От авторов

Лекция 2/ 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека



ЛЕКЦИЯ № 2: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РЕЧЕВОЕ ВЗАИМДЕЙСТВИЕ

План лекции

2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
2.2. Структура речевой деятельности
2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности
2.4. Речевое взаимодействие


2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

Известно и не вызывает сомнений следующее утверждение: «Жизнь есть движение», которое применительно к человеку может быть конкретизировано следующим образом: «Человеческая жизнь есть деятельность». Деятельность – это человеческий труд, работа, совокупность действий, направленных на получение результата. Именно в деятельности проявляется уникальный, присущий конкретному человеку и при этом универсальный, одинаковый для всех людей, внутренний механизм развития человека.

Какие же «детали» входят в этот так называемый внутренний механизм развития человека, который, судя по его названию, и является причиной изменения, развития личности?

Первый компонент – система потребностей человека, подвижное, непостоянное единство внутренних установок «хочу/не хочу, надо/не надо, можно/нельзя», регулятор желаний: не хочу писать реферат, но надо; можно попить кофе, но не хочу и т.п..

Далее. Каждый человек обладает системой инвариантных, то есть одинаковых для всех людей, способностей, которая включает в себя исследовательские, проектировочные, организаторские, коммуникативные и рефлексивные. Это те способности, которые каждый из нас, плохо или хорошо, проявляет в любой конкретной ситуации. Вспомните, например, как Вы входите в аудиторию. Вначале исследуете, куда вам лучше (удобнее, спокойнее, ин-тереснее и т.п.) сесть; мгновенно проектируете, как Вы дойдете до выбранного места, с кем по пути поздороваетесь; затем осуществляете, или организуете, задуманное. И при этом Вы взаимодействуете (коммуникатируете) и с людьми, и с предметами, и с самим собой, а также рефлексируете: осознаете правильность задуманного, точность осуществления, качество полученного результата. Стоит заметить, что, хотя указанные способности и являются инвариантными, степень развития каждой из способностей применительно к конкретной лично-сти будет разной.

И, наконец, третий (и основной) компонент внутреннего механизма развития человека – это сознание, которое управляет потребностями и способностями, регулирует их в соответствии с ценностными ориентациями личности, осуществляет воспроизведение и отражение действительности, позволяя осваивать окружающую реальность и вырабатывать отношение к ней.

Уровень развития человека, его внутреннего механизма, т. е. системы Потребностей – Способностей – Сознания (П – С – С), внешне (видимо) проявляется в действии, в деятельности, в конкретной ситуации, в событии. Так, потребности в конкретной ситуации становятся целями, а способности – системой средств и действий, необходимых для достижения цели, и результатом, который человек получает благодаря способности осуществлять действия при помощи освоенных средств. Наконец, сознание, которое в конкретной ситуации ориентировано на осмысление своей цели, средств, действий (способов) и полученного результата, проявляется в рефлексии.

Попутно вспомним: что же такое рефлексия и чем она отличается от схожего понятия рефлекс? Последний, в соответствии со словарным определением, означает «реакцию живого организма на раздражения рецепторов», мгновенную передачу при помощи центральной нервной системы информации о раздражении мышцам, железам и другим органам. Вспомните, как резко мы убираем руку, нечаянно дотронувшись до горячего утюга, чайника и т.п., – от серьёзной травмы нас защищает рефлекс. Точно так же система рефлексов охраняет, условно говоря, жизнь любого животного. Рефлексия, в отличие от рефлекса, – это способность человеческого мышления. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – это размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов. Рефлексия, по мнению акад. К.Я. Вазиной1 , «возникает тогда, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью ‹…› Рефлексия блокирует деятельность по старым образцам и открывает новые пути для творческой деятельности». Именно рефлексия позволяет осмыслить прошлое, предвосхитить будущую деятельность, без чего невозможно нормальное, духовно-интеллектуальное развитие человека.

Перечисленные выше компоненты деятельности представляют собой следующее единство: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЦЕЛЬ – СРЕДСТВА – СПОСОБЫ – РЕЗУЛЬТАТ – РЕФЛЕКСИЯ

Д = Ц – Ср – Сп – Р – R

Рассмотрим в качестве примера привычный многим вид деятельности и каждый её структурный компонент. Предположим, что наша цель – сварить суп. Средства для реализации этой цели – овощи, вода, кастрюля, соль и пр. и (как это ни покажется странным) сам человек, осуществляющий деятельность; действия – указанные выше инвариантные способности, способы. Рефлексия (сознание) руководит осуществляемой деятельностью, отвечает за самонаблюдение. Скажем, в результате суп получился невкусный. Мгновенно рефлексия заставляет нас оценить каждый компонент проделанной деятельности. Варианты вердикта:

а) цель была определена неверно (я не умею варить суп, или я не хотела варить суп, или мне некогда было варить суп);
б) подвели средства (не было приправ, плохая капуста); честный человек подумает: «Я плохое средство – не умею варить суп» (правда, это уже ориентирует рефлексию на оценку способностей);
в) неверно произведены действия (суп переварен, продукты положены не в той последовательности и пр.).

В том случае, если результат нас устраивает (суп получился вкусный), рефлексия точно так же будет оценивать каждый компонент деятельности, но уже с положительной пози-ции, пополняя наш позитивный опыт, багаж знаний.

Единство внутреннего (П – С – С) и внешнего (Д = Ц – Ср – Сп – Р – R) механизма развития человека представлено на рис.2.1.

Рис. 2.1. Механизм развития человека

В течение всей своей жизни каждый человек находится в непрерывном взаимодействии с другими системами окружающего мира. Собственно говоря, деятельность, взаимодействие есть не что иное, как основная форма жизнедеятельности человека, целью и результа-том которой является познание окружающего мира, самоидентификация, самопознание, установление отношений с окружающими системами и (самое главное!) непрерывное развитие сознания.

Разложите по структуре деятельности любое событие в соответствии с целью, например, написа-ние реферата, разговор с родителями и т.п.


1 Вазина К.Я. – доктор пед наук, профессор, современный российский ученый, руководитель научной школы «Аксиологические и онтологические основы саморазвития человека».

Страница: 1, 2, 3, 4


К началу

© Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева, 2011
© Велижанина А.О., Филатова В.В., Шарина Л.Г., Кириллова Н.Н., 2011