О системе

5. Социология личности

Понятие личности

Личность - одно из центральных понятий в социологии. В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений ак-цент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов.


Социальная роль и социальный статус

Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов. Как правило, в обществе определяет положение человека один главный (интегральный) социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль - норма поведения человека определенного статуса в конкретном об-ществе, общности, группе. Ролевое поведение - ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего “ ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна.

Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также определенного структурирования системы личных ценностей, которая позволила бы более четко создать систему приоритетов на уровне конкретной личности.

Виды социальных статусов:

  1. Достигаемый социальный статус - это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.
  2. Приписываемый социальный статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.
  3. Смешанный статус - возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый.

Социологические теории личности

1. Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.

Т. Парсонс как представитель структурно-функционального направления в социологии рассматривал личность с точки зрения исполнения ею определённых ролей, которые задаются социальной позицией индивида в обществе, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Исполнение роли связано со стремлением индивида соответствовать принятым в обществе социальным нормам и ожиданиям окружающих. Неисполнение роли влечёт за собой конфликт с обществом и применение общественных санкций. Социальная роль задаёт общую направленность поведения, а стиль её выполнения - фактор вариативный.

Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.

2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.

3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.

Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.

4. Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Ч. Кули считал, что личность, со всеми присущими ей характеристиками, как «Я», возникает в процессе общения индивида с различными первичными группами, членом которых он является. В результате межличностного общения формируется самосознание индивида на основе совокупности представлений индивида о том, что думают о нём другие, что думает о себе он сам, каким ему представляется его образ в сознании другого. В зависимости от преобладания того или иного аспекта, формируются те или иные личностные характеристики, складывается «чувство личной определённости» - «зеркальное Я». «Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия с обществом.


Социальное поведение личности

Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реа-лизации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.

Социальная установка представляет собой предрасположенность человека к определенным действиям, обусловленную ценностным отношением к социальному объекту, и выступает в качестве механизма саморегуляции социального поведения личности.

Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:

  1. конформизм – приятие целей и средств данной социальной общности даже путем отказа от собственных убеждений. Поведение, ориентированное на достижение общественнозначимых целей, является основным условием стабильного развития общества;
  2. инновация выражается в приятии целей, но неприятии средств их достижения, что является результатом неадекватной реакции индивида на требования общества;
  3. ритуализм – выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей (деятельность бюрократа);
  4. ретритизм – вид адаптации индивидов в обществе, нормативно– ценностную систему которого они не приемлют, что проявляется в отстра-нении индивида от общества (уход в наркоманию, психическое заболевание, религию);
  5. мятеж– поведенческая реакция, характеризующаяся полным отри-цанием общественнозначимых целей и средств их достижения и попыткой ус-тановить новый социальный порядок.

Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение– поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.


Социальное действие

Динамика общественных процессов начинается с социального действия. Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в социологию М.Вебером.

Социальное действие, согласно М.Веберу, есть действие человека, который по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.

Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкла-дывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.

М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собст-венного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.

1. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция це-лерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.

2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.

Два других типа социального действия – традиционное и аффективное - находятся на самой границе того, что осмысленно ориентировано, т.е. в виде «пограничного случая» социального поведения (традиционное), либо даже за пределом сознательно ориентированного человеческого действия (аффективное действие, обусловленное эмоциональным состоянием человека). «Пограничный характер» данных типов социального действия определяет меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестаёт быть социальным.

В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.

Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовле-творения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.

Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.


Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.

В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социаль-ные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.

Теории социального взаимодействия

1. Символический интеракционизм ( Дж.Г.Мид (1863-1931),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.

2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значи-мость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями на происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.

3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;

б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъ-ектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;

в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. Пространство воспринимается как единство, выражающее единство группы и наоборот (государство);

г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);

д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие она проходит этапы?
  2. Что такое первичная и вторичная социализация?
  3. Как зависит социализация от типа общества?
  4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности?
  5. Дайте определение социальному контакту.
  6. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма Дж.Г.Мида?
  7. Каким условиям должно отвечать социальное действие согласно тео-рии социального действия М.Вебера?
  8. Каковы принципы упорядочивания форм социального взаимодействия по Г.Зиммелю?