ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание


  Назад

ТЕМА 3.
Личность и ее направленность

Далее


Личность

Если речь идет о человеке как представителе человеческого рода, или о конкретном человеке в единстве его тела, психических качеств и особенностей, то используется понятие «человек».

Для характеристики природного или социального в человеке используют понятия «тело», «организм» (иногда «индивид»), а для социальных качеств – «сознание», «личность».

Если необходимо выделить отличия конкретного человека от других людей, наличие у него уникальных качеств, то используют понятие «индивидуальность».

«Человек» – это самое широкое из обсуждаемых понятий, включающее человеческое тело, сознание, личность и индивидуальность.

«Личность» соотносится с тем, что в начале развития психологии как науки называлось «душой».

Поступок - главное личностное действие, в первую очередь личность характеризует мотивация поступка (система побудительных причин), выбор между альтернативными возможностями. Личностное развитие человека определяется:

Направленность личности – это система отношений к миру, определяющая мотивы, интересы, убеждения, потребности, склонности, мировоззрение.

Личность также характеризуют способности (качеста, определяющие успех в конкретном виде деятельности), и задатки к развитию способностей (природные, наследственные особенности организма, прежде всего нервной системы).

Отдельной психлогической проблемой является изучение и учет индивидуально-типических особенностей личности. В настоящее время существует учение о темпераменте (силе и динамике психических процессов и их проявлении в поведении и деятельности). На основе измерения таких показателей как сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, лабильность, реактивность нервной системы можно судить о предпосылках к формированию личностных качеств и установок.

Таким образом, личностные структуры развиваются на основе наследственных и врожденных особенностей, на основе индивидуальности. Формирование личности происходит под действием социальных условий: 1) общение с другими людьми; 2) социальная интеграция (включенность в социум); 3) участие в различных видах деятельности (прежде всего учебной и трудовой).


Вверх