От авторов

Лекция 6/ 6.1. Коммуникативные качества речи



ЛЕКЦИЯ № 6: ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

План лекции

6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
6.3. Речевой этикет
6.4. Коммуникативные качества речи


6.1. Коммуникативные качества речи

Культура речи охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Однако с точки зрения культуры речи в первую очередь оцениваются:

  • цель и средства ее достижения;
  • речевое поведение (речь как процесс);
  • текст (речь как результат).

Все эти компоненты отражают три аспекта культуры речи: коммуникативный, этический и нормативный (см. лекцию № 4). Несмотря на важность соблюдения языковых норм, наиболее значимыми для общения являются первые два аспекта. Коммуникативный аспект ориентирует нас на организацию эффективного, целесообразного общения; этический аспект связан с нашими морально-нравственными ценностями, которые проявляются в общении. Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения, – это коммуникативные и этические нормы.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой правила, которые помогают осуществить оптимальное (эффективное) общение. А что означает выражение оптимальное общение? Это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации целей, намерений участников общения (как субъекта речи, так и адресата), для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров.

Данные правила представляют собой предписания, рекомендации, советы, предостережения, запреты и т.д., которые сформировались постепенно на основе понимания законов общения. Разделение норм на этические и коммуникативные весьма условно, поскольку и те и другие сводятся к одному и тому же – это правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях.

Коммуникативные нормы во многом определяются этическими, поскольку последние регулируют моральную и содержательную стороны общения. Так, в ситуации, когда нам предстоит сообщить кому-то неприятную весть, мы в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы сделать наше сообщение деликатным, тактичным, чтобы нанести наименьший вред психике собеседника. Необходимо нести ответственность за слова и речевые поступки. В конце концов, основное назначение этикета – установление контакта с собеседником. А с какой целью? Для успешного дальнейшего взаимодействия.

Этические нормы требуют соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе. Поэтому, чтобы выявить и осмыслить этические нормы, необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Они связаны, с одной стороны, с индивидуальными особенностями общающихся, а с другой – с воспитанием и культурными традициями, освоенными ими. Однако практически во всех культурах к моральным ценностям относят честность, правдивость, уважение к другим, заботу о них, справедливость, доброту, доброжелательность, искренность, образованность и др. В соответствии с этими ценностями формулируются и этические требования к речи, важнейшие из которых отражены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Этические принципы общения

Принцип общения

Сущность понятия

Принцип вежливости*

Основной этический принцип, предписывающий уважительное отношение к адресату и к самому себе; предполагает соблюдение правил приличия, норм речевого этикета

Принцип кооперации

Требует установки на эффективное сотрудничество, для чего каждый из его участников должен внести свой вклад

Принцип паритетности

Предполагает равенство участников речевого взаимодействия и исключает доминирование одного из них. Даже при различии в социальном статусе, поле, возрасте и т. д. участники речевого взаимодействия должны взаимно уважать друг друга

Принцип правдивости

Требует неискаженной и, по возможности, полной информации по тому или иному вопросу

Принцип понятности

Требует, чтобы адресат не прилагал излишних усилий для восприятия, понимания и интерпретации** речи

Принцип последовательности

Предполагает развитие диалога по принципу «реплика-стимул» → ответная реплика

На вопрос, например, следует отвечать ответом, а не встречным вопросом. Ответная реплика на приветствие, благодарность, комплимент и т. д. также является обязательной

Примечания: *Подробнее понятие вежливость рассматривается в табл. 6.7.
                         ** Подробнее понятия восприятие, понимание и интерпретация рассматриваются в табл. 6.4.

Как мы видим, правила этики направлены прежде всего на предупреждение этических ошибок , т. е. того, что недопустимо в общении. Так, согласно сложившейся веками традиции, в любом обществе считаются неприемлемыми притворство, обман, неискренность, грубость, озлобленность, зависть и т.п. Важно помнить, что несоблюдение этических норм может обидеть собеседника, уязвить его самолюбие, а это вызывает чувство неудовлетворенности и у самого говорящего, поскольку нравственный человек всегда (даже в случае невольного нарушения норм) чувствует себя неловко и даже может испытывать угрызения совести.

Таким образом, именно этика определяет мотивы, цели речи, средства ее реализации, оценку результата речи и пр. И в своих отношениях с людьми и в совершаемых нами поступках мы должны руководствоваться общим этическим принципом: Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой.

В отличие от этических, коммуникативные нормы ориентируют нас на сам процесс общения, на его результативность. Эти нормы регулируют общение, позволяя его участникам грамотно выстраивать стратегию и тактику речи.

Что же означают эти термины?

К стратегическим элементам относится выбор предмета речи, цели и задач, ситуации общения, адресата и пр. А реализуется та или иная стратегия с помощью тактических компонентов: это проектирование процесса речевого взаимодействия, воплощение плана в речи, использование тех или иных вербальных и невербальных приемов и пр.

Очень важным свойством коммуникативных норм является то, что, опираясь на них, мы не только действуем в реально существующих обстоятельствах, но и имеем возможность мысленно «проигрывать ситуацию», моделировать взаимодействие заранее, выбирая нужные сценарии общения. Если, например, нам нужно позвонить по служебному вопросу коллеге, то прежде чем сделать звонок, мы продумываем, что именно скажем, какие слова и фразы будем использовать, представляем себе ответную реакцию собеседника и пр.

В основе коммуникативных норм лежат следующие принципы (табл. 6.2):

Таблица 6.2

Коммуникативные принципы общения

Принцип общения Сущность понятия

Принцип целесообразности

Этот принцип главенствующий – все остальные проистекают из него. Соответствие всех элементов речи стратегической цели: цели и задачи определяют выбор собеседника, содержание речи, его структурную организацию и т.д.

Принцип кооперации

Установка на коммуникативное сотрудничество, конструктивный диалог

Принцип структурирования

Выделение в рамках коммуникативной ситуации отдельных высказываний, определение в речи главного и второстепенного, выстраивание основных этапов речевого акта, последовательности изложения и т. д.
Этот принцип относится как к субъекту речи, так и к её адресату

Принцип гармоничности

Комфортное общение, при котором возникает ощущение полного взаимопонимания между участниками речевого взаимодействия. В реальности гармоничное общение – редкость, но это эталон, к достижению которого нужно стремиться


По-видимому, не случайно принцип кооперации является как этической (см. табл. 6.1), так и коммуникативной нормой. Как уже отмечалось выше, коммуникативные нормы во многом обусловлены этическими и даже «подчиняются» им: если эти нормы вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать этическим ценностям.

Представим себе такую ситуацию. Вы вернулись из института после напряжённого учебного дня, очень устали, и вам хочется только одного – лечь отдохнуть. Однако родители просят вас сходить в магазин за хлебом. И вопреки своим (возможно, эгоистическим) чувствам, эмоциям, целям, руководствуясь моральными принципами (уважением к старшим, воспитанностью, чувством такта), вы, скорее всего, выполняете просьбу родителей. Во всяком случае, нравственный человек поступит именно так.

К сожалению, сегодня в политике, в СМИ (да и в других сферах общения) главенствующим коммуникативным принципом зачастую провозглашается достижение целей любыми средствами. Иногда в предвыборной гонке лидеры различных партий для привлечения избирателей прибегают к таким неэтичным приемам, как запугивание, подкуп заинтересованных лиц, неоправданные обещания, обман, очернение своих противников и пр. Их речевая стратегия, как правило, также строится на нарушении этических норм и демонстрации языковой раскованности, Возможно, это и помогает претендентам на высокие посты достичь своих целей, получить свой «кусок» власти, но такое положение дел не может не вызывать осуждение и возмущение большинства, поскольку тем самым попираются моральные ценности общества.

Залогом успеха любого взаимодействия является непротиворечивость этических и коммуникативных норм и их соблюдение всеми участниками общения. Подтверждением этому служат многочисленные русские пословицы и поговорки, в которых «заложены» этические требования к речевому поведению, например: Недруг поддакивает, а друг спорит; Клевета что уголь: не обожжет, так замарает; Доброе слово человеку что дождь в засуху; Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух; Спроста сказано, да неспроста слушано и многие, многие другие.

Приведите свои примеры пословиц и поговорок, которые, на ваш взгляд, декларируют и иллюстрируют этические нормы поведения?
Во всех ли ситуациях соблюдение этических норм, на Ваш взгляд, должно быть выше соображений целесообразности? Аргументируйте свой ответ.


Страница: 1, 2, 3, 4


К началу

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева, 2011
© Велижанина А.О., Филатова В.В., Шарина Л.Г., Кириллова Н.Н., 2011