ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Содержание


Тема 1.
Предмет и задачи курса «Психология и педагогика».
Методы психологии

1.     Психология как наука о внутреннем мире человека. Особенности субъективных явлений. Житейская и научная психология, художественное описание психологических явлений.

2.     Структура современной психологии. Ее основные задачи. Философия и психология. Психология и педагогика. Антропологический принцип в науках о человеке.

3.     Понятие метода в психологии. Принципы построения психологического исследования:

а) методы естественнонаучной психологии: внешнее наблюдение, лабораторный эксперимент, тесты, изучение продуктов деятельности, моделирование;

б) методы гуманитарной психологии – включенное наблюдение, самоотчеты, интроспекция, биографический метод, эмпатия, активное слушание, беседа, клиническое обследование, герменевтика;

в) методы практической психологии - консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, психокоррекция, тренинг, «клиент-центрированная» терапия, логотерапия.

 

Тема 2.
Сознание, его функции, уровни и состояния

1.     Понятие о сознании. Сознание как осознанное бытие и как атрибут человеческой практики. Деятельность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты сознания.

2.     Психологическая структура сознания, основные подходы к ее изучению. Значение и личностный смысл. Рефлексия и саморазвитие.

3.     Сознание и бессознательное. Значение бессознательных явлений в жизни человека. Учение о бессознательном в психологии. Понятие о механизмах психологической защиты.

4.     Самосознание человека.  «Образ Я». Самооценка. Рефлексивное сознание. Механизмы и средства рефлексии.

5.     Измененные состояния сознания.

 

Тема 3.
Личность, ее структура и направленность.
Деятельность и мотивация личности

 1.     Определение понятий: организм, индивид, индивидуальность, личность. Понимание личности в различных психологических теориях. Личность и индивидуальность.

2.     Структура личности, ее направленность. Нравственные установки, миропонимание, мироотношение и качества личности.

3.     Деятельность, ее целесообразный, общественный, творчески – преобразующий характер. Субъектность, предметность и осознанность деятельности. Процессы интериоризации –  экстериоризации.

4.      Структура деятельности: потребности, мотивы, действия и операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

Деятельностные способности человека: преобразование, организации, управления, регуляции.

5.     Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.

 

Тема 4.
Ощущение и восприятие 

1.     Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Органы чувств человека, физические свойства среды и характер ощущений.

2.     Виды ощущений, их характеристика, особенности отдельных видов ощущений. Пороги ощущений. Измерение и изменение ощущений, причины и формы изменения чувственности.

3.     Понятие о восприятии, его основных видах и свойствах. Основные механизмы восприятия. Закономерности восприятия:

4.     индивидуальные различия в восприятии, его зависимость от направленности личности. Значение восприятия для деятельности человека. Восприятие людей и социальных событий.

 

Тема 5.
Внимание и память

1.     Сущность, признаки и значение внимания, его функции. Свойства внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, переключение, распределение, объем. Физиологические основы внимания.

2.     Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Психологические теории внимания. Индивидуальные особенности и формы развития внимания.

3.     Память, ее значение. Физиологический, биологический и психологический подход к изучению памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

4.     Виды памяти, их характеристика. Индивидуальные особенности и типы памяти. Методы тренировки и совершенствования памяти. Мнемотехника.

 

Тема 6.
Воображение и мышление.
Творческое мышление

 1.     Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды и механизмы воображения. Сновидения, галлюцинации, грезы, мечты и фантазии. Основные способы создания образов. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.

2.     Воображение как свойство личности и средство ее развития. Значение изучения продуктов воображения в исследовании личности. Воображение и социальное поведение.

3.     Понятие о мышлении. Связь чувственного и логического познания. Виды мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.

4.      Теоретическое мышление, его условия и факторы. Мышление и речь. Теории мышления и его развития. Проявление и формирование качеств ума в процессе решения мыслительной задачи.

 

Тема 7.
Эмоции и чувства.
Волевые процессы

1.     Понятие об эмоциях и чувствах, их функции и физиологические основы. Стенические и астенические переживания. Формы и проявления эмоциональных переживаний: аффекты, эмоции, чувства, настроения, стресс и дистресс. Эмпатия. Фрустрация.

2.     Эмоциональная сфера в структуре личности. Информационная теория чувств П. В. Симонова. Классификации переживаний: индивидуальные различия  эмоциональной сферы.

3.     Воля и волевые действия. Виды волевых проявлений. Нарушения волевой регуляции и стиль воспитания. Внимание как разновидность волевой регуляции.

 

Тема 8.
Индивидуальность личности.
Темперамент. Характер. Способности

1.     Понятие о темпераменте. Теории темперамента (Гиппократ, И. Кант, Э. Кречмер, И.П. Павлов,  Б.М. Теплов, К.Г. Юнг, Г. Айзенк). Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

2.     Характер, его физиологические основы. Структура характера. Индивидуальное и типическое в характере. Формирование характера. Акцентуации характера.

3.     Способности и задатки. Способности и знания, умения и навыки. Условия развития способностей. Количественная и качественная характеристика способностей. Одаренность, талант, гениальность.


Вверх