решены принципиальные вопросы проектирования рулевых устройств.
  5. Разработаны приближённые методы моделирования СПК и экранопланов и методы пересчёта результатов модельных испытаний на натуру т.к. к моменту появления отечественных судов на подводных крыльях и экранопланов методологии их проектирования не существовало.
  6. Получен опыт проектирования, строительства, эксплуатации судов на мало погруженных подводных крыльях.

Суда на подводных крыльях первого поколения

Речное пассажирское судно на подводных крыльях «РАКЕТА», 1957 г. Было построено 400 судов. Отправлено на экспорт 26 судов.

  • Речной прогулочный катер на подводных крыльях «ВОЛГА»,1958 г. Было построено 6850 катеров. Отправлено на экспорт 850 катеров.
  • Озёрное пассажирское судно на подводных крыльях «МЕТЕОР», 1960 г. Было построено 338 теплоходов. Отправлено на экспорт 29 судов
  • Речное пассажирское судно на подводных крыльях «СПУТНИК», 1961 г. Было построено 1 судно.
  • Морское пассажирское судно на подводных крыльях КОМЕТА», 1962 г. Было построено 190 судов. Отправлено на экспорт 30 судов
  • Морское пассажирское судно на подводных крыльях «ВИХРЬ», 1962 г. Было построено 1 судно.
  • Речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях «БЕЛАРУСЬ»,1963 г. Было построено 28 судов.
  • Речное пассажирское судно на подводных крыльях «ЧАЙКА», 1963 г. Было построено 1 судно.
  • Озёрный пассажирский газотурбоход на подводных крыльях «БУРЕВЕСТНИК»,1963 г. Было построено 1 судно.

Экранопланы первого поколения (самолётная схема) 1961-1973 гг.

Самоходные модели «СМ-1», «СМ-2», «СМ-2П», «СМ-3», «СМ-4», «СМ-5», «СМ-6», «СМ- 8».

 «Каспийский монстр» (1966 г.)

Учебно-тренировочный зкраноплан «УТ-1»
Транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок»
 

Экранопланы второго поколения (летающее крыло) 1976-1980 гг.


Судно на воздушной динамической подушке

«Волга-2»
 

Создавая скоростной флот, Р.Е.Алексеев строил и структуру организации способною претворять всё новые и новые идеи. К 1962 году « ЦКБ по СПК» можно было уже назвать «Научно-производственным объединением» (НПО) в которое входили: «ЦКБ по СПК», филиалы в г. Балахне, в г. Чкаловске, в г. Каспийске и на острове Чечень.

Всей своей деятельностью он доказал, что на уровне различного рода моделей, дающих, казалось бы, приближенные результаты, но используя определённые методики пересчёта, не дожидаясь последовательных теорий, можно создавать первоклассные скоростные суда. При таком проектировании сокращаются сроки и затраты на создание новых объектов. Лозунг эпохи проектирования Р.Е. Алексеева был: «Год – новый пароход»!