Теоретический курс <<Вернуться к тексту

Вильфредо Парето (15.07.1848 –20.08.1923)

Известный итальянский социолог, экономист. Родился в Париже. В социологии разрабатывал теорию нелогического действия, теорию элит.

Получил и классическое гумани-тарное и техническое образование. Увлекался изучением математики. Окончил Политехническую школу в Турине.

В течение ряда лет занимал важные должности в римском железнодо-рожном ведомстве и в металлургической компании.

В. Парето активно занимался публицистической деятельностью, переводил классические тексты. В 1890 – е годы публикует ряд работ в области экономической теории. С 1893 г. И до конца жизни В. Парето – профессор политической экономии университета в Лозанне (Швейцария).

В 1923 году В. Парето удостоен звания сенатора Италии, поскольку выражал сдержанную поддержку новому фашистскому режиму.

На формирование научных интересов Парето оказал влияние, в частно-сти, видный итальянский экономист и профессор кафедры политэкономии в Лозаннском университете Леон Вальрас. (В.Парето «унаследовал эту кафедру» после ухода Л. Вальраса в отставку).

Теория экономического равновесия Л. Вальраса, перенесенная Парето на область общетеоретических представлений об обществе, стала впоследствии той основой, на которой строилась его социологическая система.

Основная идея В.Парето заключается в том, социологическое знание должно быть достоверным и эмпирически обоснованным, что соответствует принципам позитивизма, разработанным О. Контом, Г. Спенсером и т.д. Со-циология должна изучать принципы устройства, функционирования и изменения обществ, применяя логико-экспериментальный метод, предполагающий использование эмпирически обоснованных описательных суждений, логические правила перехода от наблюдений к обобщениям, не допуская этических и ценностных элементов в теории, которые приводят к фальсификации фактов.

Цель социологии – изучение целостного человеческого общества. Социология, по мнению В. Парето, является синтезом специальных общественных дисциплин: права, политэкономии, политической истории, истории религий.

В. Парето сформулировал теорию «нелогического» действия. Согласно этой теории социальное действие состоит из внешне наблюдаемого действия, рационального его обоснования и психических установок индивида, лежащих в основе действия (внутренних биологических импульсов – «остатков»). «Остатки» классифицируются на:

  1. «Инстинкт комбинаций», лежащий в основе социальных изменений;
  2. «Постоянство агрегатов», сохраняющее социальные связи;
  3. «стремление человека проявлять свои чувства в общественных дей-ствиях и поступках»;
  4. «Чувство социальности»;
  5. «Чувство собственности»;
  6. «Половой инстинкт».

Их природа иррациональна. Индивид, осуществляя такого рода социальное действие, использует разум для маскировки «нелогических» действий (инстинктов и чувств). Таким образом, истинной движущей силой истории выступают чувства.

«Логические» действия определяются разумом и совершаются в области экономики, науки, отчасти политики. В этих действиях средства адекватны целям, то есть цели связаны между собой объективной логикой, основанной на действительно существующих связях.

Интегральной частью социологической теории В. Парето является теория идеологии, возникшая вследствие разочарования социолога в деятельности буржуазных политических партий, оказавшихся неспособными к эффективным действиям и маскирующим свои политические цели демагогическими уловками, которым придана теоретическая форма. Таким образом, В. Парето пытался объяснить природу, особенности и социальные функции (мобилизующую роль) идеологии в современном мире.

Согласно Парето, идеологии меняются только по форме, заменяя одну систему аргументации другой, одни словесные формулировки другими, более гибкими и изощренными. Эти формулировки создаются гениями, выдающимися личностями – носителями разума (в отличие от масс, которые руководствуются эмоциями).

На развитие теоретических взглядов В. Парето оказала влияние концепция Г. Моски о социальной гетерогенности, как существенном элементе социальной системы, предполагающей деление общества на два класса - господствующий и подчиненный. По мысли В. Парето, пирамидальное по своей структуре общество имеет на вершине своей элиту, которая направляет и организует жизнь общества, обладая расчетливостью и умением манипулировать человеческими эмоциями. Но в то же время элита должна уметь вовремя применять силу. В зависимости от используемого способа действий элита подразделяется на «львов», у которых преобладает инстинкт «постоянства агрегатов», и «лисиц», с преобладанием «инстинкта комбинаций». В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье».

Элита подразделяется на «правящую», которая находится в состоянии постоянной медленной трансформации с целью пополнения своих радов «до-стойными», и «неуправляющую», действующую в научной и художественной сферах. Переход из элиты в неэлиту и обратно свободный, и осуществляется благодаря одаренности индивидов – так происходит циркуляция элит – процесс социального взаимодействия в гетерогенном обществе, что является законом существования человеческого общества.

Список трудов:

  1. Курс политической экономии (1896-1897).
  2. Социалистические системы (1902-1903).
  3. Учебник политической экономии, 1906.
  4. Трактат по общей социологии, 1916.
  5. Краткое руководство по общей социологии, 1920.