ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание


  Назад

ТЕМА 8.
Основные педагогические категории

 


История возникновения и развития педагогических идей

Первоначальные педагогические знания относят к V-IV веку до нашей эры. Становление педагогики как науки происходит в ХVII в. Основоположником педагогической науки считают Яна Амоса Коменского («Великая дидактика» ХХVII в.). В 17-19 вв. педагогическую теорию развивали Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Жан-Жак Руссо. К XIX веку формируется российская педагогическая научная школа. Ее основоположником считают Константина Дмитриевича Ушинского, автора книги «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Конец  XIX – начало XX в.в. связан с деятельностью таких выдающихся педагогов, как П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, Лесгафт, Л.Н.Толстой, а уже в советское время, – А.С.Макаренко, П.П.Блонский. С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский.

К концу XX века, в связи с появлением новых данных о развитии человека, понимание «педагогики» как науки о воспитании ребенка начинает сдерживать развитие научных исследований. Становится очевидно, что человек учится, развивается, формируется, воспитывается на протяжении всей своей жизни, а не только в детстве. Все чаще стали появляться предложения о переименовании педагогики. Однако новые названия, предлагаемые различными авторами, такие как «эдукология» (от анг. education- образование) – наука об образовании, антропо- или андрогогика - человековедение, или педагогическая антропология – педагогическое человекознание, хотя и употребляются в научном лексиконе, однако, пока не заменили общеупотребительную «педагогику», рассматриваемую сегодня как науку о воспитании человека.

Педагогика относится к разряду гуманитарных, человековедческих наук и неразрывно связана определением места и роли человека в современном мире. Тенденции развития современного человекознания, проявившиеся на рубеже XX-XXI веков, определяют содержание основных педагогических понятий, категорий, закономерностей и взаимосвязей, а следовательно, и на изменении педагогики как науки в целом.

К ним относятся:

1.     Появление нового осознания роли и места человека в мире, связанное с изменением критериев оценки «цивилизованности», могущества страны. Если до XX века  такими критериями являлись обширность контролируемых территорий, вооруженность и количественный состав армии, то в настоящее время это скорость разработки новых технологий, уровень развития науки, количество ученых, разрабатывающих новые технологии. Таким образом, главное богатство страны - это человек, а основной способ повышения уровня благосостояния – повышение уровня образования населения, развитие творческих способностей отдельного человека.

2.     Развитие гуманитарных знаний. История развития науки и научных открытий показывает, что первоначальные открытия делались в области математики (абстрактных величин), затем в области физики, астрономии, химии, географии (неживые объекты природы), где закономерные связи и зависимости носят прямой линейный характер. XX в. – век открытий в области биологии (живые объекты природы). Велика вероятность того, что следующий век будет веком открытий в человекознании, то есть в области психологии, педагогики, гуманитарных и социальных наук. Уже сделанные биологические открытия, в частности, открытие такого явления как клонирование, исследование генома человека, дают основание утверждать, что жизнь как отдельного индивида, так и человеческого социума может в очень сильной степени измениться, точно также будут меняться наши представления о ресурсных, скрытых, потенциальных возможностях человека, а соответственно, и о целях, содержании и способах воспитания и образования человека.

Развитие образовательных систем предполагает:

Таким образом, за прошедшее столетие представление об образовании, о возможностях человека трансформировалось коренным образом.

В рамках традиционной педагогической парадигмы, существующей практически без изменения со времени Яна Амоса Коменского, образование представлялось как трансляция социального опыта, культуры, накопленных предшествующими поколениями новым идущим на смену поколениям. Основные принципы, на которых основана вся традиционная педагогическая парадигма, сводились к оптимизации, интенсификации, унификации учебно-воспитательного. Жизнь обычного человека в рамках традиционной педагогической парадигмы представляет  последовательную смену фаз:

Подобные представления существовали на протяжении веков. Однако социальные изменения, произошедшие в течение последнего века, приводят к важным переменам в педагогической сфере.

 

Характеристика основных особенностей отечественной системы образования

Отечественная система образования обладает рядом особенностей, отличающих ее от систем образования других стран:

1.Включение отечественной системы образования и отечественной психолого-педагогической науки в общемировую систему. Эта особенность обусловлена тем, что в течение более семидесяти лет как российская педагогическая наука, так и отечественная система образования развивалась фактически изолированно от общемировой системы. В начале 90-х годов ХХ-го столетия, с началом периода перестройки, на нас буквально выплеснулась волна неизвестного ранее знания.

2. Изменение законодательной базы образования. Документы, принятые на международном уровне Генеральной Ассамблеей ООН, «Декларация о правах человека» и «Конвенция о правах ребенка», впервые в истории человеческой цивилизации, провозглашают приоритет прав отдельного человека и ребенка признают в качестве важнейшего права – право человека на защиту от всех форм, дискриминации, оскорбления и унижения. Закон об образовании РФ (1992г.), вторая редакция которого была принята в 1996г., соответствует международному законодательству.

3. Реформирование системы образования. Задача, стоящая сегодня перед российской образовательной системой – переход к европейским образовательным стандартам.

 

 Основные категории педагогической науки

Основными категориями педагогики являются воспитание, образование и обучение.

Под воспитанием понимается вся совокупность социальных влияний, оказываемых на личность в процессе ее жизнедеятельности,  социальное формирование личности в определенных социально-исторических условиях. Воспитание включает: воздействие на человека общества в целом, влияние конкретной социальной среды и педагогическое воздействие.

Под воспитанием в широком педагогическом смысле понимается целенаправленный и специально организованный процесс воздействия (взаимодействия) на личность, осуществляемый в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами. В этом смысле оно тождественно понятию «образование».

Под воспитанием в узком педагогическом смысле понимается специальная система воспитательной работы, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности.

Обучение – это передача знаний, умений, навыков (ЗУНов) и формирование опыта творческой деятельности в определенной предметной области.

Предмет педагогики – закономерные и устойчивые связи, существующие между воспитательно-образовательным процессом и развитием личности.

Задачи, решаемые педагогикой: 1) зачем учить и воспитывать? – задача педагогического целеполагания; 2) чему учить и воспитывать? – задача построения содержания образования и воспитания; 3) как учить и воспитывать? – задача отыскания наиболее эффективных и оптимальных средств, методов и способов образования, воспитания и контроля (педагогических технологий и приемов).

 

Система педагогических наук

В отечественной науке применяются следующие классификации:

1.По структуре:

2. По возрастному и предметному признаку:

3. По ценностно-смысловому-признаку:

4. По коррекционно-развивающему признаку:


Вверх