ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание


  Назад

ТЕМА 2.
Сознание в структуре психики

Далее


Сознание – это высшая форма психики, результат обобщенного отражения свойств и закономерностей окружающего мира. Сознание проявляется в построении внутренней модели внешнего мира, в познании и преобразовании действительности.   Все формы человеческой активности, все виды деятельности связаны с функциями и свойствами сознания.

Благодаря сознанию возможны: формирование целей деятельности, ее проектирование и прогнозирование результатов, регуляция поведения. Познавательные процессы, переживания и системы отношений представлены в индивидуальном сознании как единое целое. Так, мышление и воображение позволяют воссоздать действительность на уровне представлений или понятий, эмоции и чувства – на субъективном, индивидуальном уровне выразить отношение к ней, а рефлексивные и волевые процессы – осуществить  соответствующие преобразования во внешнем и внутреннем мире.

Бессознательное характеризуется отсутствием вышеназванных характеристик, что проявляется как дезориентация во времени и месте, невозможность контролировать и оценивать происходящее. В психоаналитических концепциях нет единой теории формирования и содержания бессознательного, хотя его роль в формировании сознания и личности человека оценивается очень высоко.

Сознание развивается только в социальных контактах, причем на первоначальных этапах носит пассивный, реактивный, чувственный характер. Важную роль играет при этом идентификация – отождествление себя с тем или иным внешним объектом (человеком или культурным символом). Так формируются личностные значения (предметные, операционные или житейские понятия) и личностные смыслы  (субъективное переживание отношения к предмету, процессу, информации). В.П. Зинченко выделяет бытийный слой сознания - опыт, чувственные образы, действия, представления, символы и рефлективный - абстрактные идеи, знания, переживания и эмоции.

Взаимодействие сознания и бессознательного в структуре психики представляет собой сложную динамику, так как бессознательные импульсы и стремления часто не могут быть реализованы или даже просто приняты личностью. В этих случаях  недоступный объект заменяется другим (замещение), или содержание, которое раньше было сознательным, удаляется из сознания (вытеснение), или же представляются логические доводы  нецелесообразности (рационализация).

Рефлексия позволяет человеку многократно возвращаться к своему прошлому опыту, производить его переосмысление, осуществлять вариативность в мышлении и поведении, понимать других людей. Рефлективные возможности сознание приобретает на определенном этапе своего развития, в связи с формированием «образа Я» и динамичной самооценки. 


Вверх