О системе

7. Социальный конфликт

Социальный конфликт- столкновение противоположно-направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отно-шениях. Крайние позиции сводятся к следующим.

1. Конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры - нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта - понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода.

Конфликтологические теории. Истоки конфликтологического подхода обнаруживаются в социологическом наследии К.Маркса. Марксистская теория экономической детерминированности социальных отношений характеризует конфликт как неотъемлемый компонент общественного развития, лежащий в основе классовых отношений и способствующий периодической смене общественно-экономических формаций. Конфликтные отношения имеют негативный характер, т.к. реализуясь в революционном социальном движении, детерминируют разрушение определенного типа социальной структуры общества. В 50-60-х годах ХХ века появляются новые конфликтологические концепции немарксистской ориентации, рассматривающие конфликт как универсальный, позитивный фактор общественного развития, поддающийся рациональному регулированию.

Одним из видных социологов, разрабатывающих теорию социального конфликта, был Р.Дарендорф (1929 - 2009), считавший конфликт неотъемлемой составляющей общественного развития постольку, поскольку в обществе всегда существовали и будут существовать отношения «господства-подчинения», предполагающие наличие противоположных взглядов, суждений, принципов и норм поведения участников данного типа социального взаимодействия.

Конфликт Р.Дарендорф противопоставляет интеграции и считает его столь же неизбежным, как и интеграцию социальных институтов. Избежать конфликта не всегда возможно, поэтому необходимо его формализовать, т.е. вывести на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, судебного разбирательства, что будет способствовать сохранению стабильности общественной системы.

Наиболее полно роль социального конфликта в обществе была раскрыта американским cоциологом Л. Козером (1913 – 2003) в работах «Функции социальных конфликтов», «Продолжение исследования социального конфликта», в которых конфликт определяется как идеологическое явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, переоценку ценностей и т.д. Конфликт есть столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идеологическом противоборстве взаимодействующих сторон, которое может перерасти в революционное насилие, разрушающее социальные связи и социальную систему в целом.

Функции конфликта (по Л.Козеру):

  1. установление четких границ конкретной группы;
  2. централизация принятия решений в группе;
  3. интеграция группы;
  4. мягкие конфликты предотвращают более жесткие;
  5. мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной сис-теме, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.

2. Конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс, соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество – взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.

Между этими крайними точками зрения существует ряд других.

Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную ( скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.

Основные признаки конфликта:

  1. наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сто-ронами как конфликтная;
  2. наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
  3. взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимо-действия;
  4. использование давления и силы.

Основные причины конфликта:

  1. распределение ресурсов;
  2. взаимозависимость людей и организаций;
  3. различия в целях и задачах;
  4. различия в представлениях и ценностях;
  5. коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).

Структура конфликта и этапы его развития

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила — способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов:

  1. физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;
  2. информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.;
  3. социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);
  4. прочие ресурсы — деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усиле-нию конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:

  1. достижение своих целей за счет другой группы и тем самым дове-дение конфликта до более высокой степени напряженности;
  2. снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне;
  3. искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана тре-тья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — стадия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.


Универсальные способы разрешения конфликтов

1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.

2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.

3. Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.

При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию - крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы

Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социальный конфликт?
  2. Две крайние точки зрения на социальный конфликт.
  3. Каковы основные причины конфликта?
  4. Какими могут быть способы разрешения конфликтов?