От авторов

Лекция 7/ 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»



ЛЕКЦИЯ № 7: СТИЛИСТИКА

План лекции

7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
7.2. Три модели понятия «стиль»
7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики


7.1. Общая характеристика понятия «стиль» речи

Слово и понятие стиль вряд ли можно назвать новым и неизвестным большинству людей. Часто можно услышать: она стильно одевается; измени стиль своего поведения; стиль произведений Н.В.Гоголя ни с чьим не спутаешь. Под этим, очевидно, подразумевается некая особенность поведения, непохожесть в поступках, уникальный способ проявить себя.

Бытует мнение, что стиль человека зависит от степени образованности и его культуры, языкового чутья, общей одаренности. Однако известно следующее высказывание Ж.Бюффона1: «Стиль – это сам человек». Действительно, любой из нас в своих поступках проявляет свою уникальность, свой стиль – отражение главного в самом человеке: его ценностных ориентаций, позиции, веры, убеждений. В частности, в стиле речевого поведения проявляется психология, менталитет отдельных групп народа, отдельных индивидов, а также происходит исполнение ими – хорошее или плохое – взятых на себя социальных ролей. Сенека2 писал: «Стиль – это лицо души».

Школьный курс русского языка знакомит нас в общем виде с системой функциональных стилей (научный, официально-деловой, публицистический и т. д.) как способов речевого поведения в определенной социальной ситуации.

Что же такое стиль? Если мы обратимся к толковым словарям, то они дадут следующие ключевые значения слова стиль:

  • совокупность черт, выразительных приемов…;
  • метод… какой-нибудь работы, деятельности, поведения;
  • приемы использования языковых средств для выражения тех или иных идей в различных условиях речевой практики; …
  • средства выразительности, определяющие своеобразие творчества…;
  • особенности словоупотребления в быту, деловом общении и т.д.; индивидуальные особенности чьей-нибудь речи;
  • пошиб, род, вкус, манера, образ.

Как видим, во всех толкованиях так или иначе присутствуют такие понятия, как особенности, своеобразие, выразительность, манера, приём. Это многое объясняет и в терминологическом значении слова стиль.

Получается, что, во-первых, стиль подразумевает владение как можно большим потенциалом средств, возможностей, способов, знаний, необходимых для осуществления какой-либо деятельности. Во-вторых, это творческое, неравнодушное «соединение» их с конкретной личностью (ее мировоззрением, опытом и т. п.). И, в-третьих, ситуативное использование этого потенциала.

Важно понять, что речевые стили – не разные языковые системы, не разновидности одной и той же языковой системы, а лишь возможные варианты её использования. Поэтому индивидуальный стиль речевого поведения формируется только при условии глубокого освоения выразительных возможностей родного языка, его лексического и грамматического потенциала. Говорят, что одни люди пишут, а другие, увы, лишь критикуют. Что ж, услышать и прочувствовать прелесть или, напротив, корявость чужой речи и уметь аргументировать свою позицию – дорогого стоит, больших знаний и тонкого слуха требует. Не случайно с понятием «стиль» во многом соприкасается понятие «вкус» – предпочтение одних способов и средств выражения другим.

Проявление и становление стиля речи предопределяется, с нашей точки зрения, тремя основными факторами:

1. Ментальными особенностями человека, к которым относятся:

  • психологические характеристики личности – темперамент, склад характера, особенности мышления и сознания, степень развития интуиции и пр.;
  • пол (сравним женское «Какая прелесть» с мужским «Крепко сделано»);
  • возраст (сравним детское «А вот и нет мяча» и молодежное «Накрылся мяч медным тазом»);
  • национальность (например, фраза типа «У царя был один гнусного вида, скверный и порочный, скупой и завистливый, сотворенный из одной зависти визирь» характерна для жителей некоторых стран Востока).

2. Социальными характеристиками личности, к которым относятся:

  • социальный статус (вспомним выражение «положение обязывает»);
  • профессия (например, обращение врача к пациенту: «Ну, как мы себя сегодня чувствуем?»; фраза военного, в которой речь идёт о голубе: «В связи с наступлением зимних холодов мы были вынуждены прекратить подачу пищи хромушке»).

3. Социальной ситуацией, которую характеризует целый ряд показателей:

  • сфера общения (обиходно-бытовая, научная, официальная и др.);
  • типичность ситуации (официальная или неофициальная);
  • тематика (информативное содержание) речи;
  • функция речи (сообщение, общение или воздействие);
  • намерение автора;
  • тип информации (абстрактная, конкретная, образная);
  • форма речи (устная или письменная; монолог, диалог или полилог).

Разнообразное сочетание этих факторов и обусловливает особенности каждого стиля. Поэтому стиль – это всегда ситуативное и/или жанровое проявление языка в речи, прагматическая (от др.-греч. pragma – дело, действие) реализация языковой системы. В любом конкретном стиле видна прежде всего внешняя сторона (форма, структура, языковые средства выражения), органически соответствующая внутренней содержательно-тематической.

Исследуйте и охарактеризуйте лексические, синтаксические и другие особенности речи хорошо знакомого Вам человека в разных ситуациях (домашняя беседа, общение с друзьями, диалог на работе и т.п.). Выявите различное и общее в разных ситуациях, характерное для стиля речевого поведения Вашего знакомого (родственника).


1 Жорж Бюффон (1707 –1788) – французский естествоиспытатель, натуралист, биолог, математик, писатель.
2Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) – римский философ, драматург, оратор, государственный деятель.

Страница: 1, 2, 3


К началу

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева, 2011
© Велижанина А.О., Филатова В.В., Шарина Л.Г., Кириллова Н.Н., 2011