О системе

2. Общество как социокультурная система

Вся история социологической мысли есть история научных подходов и методов построения теории общества.

Общество – это определившийся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивый, универсальный способ организации социальных связей и отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Признаки общества:

  1. территория – географическое пространство, очерченное границами, на котором складываются и развиваются социальные связи и отношения между индивидами;
  2. наличие собственного названия и самоидентификация;
  3. пополнение преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. устойчивость и способность воспроизводить внутренние связи и взаи-модействия;
  5. автономность и высокий уровень саморегуляции. Жизнь общества ре-гулируется и управляется теми социальными институтами и организациями, на основании тех норм и принципов, которые создаются внутри самого общества;
  6. наличие устойчивых социальных образований, связей, отношений и их функциональная целесообразность;
  7. интегрирующая сила. Общество осуществляет социализацию новых поколений людей, включая их в сложившуюся систему ценностей, норм, пра-вил.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Социально-исторический детерминизм – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. В различных социологических концепциях, в вопросе о том, какой же функциональный компонент общества определяет облик общества в целом, предпочтение отдавалось либо экономической составляющей (экономический детерминизм К.Маркса), либо системе ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества (культурный детерминизм П.Сорокина), либо образу мыслей, прогрессу разума человека (детерминизм О.Конта).


Типология обществ

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы об-ществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля. Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический – к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традици-онные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящая естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».


Социальные изменения. Социальное развитие

Социальные изменения – переход социального объекта из одного со-стояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.

Виды социальных изменений:

  1. изменения, касающиеся структур различных социальных образований – структурные изменения;
  2. изменения, затрагивающие социальные процессы (в сфере социальных взаимодействий, взаимоотношений различных общностей);
  3. изменения, касающиеся функций различных социальных систем – функциональные социальные изменения;
  4. изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.

В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений так же, как и абсолютного регресса, не существует.

Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.


Социальное поведение и социальный контроль

Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.

Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.

Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.

Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.

Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).

Проблемами массового социального поведения, межгруппового взаимодействия занимается психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов» (В. Вунд), «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).

«Групповая психология» изучает непосредственно сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931) («Психология толп»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей.

Виды толпы:

  1. Организованная толпа – объединяет индивидов в единое целое на основе единства инстинктов, чувств, страстей. Но в толпе не только и не столько соединяются отдельные качества индивидов, взятые в среднем значении, сколько образуются новые черты: нетерпимость; импульсивность, раздражительность; утрата чувства ответственности как сдерживающего начала; быстрая смена реакций от разрушения до самопожертвования; восприимчивость к внушению; осознание неодолимой, необузданной сдерживающими факторами силы; заражённость общей идеей.
  2. Однородная толпа имеет ряд разновидностей:
    а) секта, объединяющим моментом в которой служат верования;
    б) каста, объединяющая индивидов на основе общности условий существования и воспитания;
    в) класс, образующийся под влиянием одинакового образа жизни.
  3. Разнородная толпа:
    а) анонимная (уличная) толпа, образующаяся под влиянием внушения и отличающаяся полным отсутствием чувства ответственности;
    б) неанонимная (совещательная) толпа, объединяющая индивидов с це-лью решения вопросов, имеющих общественное значение, и осознающая ответственность за принятие правильных решений.

Г. Тард (1843-1904)(«Законы подражания», «Общественное мнение и толпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимо-действия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. И общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.

Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.

  1. Закон подражания. Подражание, рассматриваемое как изначальный элемент социальности, возникает в процессе межличностных взаимодействий и является движущей силой общественного прогресса в силу природной склонности людей усваивать и повторять новации в общественной жизни, обогащающие культуру народа. Закон подражания заключается в том, что любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется от социальных верхов к социальным низам. Три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и традициям, обдуманное подражание. Теория подражания делает предметом социологического исследования процесс межличностного взаимодействия.
  2. Закон противоположения (оппозиции) выражается в борьбе сторонников различных социальных изобретений, которая способствует поиску альтернативного варианта подражания и выработке определённого направления социального взаимодействия. Оппозиция, таким образом, является необходимым фактором развития социальных отношений и динамики социального прогресса.
  3. Закон приспособления (адаптации) выражается в приспособлении людей посредством развития к новшествам и изменившимся условиям социальной жизни посредством развития сотрудничества как основного момента социальных отношений.

Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.

В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.

Классификация массового социального поведения в соответствие с мас-штабами и степенью организации.

1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение группо-вых или общественных интересов.

Социальные движения:
а) революционные движения – стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;
б) реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, которые способствуют более эффективному ее функционированию;
в) движения сопротивления – социальные движения, которые имеют цель не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения; г) социальное движение экспрессивного типа стремится сформировать собственную систему ценностей в соответствии с поставленной целью;
д) терроризм – движение, осуществляющее применение силы против людей или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, социальных, религиозных планов.

2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).



Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается марксистский подход к типологии обществ?
  2. В чем сущность процесса модернизации?
  3. В чем заключается различие между такими понятиями как «социальные изменения» и «социальное развитие»?
  4. Раскройте содержание понятия «социальная стабильность».
  5. Охарактеризуйте различные типы социальных движений.
  6. Охарактеризуйте субъекты массового социального поведения с точки зрения представителей «групповой психологии».