От авторов

Лекция 4/ 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры



Лекция № 4: Культура речи. Речевая культура

План лекции

4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
4.4. Языковая личность
4.5. Пути совершенствования речевой культуры


4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики
    культуры

Само слово культура пришло к нам из латинского языка, и его первоначальное значение – возделывать почву. Но начиная с ХVIII в. его стали употреблять для характеристики человека, отличающегося изяществом манер, воспитанностью, эрудированностью: его называли культурным. Главным образом так характеризовали аристократов, чтобы подчеркнуть их отличие от «некультурного» простого народа. Однако позже, став термином, это слово приобрело обобщённое, внеклассовое значение.

Культура – это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию. Другими словами, культура – это то материальное и духовное, что создано человеком (в отличие от природных вещей и явлений). Многогранный феномен культуры изучает специальная наука – культурология. Кроме научного определения, существует множество кратких характеристик культуры, данных известными деятелями прошлого. Вот некоторые из них: «Культура есть рост мира» (А. Блок); «Культура – производительное существование» (Б.Пастернак); «Культура – это язык, объединяющий человечество» и «среда, растящая и питающая личность» (П.Флоренский1).

Применительно к предмету «Русский язык и культура речи» наиболее актуальны следующие составляющие культуры:

  • это специфическое свойство, отличающее человека от других живых существ;
  • это способ адаптации человека к миру: к природе, к миру вещей и к миру людей;
  • это определённый уровень развития общества, а также творческих способностей человека, который выражается в создаваемых им материальных и духовных ценностях, в ти-пах и формах организации человеческой жизни и деятельности;
  • это исторически сложившаяся система этических и эстетических ориентиров: предпочтений, норм и запретов;
  • это сфера применения и раскрытия духовного и творческого потенциала человека и в то же время совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни.

Что же понимается под совокупностью достижений? Это материальные (вещественные) и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: технические устройства, архитектурные сооружения, выведенные породы животных и сорта растений, идеи и научные теории, произведения искусства, правила и навыки поведения в обществе и многое другое. Обобщённо говоря, в культуре есть две стороны: объект деятельности и сама деятельность, а любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

Каково же предназначение культуры – её функции? Ответ на этот вопрос содержится в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Основные функции культуры

Функции

Комментарий

Коммуникативная

Культура даёт нам представление об устройстве окружающего мира – о том, из каких взаимосвязанных элементов он состоит

Аккумулятивная

Культура является особым способом фиксации социального опыта в виде разного рода текстов: философских, художественных, публицистических и т. д.

Аксиологическая

Культура содержит образцы, помогающие нам понять, как следует относиться к тому, что нас окружает – к миру вещей и к миру людей

Когнитивная

Культура, давая образцы прекрасного в виде произведений искусства, помогает нам понимать это прекрасное. Она учит нас регулировать своё поведение в обществе в соответствии с общепринятыми нормами

Очевидно, что главные функции культуры совпадают с основными функциями языка и речи (подробнее о них см. лекцию № 1, § 1.4.).

Любой из нас одновременно является как «потребителем» культуры, так и её «производителем». Первое очевидно: в роли «потребителя» мы используем в своей повседневной практике выработанные культурой нормы и правила, руководствуясь нормами морали, следуя правилам этикета, соблюдая нормы литературного языка и т. д. В роли же «производителя» культуры мы не только порождаем новые культурные объекты, но и воспроизводим, так или иначе интерпретируем, оцениваем то, что уже создано другими. Например, далеко не каждый способен создать произведение искусства: написать роман, сочинить песню, изваять скульптуру, однако все мы слушаем музыку, поём песни, читаем романы, любуемся мраморным изваянием, красивым зданием и т. д.

Во всех названных случаях можно говорить о деятельности человека в сфере культуры. Таким образом, живя в мире культуры, мы оставляем после себя созданные своим трудом вещи и сооружения, произведения искусства, идеи, тексты и т. д., общаясь тем самым и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. В этом состоит непрерывность и преемственность культуры.

Как же обеспечивается преемственность культуры?

Во-первых, передачей знаний, умений и навыков от учителя к ученику в рамках процесса образования. Во-вторых, передачей опыта через устную и письменную традицию: через систему норм поведения, предписаний и запретов. И, наконец, путём наследования системы идеалов и ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями, имеют форму философских и религиозных концепций и реализуются в произведениях искусства.

Однако если существует культура, то присутствуют и явления, тем или иным спосо-бом связанные с ней или противопоставленные ей. В первую очередь это цивилизация. Само слово цивилизация пришло из французского языка, где обозначало идеальное устройство общества. Иногда термины цивилизация и культура употребляются как синонимичные, и это имеет своё объяснение: оба они указывают на уровень развитости общества. Однако между ними существуют принципиальные различия, поскольку цивилизация воплощает технологический аспект культуры, включающий в себя прежде всего научно-технический прогресс и создаваемые человечеством материальные (а не духовные!) ценности. Следовательно, сущность цивилизации заключается в непрерывной смене технологий для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека. Правда, в историческом аспекте термин цивилизация означает ещё и специфику, качественную характеристику (своеобразие умонастроения большинства людей, ведущих идей, достижений в области искусства и т. д.) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития, и в этом своём значении он наиболее близок к термину культура.

Таким образом, культура и цивилизация соотносятся между собой как целое (культура) и его часть (цивилизация). Краткая характеристика других смежных с культурой понятий представлена в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Явления, смежные с понятием культура

Термин

Сущность понятия

Масскультура

Культура, преобладающая среди широких слоёв населения данного общества

Псевдокультура

Сознательная подделка под культуру, пропагандируемая с целью внедрения чуждых национальному менталитету ценностей

Антикультура

Совокупность идей, представлений, норм и образцов поведения, идущих вразрез с общепринятой культурой общества

Субкультура

Часть общественной культуры, отличающейся от доминирующей языком, манерой поведения и т. д, а также её носители (байкеры, металисты, рэперы и др.)

Контркультура

1) То же, что антикультура
2) Разновидность субкультуры, не просто отличающаяся от традиционной, противоречащая её ценностям (например, скинхеды)

Почему Ю.М. Лотман назвал культуру «формой общения между людьми»?
Приведите примеры явлений в области литературы и искусства, которые можно расценить как про-явления псевдокультуры



Страница: 1, 2, 3, 4, 5


К началу

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева, 2011
© Велижанина А.О., Филатова В.В., Шарина Л.Г., Кириллова Н.Н., 2011