КОНТРОЛЬные вопросы |
Психология как наука о внутреннем мире человека. Особенности субъективных явлений. Житейская и научная психология, художественное описание психологических явлений.
Структура современной психологии. Ее основные задачи. Философия и психология. Психология и педагогика. Антропологический принцип в науках о человеке.
Понятие метода в психологии. Принципы построения психологического исследования.
Понятие о сознании. Сознание как осознанное бытие и как атрибут человеческой практики. Деятельность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты сознания.
Психологическая структура сознания, основные подходы к ее изучению. Значение и личностный смысл. Рефлексия и саморазвитие.
Сознание и бессознательное. Значение бессознательных явлений в жизни человека. Учение о бессознательном в психологии. Понятие о механизмах психологической защиты.
Самосознание человека. «Образ Я». Самооценка. Рефлексивное сознание. Механизмы и средства рефлексии.
Измененные состояния сознания.
Определение понятий: организм, индивид, индивидуальность, личность. Понимание личности в различных психологических теориях. Личность и индивидуальность.
Структура личности, ее направленность. Нравственные установки, миропонимание, мироотношение и качества личности.
Деятельность, ее целесообразный, общественный, творчески- преобразующий характер. Субъектность, предметность и осознанность деятельности. Процессы интериоризации – экстериоризации в деятельности.
Структура деятельности: потребности, мотивы, действия и операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.
Деятельностные способности человека: преобразование, организации, управления, регуляции.
Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.
Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Органы чувств человека, физические свойства среды и характер ощущений.
Виды ощущений, их характеристика, особенности отдельных видов ощущений. Пороги ощущений. Измерение и изменение ощущений, причины и формы изменения чувственности.
Понятие о восприятии, его основных видах и свойствах. Основные механизмы восприятия. Закономерности восприятия.
Индивидуальные различия в восприятии, его зависимость от направленности личности. Значение восприятия для деятельности человека. Восприятие людей и социальных событий.
Сущность, признаки и значение внимания, его функции. Свойства внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение, объем. Физиологические основы внимания.
Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Психологические теории внимания. Индивидуальные особенности и формы развития внимания.
Память, ее значение. Физиологический, биологический и психологический подход к изучению памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти, их характеристика. Индивидуальные особенности и типы памяти. Методы тренировки и совершенствования памяти. Мнемотехника.
Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды и механизмы воображения. Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты и фантазии. Основные способы создания образов. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.
Воображение как свойство личности и средство ее развития. Значение изучения продуктов воображения в исследовании личности. Воображение и социальное поведение.
Понятие о мышлении. Связь чувственного и логического познания. Виды мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.
Творческое мышление, его условия и факторы. Мышление и речь. Теории мышления и его развития. Проявление и формирование качеств ума в процессе решения мыслительной задачи.
Понятие об эмоциях и чувствах, их функции и физиологические основы. Стенические и астенические переживания. Формы и проявления эмоциональных переживаний: аффекты, эмоции, чувства, настроения, стресс и дистресс. Эмпатия. Фрустрация.
Эмоциональная сфера в структуре личности. Информационная теория чувств П. В. Симонова. Классификации переживаний: индивидуальные различия эмоциональной сферы.
Воля и волевые действия. Виды волевых проявлений. Нарушения волевой регуляции и стиль воспитания. Внимание как разновидность волевой регуляции.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента (Гиппократ, И. Кант, Э. Кречмер, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг, Г. Айзенк). Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Характер, его физиологические основы. Структура характера. Индивидуальное и типическое в характере. Формирование характера. Акцентуации характера.
Способности и задатки. Способности и знания, умения и навыки. Условия развития способностей. Количественная и качественная характеристика способностей. Одаренность, талант, гениальность.
Предмет педагогики. Ее основные категории: развитие, воспитание, обучение, педагогическое воздействие.
Понятие о дидактике. Основные отрасли педагогического знания.
Принципы, методы и формы организации обучения.
Цели и идеалы образования и воспитания.
Средства и методы формирования сознания, стимулирования поведения и деятельности.