О системе

1. Социология в системе научного знания

Мировоззрение – система общественных представлений о мире в целом, о природных и социальных процессах в нём, об отношении человека к окружающей действительности. В зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения, способа их обоснования можно говорить о разных типах мировоззрения.

На ранних этапах истории, выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности, служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями.

Миф – форма символического освоения мира характеризуемая непрерывностью следования от ценности через цели к практической деятельности. Миф даёт чувство оправданности человеческой деятельности.

Религия – форма мировоззрения и мироощущения; упорядоченная на определённой основе совокупность «отражений» факта веры в любых формах.

Наряду с существованием мифологических и религиозных представлений о мире и места человека в нём выделяют также научное мировоззрение (и обусловленные им научные принципы познания действительности), которое основывается на этих уже существующих знаниях, носящих ненаучный характер.

Таким образом, наука есть лишь один из возможных способов упорядочения уже обработанной, дифференцированной, т.е. уже воспринятой действительности.

Социальная наука есть не что иное, как одна из форм познания общест-вом самого себя. Социальная наука (социология) – наука, которая стремится понять окружающую нас действительную социальную жизнь в её своеобразии, взаимосвязь и культурную значимость её отдельных явлений в их нынешнем облике и причин того, что они исторически сложились именно так, а не иначе.

Целью науки является познание действительности. Действительностью для социального познания является культура, взятая в самом широком значении, культура как продукт человеческой деятельности, которая несёт в себе самой основу собственной познаваемости.


Структура социологического знания

В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, развиваются основополагающие принципы социологии, понятийно-категориальный аппарат науки, методология. Теоретическое знание включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем может быть опровергнуто или подтверждено. В рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию, объектом изучения которой является сама социология, её познавательные возможности, закономерности её развития.

Эмпирический уровень социологического знания представлен всеми ви-дами и формами эмпирической информации, полученной в результате проведения прикладных социологических исследований.

Ведущая роль в социологии отводится теории, о чём нельзя забывать отечественным социологам, для которых получение эмпирической информации подчас становится самоцелью и у которых наблюдается явный сдвиг в сторону оперативных социологических исследований общественного мнения. Ошибается тот, кто считает, что наука может основываться на «фактах». Сами факты, от процесса их «установления» через «верификацию» и определение их значения, имеют в качестве предпосылки своего наличия именно в качестве «факта» предшествующую им теорию.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания осуществляют теории среднего уровня – понятие, введённое Р. Мертоном для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве опосредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Теории среднего уровня – это отраслевые и специальные социологические теории, имеющие более узкую предметную область, сравнительно с общей теорией (социология культуры, социология массовых коммуникаций и т.д.). Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социологических процессов, институтов, общностей, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.


Функции социологии

  1. Теоретико-познавательная функция социологии заключается в накоплении, приращении знаний о социальной действительности.
  2. Практически-преобразовательная функция социологии заключается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных процессов.
  3. Мировоззренческая функция социологии проявляется в том, что со-циология формирует систему научных взглядов на социальную действитель-ность, на место человека в ней, а также обусловленные этими взглядами жиз-ненные позиции людей.

История социологии – научная дисциплина, исследующая и раскры-вающая пути и принципы формирования социологического знания, его связь с личностными характеристиками выдающихся социологов. В рамках изучения истории становления и развития социологии происходит знакомство с различными социологическими теориями, основными школами и направлениями в теоретической социологии, что позволяет не только проследить историю развития социологической мысли, но и рассмотреть содержание социологии как науки с различных точек зрения.

Одним из основоположников новой социальной науки, именуемой социологией, является О. Конт (1798 – 1857г.). Свое понимание новой науки Конт изложил в таких трудах как «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики, или Социологический тракт об основах религии человечества». Как основатель позитивизма О.Конт считал, что наука не должна искать конечных объяснений или познавать внутренние причины феноменов. Она должна стремиться раскрывать естественные законы, то есть устойчивые отношения последовательности и сходства.

Конт, как социолог, придерживающийся идеи примата целого над частью, синтеза над анализом, определяет социологию как науку, имеющую своим объектом историю человеческого рода как целостности. Двумя главными категориями социологии являются:

  1. социальная статика, которая изучает, с одной стороны структуру общества, а с другой – общество как целостный организм во взаимосвязи всех его компонентов;
  2. социальная динамика, раскрывающая последовательные этапы становления общества и разума человека.

О.Конт претендовал на то, что открыл «теоретический закон двойной эволюции»: социальной и интеллектуальной одновременно. Он сформулировал два новых закона: закон трех состояний и закон классификации наук. Согласно закону трех состояний «каждое наше важное суждение, каждая ветвь познания проходит последовательно три разных теоретических состояния: теологическое или вымышленное; метафизическое, или абстрактное; научное, или позитивное. Другими словами, ум человека по своей сути последовательно пользуется в ходе всякого исследования тремя методами философского рассуждения, характер которых по существу разный и даже прямо противоположный…». ( Конт, О. Курс позитивной философии /т.1,С.2-3.)

Закон трех состояний приобретает значение только вместе с законом классификации наук, который указывает на этапы становления позитивного мышления. Система наук, согласно этому закону, представляет собой иерар-хию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, в которой низшее обуславливает высшее, но не определяет его (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология). Цель сочетания закона трех состояний с законом классификации наук состоит в доказательстве того, что победивший в разных науках образ мышления (позитивное мышление) должен победить и в социальной, и в политической сфере и привести к созданию позитивной науки об обществе – социологии.

Развитие социологии в духе позитивизма продолжалось и в трудах анг-лийского ученого Г.Спенсера (1820 – 1903 г.) «Социальная статика» и «Основания социологии». Задачей социологии Спенсер считал изучение социальных фактов, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции.

Г.Спенсер был представителем одного из направлений в социологии – социального органицизма – методологической ориентации концепции общества по аналогии с понятием организма как единого целого. Как представитель органической школы, он развивал идею изменчивости и плавного эволюционизма, проводя аналогию между биологической и социальной эволюцией, уподобляя строение и функционирование общества развитию живого организма. Считая, что общество, как и вся живая материя, обладает свойством саморегуляции, он ставил под сомнение функции управления, осуществляемые органами государственной власти.

Анализируя способность государственных органов регулировать общественные отношения, Г.Спенсер обращает внимание на механизм «социального контроля», который, по его мнению, держится на «страхе перед живыми», который и поддерживает государство в процессе осуществления функции государственного управления, и «страхе перед мертвыми», поддерживаемом церковью. Кроме того, наиболее эффективно функцию социального контроля за повседневной жизнью людей осуществляют семья, традиции, обычаи, нравственные нормы, существующие в обществе задолго до появления государства и церкви.

Главную цель эволюции Г.Спенсер видел в возможности гармоничного развития личности, которая, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности. Процесс эволюции, по Г.Спенсеру, заключается в переходе от общества военного типа, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к обществу промышленного типа, в котором социально-экономический прогресс увязан с потребностями развития личности и в котором общество не поглощает отдельную личность, а способствует её развитию.

Иной взгляд на процесс общественного развития предложил немецкий философ, экономист, социальный мыслитель К. Маркс (1818 – 1883 г.). В основе его теории – идея материалистического понимания исторического развития, которая основывается на том, что развитие производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений определяет способ производства, составляющий основу общественно-экономической формации. Определенному способу производства (базису) соответствует надстройка, представляющая собой совокупность правовых, политических, религиозных и т.д. воззрений. Общественное развитие представляет собой смену общественно-экономических формаций, которая происходит посредством революции. Процесс развития общества детерминируется также усилением классовой борьбы, которая является неотъемлемой составляющей любого общественного устройства, основанного на частной собственности.

В последней трети XIX века возникает совершенно отличный от позитивистского подход к построению теоретического фундамента социологии. Социология как и история, воспринимается как нечто принципиально отличное от идеала естествознания. Один из подходов к построению новой социологической теории разработал немецкий социолог Г.Зиммель (1858 – 1918 г.) в своих трудах «Социология» и «Основные вопросы социологии (индивид и общество)». Он определяет социологию как особую дисциплину, вычленение которой не может идти подобно тому, как создавались другие социальные науки. Социология должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Обобществление – есть та форма, в какой индивиды, на основании каких-либо интересов, срастаются в единство. Обобществление определяет об-щество как процесс непрерывного взаимодействия. Социология исследует формы обобществления, отвлекаясь от содержания, осуществляющегося в этих формах, то есть рассматривает абстрагированные формы взаимодействия индивидов.

В конце XIX – начале XX веков научная социология развивалась в двух направлениях: позитивистском и направлении, разработанном в неокантианской традиции М.Вебером. В первом направлении развивал свои идеи французский философ, социолог Э.Дюркгейм (1858 – 1917 г.), автор трех больших работ по социологии «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Теоретико-методологической концепцией, которая лежит в основе учения Э.Дюркгейма является социологизм – система утверждений о специфичности и автономности социальной реальности, которая имеет свои законы, раскрывающие характер и причины всех общественных явлений и являющиеся предметом социологического изучения. Социальная реальность лежит в основе общества и объединяет людей в единое целое, диктуя свои установления отдельным индивидам в виде нравственных норм, принципов морали, общественных «ожиданий». Это соединение общего, вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным, т. к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием, на-зывается «социальным фактом». Таким образом, Э. Дюркгейм считал, что социология как наука о социальных фактах занимается изучением индивидуальной реальности. Индивиды становятся значимыми для общества в той мере, в какой являются носителями общественной морали и принципов. Э. Дюркгейм видел предназначение социологии в изучении общей, «коллективной» реальности через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Главной силой, способствующей объединению индивидов на основе определенных взаимосвязей в общество является солидарность. Согласно Дюркгейму существуют две формы солидарности, которые соответствуют двум формам общественной организации:

  1. механическая солидарность, которая преобладает в архаических обществах и основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций;
  2. органическая солидарность - характерна для современных обществ и основана на общественной дифференциации или разделении труда (техническом или экономическом)

Второе направление развития социологии было разработано М.Вебером, решавшим проблему практического применения философских, логических и общетеоретических принципов, разработанных в Баденском неокантианстве, к структурированию социального знания в форму науки. М.Вебер (1864 -–1920) – немецкий социолог, социальный философ («Объективность социально-научного и социально – политического познания», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия»).

Целью науки является познание действительности: действительностью для социального познания является культура, взятая в самом широком значении. Прежде чем познавать, человек творит культуру, которая кристаллизируется в «общезначимых ценностях», придающих смысл человеческому существованию в мире как таковом, привносит смысл в мир. Познание в социальной науке связано с «субъективными предпосылками» в той мере, в какой оно интересуется только теми компонентами действительности, которые имеют в нашем представлении культурное значение. Инструментом познания действительности выступает идеальный тип. Идеальный тип выполняет роль общей теории, на основе которой строится система научного знания. Он конструируется посредством мысленного усиления одной или нескольких точек зрения, доведенных до их полного логического предела, на определенные черты действительности в непротиворечивый мыслительный образ. Определенная точка зрения всегда ценностно обоснована. Многообразие же точек зрения обосновывает множественность идеальных типов одной и той же «реальности», их пра-вомерность, но не равноценность. Идеально-типические понятия представляют собой «смысловое ядро» социального знания. В них пересекаются импульсы, идущие от «ценностей», от «практики»: это и теория, и технология, и конструкция, «имеющая смысл», служащая для измерения и систематической характеристики индивидуальных, т.е. значимых в своей единичности связей. Идеальный тип служит для сопоставления с ним «действительности», с целью сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания.

Одним из видных социальных теоретиков начала ХХ в. был также В. Парето (1848-1923 г.) – итальянский социолог и экономист. Основной его труд – «Трактат всеобщей социологии» - был признан классическим произведением западной теоретической социологии.

По мнению В. Парето социология является эмпирически обоснованным знанием об обществе, которое базируется на описании фактов и формулировании законов, которые выражают функциональные зависимости между фактами.

Разрабатывая теорию нелогического действия, В. Парето подчеркивал иррациональность человеческого поведения, основанного на врожденных психических предиспозициях. Он считал, что истинные мотивы поведения маскируются при помощи псевдоаргументов, которые составляют сущность всех без исключения общественных теорий. Теоретические построения, таким образом, имеют цель придать действиям людей внешне логичный характер. Врожденные психические предиспозиции или «остатки», детерминирующие человеческое поведение, являются посредниками между чувством и проявлением его. Они относятся к инстинктам, которые порождают рассудочную деятельность.

В «Трактате всеобщей социологии» В. Парето развил теорию социальной гетерогенности, согласно которой общество всегда, в силу разрозненности ценностных систем, разделено на массу управляемых индивидов и небольшое число индивидов, выполняющих руководящие функции и называемых элитой. Движущей силой общественного развития является, согласно В. Парето, «кругооборот», циркуляция элит.

В 20-30 гг. ХХ в. происходит становление и развитие эмпирической со-циологии – естественнонаучной ориентации в структуре социологического знания. Одной из наиболее ярких представителей данного направления в социологии была Чикагская школа, занимавшая доминирующее положение в американской социологии с 1915 по 1935 гг. и возглавляемая Р. Парком и Э. Бэрджессом. Отличительными чертами Чикагской школы было органичное сочетание эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; широкая теоретическая ориентация, соединение различных подходов и методов. Теоретическим итогом интенсивной исследовательской и преподавательской работы Р. Парка и Э. Бэрджесса стал учебник «Введение в науку социологии», обобщавший теоретический опыт Чикагской школы.

Основателем и идейным лидером Чикагской школы считается Р. Парк (1864-1944 гг.). Р. Парк разработал социально-экономическую теорию, основной идеей которой было обоснование эволюционного развития общества от биотического (экологического) уровня, через экономический и политический, к социальному (культурному) уровню. Биотический уровень лежит в основе всего социального развития и определяет, в конечном счете, социальную организацию общества. Процесс развития и социализации индивида проходит также в пространстве между биотическим и культурным уровнями, что существенным образом определяет переплетение различных типов и уровней поведения человека, от наиболее развитых до элементарных. Основой всего многообразия типов поведения личности, тесноты социальных связей, выступает свобода, являющаяся одной из характеристик современного общества. Р. Парк определяет несколько измерений свободы в зависимости от различных уровней интеграции общества: свобода передвижения, свобода конкуренции, политическая свобода, свобода самовыражения. В соответствии с этим представлением о личной свободе наиболее свободной признается «маргинальная личность», не отождествляющая себя полностью ни с одной культурой и обладающая, таким образом, более независимыми и рациональными взглядами.

Центральной темой социологической теории Р. Парка является теория социального контроля, который выступает как сила, структурирующая коллективное поведение, придающая ему характер социального и преобразующая его в социальное взаимодействие. Социальный контроль, по Р. Парку, представлен в форме нравов, обычаев, традиций, моральных норм, закона, которые вырабатываются обществом и служат определенным ограничителем поведения индивида, но в то же время способствуют его самореализации. Все формы социального контроля являются как продуктом, так и средством коммуникации, которая выступает как интегрирующее и социализирующее основание коллективного поведения и придает обществу его социальный характер.

Таким образом, Р. Парк определяет общество как взаимодействие индивидов, опосредованное социальным контролем, а социологию как науку о социальном поведении.

Середина ХХ века отмечена в социологии развитием структурно-функциональной теории. Особенностью структурно-функционального направления в социологии является рассмотрение любого социального явления как целостной системы, структурные элементы которой внутренне взаимосвязаны и выполняют определенные функции, способствующие интеграции системы в единое целое.

Автором структурно-функциональной теории социальных систем является Т. Парсонс (1902-1979 гг.), автор таких работ как «Социальная система», «Структура социального действия», «О построении теории социальных систем: личная история». Социальная система, по Т. Парсонсу, представляет собой универсальный способ организации социальной жизни. Она упорядочивается и самосохраняется с помощью норм и ценностей, обеспечивающих взаимозависимость структурных элементов и последующую интеграцию целого. Т. Парсонс исходил из существования 4 функциональных императивов, которые являются необходимыми предпосылками целостности и поддержания равновесия как основной ценности социальной системы:

  1. функция адаптации к внутренним ситуациям и изменениям внешней среды. Эту функцию в обществе выполняет экономическая подсистема;
  2. функция целеполагания, обеспечивается политической подсистемой, вырабатывающей целевые установки;
  3. функция интеграции, заключающаяся в сохранении устойчивости, внутреннего единства. Осуществляется институтами социального контроля посредством создания и поддержания внутренних норм и ценностей, общей культуры;
  4. функция поддержания образца заключается в согласовании личных мотиваций индивидов с целями и ценностями данного общества при исполне-нии социальных ролей и выполняется с помощью социализации, сохраняющей, совершенствующей мотивации индивидов, что создает предпосылки как для стабильности социальной системы, так и для внесения в систему изменений, способствующих ее обновлению.

Другим представителем структурно-функционального направления в социологии является Р. Мертон (1910-2003г.) (ст. «Явные и латентные функции», «Социальная теория и социальная структура»). Р. Мертон подверг критике основную идею функционализма об обществе как саморегулирующейся системе.

Р. Мертон вводит в социологии различение явных и латентных функций. Явная функция имеет место при совпадении внутренней смысловой мотивации с объективными последствиями поступка и признается таковой участниками социального действия. Латентная функция не планируется и не осознается участниками. Р. Мертон подверг критике идею о том, что все структурные подразделения единого социального организма необходимы для поддержания целостности и саморегуляции системы и ввел понятие дисфункции. Дисфункция – те следствия социальных действий, которые ослабляют саморегуляцию системы, ее адаптационные способности.

Р. Мертон определил социологию как науку, которая оперирует теориями среднего уровня, ориентирующими эмпирические исследования на достижения теоретически и практически значимых результатов.

В это же время, в первой половине ХХ века в Европе зародилось феноменологическое направление в социологии, как разновидность понимающей социологии, основателем которого стал философ и социолог А. Шутц («Феноменология социального мира», «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию»).

Феноменологическая социология А.Шутца является социологией позна-ния социального мира в процессе деятельности, в которой наука связана с миром повседневного опыта. Таким образом, заслуга Шутца в области теоретической социологии состоит в анализе факта неразделимости научного и обыденного познания социального мира.

Основными социологическими концепциями А.Шутца являются его концепция природы объективности социального мира; концепция рациональности социального взаимодействия и концепция повседневной реальности как реальности высшего порядка.

Анализируя природу объективности социального мира, А.Шутц определяет ее как социально организованный феномен. Это определение основывается на том, что в процессе социальных взаимодействий индивиды воспринимают мир повседневной жизни, «социокультурный мир», в самых общих, типичных характеристиках, преодолевая тем самым различия в восприятии, порождаемые уникальным личным опытом, «биографической ситуацией». Типичность взаимодействий способствует согласованному протеканию социальных процессов. А.Шутц обосновывает идею повседневной рациональности, отличающейся от логической рациональности М. Вебера, считая, что она основывается на типичности социальных действий, которые разумны, правильны, предсказуемы и, в этом смысле, рациональны. Повседневность, по мнению А.Шутца, конституируется социальными действиями, вносящими изменения в окружающий мир. Реальность повседневной жизни является первичной по отношению к другим сферам (миру фантазии, миру мифа, миру научных теорий и т. д.), т. к. основывается на восприятии реальности, как совокупности объективно существующих форм объектов, личностей, социальных взаимодействий, в процессе трудовой деятельности.


Развитие социологии во второй половине ХХ века

К особенностям развития социологии после Второй мировой войны необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и распространение американской социологии. Происходит интернационализация дальнейшего развития социологии. На рубеже 40- 50 годов возрождение западноевропейской социологии происходило в русле эмпиризма. Социология воспринимается, прежде всего, как прикладная наука в силу ослабления интереса к общетеоретическим вопросам и акцентировании внимания на эмпирических исследованиях, имеющих практическое значение для послевоенного восстановления западноевропейских стран. Появляются, по мнению польского социолога П. Штомпки, предложившего свою типологию социологических теорий, объяс-няющие теории, позволяющие осознать социальные условия и адаптировать к ним социальные действия.

В начале 70-х годов ХХ века произошел кризис социологии как науки, выразившийся в распаде социологической теории (выступавшей как целостное благодаря структурному функционализму) на ряд несовместимых концепций, из которых ни одна не могла претендовать на объединяющую роль.

На протяжении 70-х годов происходили попытки сохранить социологию как теоретически организованное целое в ходе сменяющих друг друга «ренессансов» классиков социологии, чьи теории сохранили свою значимость в процессе эволюции социологического знания (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер) при авторитарном влиянии какой-либо одной теоретической концепции (неомарксизм, неофункционализм, неопозитивизм). В дальнейшем попытки преодоления кризисной ситуации в социологии вылились в появление обобщающих трудов, охватывающих историю теоретической социологии в ХХ веке, в которых установление взаимосвязи и взаимодополнительности теоретических подходов «классиков» являлось методом создания собственной теории, оказывавшейся по сути дела метасоциологической теорией, балансирующей на грани между социологической теорией и социальной философией. П. Штомпка определяет эти теории как экзегические, в которых происходит осмысление теории «классиков», комментирование, критика, современная интерпретация осново-полагающих идей.

Социологические подходы и концепции последних десятилетий ХХ века:

Критическая теория реализует потребность в переосмыслении ценност-ных основ анализа общества, вызванную социальными аномалиями, девиациями в современных социальных процессах. Ярким представителем данного направления является Ю. Хабермас, обосновывающий демократический путь развития современного общества. Единственным средством реализации демократии, по мнению Ю.Хабермаса, является социальный дискурс, предполагающий диалоговость социального взаимодействия, рациональность и опосредованный характер аргументов в поиске решений. Развивая теорию коммуникаций, Ю.Хабермас анализировал процессы дифференциации культур, поиска реализации идентичностей, как условий сохранения социального дискурса. В своих работах «Постметафизическое мышление», «Инклюзия другого. Иссле-дования в области политической теории» Ю.Хабермас сосредотачивался на выявлении связей между индивидуализмом и коммуникативной рациональностью, внося вклад в понимание современных процессов социальных изменений.

Постмодернизм ставит под сомнение неизбежность социального прогресса в связи с нереализованными ожиданиями, провозглашенными в коммунистических доктринах, а также обещаниями быстрого прогресса в период модернизационных изменений конца ХХ – начала ХХI века. Лидеры постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, З. Бауман считают, что переход общества на индустриальную стадию связан с изменениями, произошедшими в технике, науке, социальной сфере. Ж-Ф.Лиотар считает, что сущность этих изменений сводится к отказу от поиска истины и выдвижению на первый план их утилитарных черт. Акцент переносится с целей на средства решения конкретных задач. Достижения постмодерна связаны с совершенствованием систем и каналов коммуникаций, хранением и эффективным использованием информации. Тот, кто осуществляет контроль над информацией и каналами ее распределения, по мнению Ж-Ф.Лиотара, обладает главным источником власти.

Ж. Бодрийар отмечает возросшее значение имиджа в эпоху постмодерна. Производство и продажа материальных благ заменены продажей имиджей, которые прошли путь от «отражения базовой реальности» в знаках и символах человеческой культуры через «маскировку и извращение базовой реальности», искажение истины, через «маскировку отсутствия некой базовой реальности» к не имеющим никакого отношения к какой бы то ни было реальности знакам. По мнению Ж. Бодрийара средства массовой коммуникации являются основными виновниками смещения имиджа и реальности.

Польско-американский социолог З. Бауман считает, что современное общество – «общество потребления». По его мнению, происходит изменение общественного статуса интеллектуалов, выполнявших функцию теоретического узаконения государственного порядка. Их функцию теперь выполняет «общество потребления», действуя методом соблазнения, изменяя значимость культурных ценностей.

Теория социального действия, социальный акционализм, создателем которого является французский теоретик А. Турен. Он развивает теорию социального субъекта, актора, выступающего в виде социального института, выполняющего роль посредника в социальных отношениях (агенства), социальные действия которого определены культурой данного общества. А. Мелуччи, как представитель данной европейской социологической теории, в своих работах «Бросающие вызов коды. Коллективное действие в век информации» и «Играющее Я: личность и значение в планетарный век» отмечает связь культуры, коллективной идентичности и рефлексивности, которая определяется как автономность мышления, индивидуалистическое творчество.

Теория рефлексивности развивается также Э. Гидденсом, который решение проблем современного общества связывает с ускорением рефлексивности в обществе. Э.Гидденс подчеркивает многомерность отношений агентства и элементов социальной структуры современного общества, утратившего социальное единство.

В конце 90-х годов получила распространение теория сетевого общест-ва М. Кастельса, в которой определяет современное общество не как систему, либо социальную структуру, связующем элементом которой является культура, право и т. д., а как сеть отношений, опосредованных информационными технологиями. Информационная культура является основой интеграции общества в единое социальное целое.


Развитие социологической мысли в России

После выхода в свет курса «позитивной философии» О. Конта, в России начинает распространяться идея о необходимости создания новой науки об обществе. Первой работой, отразившей идеи позитивизма О. Конта, была статья «Общественные науки в России» (1845 г.) В. Майкова, в которой он именует новую науку как «философию общества». Постепенно в обиход входит термин «социология». Стимулом к развитию социологии в традиции позитивизма явилась назревшая к концу ХIХ века необходимость адекватного осмысления социальных процессов, протекавших в масштабе всего общества. Наряду с позитивизмом сильное влияние на развитие социологической мысли в России оказывает марксизм. Но нельзя также не отметить тот факт, что российская социологическая мысль ХIХ– начала ХХ века отличалась своим историческим и культурным своеобразием, поскольку развивалась в традициях русской философии. В 50– 60 годах ХIХ века идеи позитивизма распространяются в России через русскую естественнонаучную литературу и публицистику. Причем зарождение российской социологии произошло именно в форме публицистических статей, публиковавшихся в таких журналах как «Отечественные записки», «Юридический вестник», « Знания», «Вестник психологии», «Вестник знания». Авторами их являлись П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Я. Данилевский, Б.Н. Чичерин, С.Н. Южанов, Е.В. Де Роберти, А.Д. Градовский и другие, выдвигавшие оригинальные социологические теории, во многом предвосхищавшие идеи, получившие развитие в мировой социологии много позже. Другой формой, в которой осуществлялось развитие российской социологии на рубеже веков, было преподавание её в качестве самостоятельной научной дисциплины в университетах на юридических факультетах. Академические курсы социоло-гии читали С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Я.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и другие.

В начале ХХ века (1901-1905гг.) М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, Е.В.Де Роберти создали в Париже Высшую школу общественных наук, с обязательным преподаванием курса социологии.

Первым в России учебным обзором по социологии была работа Н.И Кареева (первый историограф русской социологии) «Введение в изучение социологии», вышедшая в 1897 году. Курс лекций М.М. Ковалевского, прочитанный им в Психоневрологическом институте, был издан в двухтомнике «Социология» (1910 г).

После Февральской революции 1917 г. социология стала преподаваться в высших и средних учебных заведениях России и, вплоть до 20- х годов, была признана на государственном уровне. В России стали издаваться труды по социологии: Хвастов В.Н. «Социология. Т.1 Введение. Исторический очерк учений об обществе» (М. 1917 г.); Тахтарев К. М. «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерностях: опыт изучения общественной жизни и построения социологии (Пг., 1919 г.), Кареев Н.И. «Общие основы социологии» (Пг., 1917 г.), Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии» (Ярославль, 1920 г.), Сорокин П.А. «Система социологии» (в 2 т.; Пг., 1920 г.) и т.д..

В 1919– 1920-х годах был создан Социологический институт, организовавший проведение лекций (П.А Сорокина, Н.И. Кареева) для всех желающих получить социологическое образование. В 1919 году на Общеобразовательном факультете II Петроградского университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой был П.А. Сорокин.

Интегральная социология П.А. Сорокина.

П.А. Сорокин (1889 –1968) – крупнейший ученый социолог ХХ века, чье имя стало символом избранной им науки. В историю социологической мысли П.А. Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

Теоретическая социология, согласно П.А. Сорокину, делится на: 1) социальную аналитику («Система социологии»); 2) социальную механику, изучающую социальные процессы; 3) социальную генетику, изучающую тенденции развития общественной жизни («Социокультурная динамика»). Практическая социология, по определению П.А. Сорокина, «должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизовать их сообразно поставленным целям» (П.А. Сорокин «Система социологии». М. 1993 г. т.1,2).

П.А. Сорокин одним из первых ввел в социологию понятие «социального пространства», в котором каждый индивид занимает социальное положение, определяемое взаимодействием с другими индивидами. Социальное пространство, согласно П.А. Сорокину, многомерно, иерархически дифференцированно, стратифицировано. П.А. Сорокин видит основную сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и обязанностей, привилегий, власти, наличии или отсутствии социальных ценностей. Социальная стратификация, таким образом, есть постоянная, вневременная характеристика любого организованного общества.

Развивая теорию социальной мобильности (см. тему 4), П.А. Сорокин, дал свое определение понятию «класс», определил отличие демократического общества от тоталитарного с точки зрения проблем социальной стратификации и мобильности. Рассматривая вопрос о принципах социальных изменений, П.А. Сорокин вынужден был констатировать, что «законы исторического развития», сформулированные в социальной науке и трактуемые как «законы прогресса и эволюции», оказались несостоятельными. Он заявил о невозможности обнаружить «трансцендентальную» цель исторического развития общества и сформу-лировал концепцию «бесцельных исторических флуктуаций». Работа П.А. Сорокина «Социокультурная динамика», явившаяся одним из самых фун-даментальных научных исследований социологии ХХ века, есть своего рода компромисс между невозможностью определить цель общественного развития и поиском причин социокультурных изменений. П.А. Сорокин считал, что процесс общественного развития (вместо понятия «общество» П.А. Сорокин использовал более широкое понятие «культура») есть периодическая смена трех социокультурных систем (суперсистем):

  1. идеациональной социокультурной системы, для которой характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные ценности;
  2. чувственной социокультурной системы, с преобладающим влиянием материалистических ценностей;
  3. идеалистической социокультурной системы, синтезирующей ценности двух вышеперечисленных типов.

В периоды социальной нестабильности преобладает смешанный тип культуры, характеризуемый эклектичным сосуществованием основных типов социокультурных систем. Каждая из суперсистем обладает собственной системой ценностей, собственной философией и мировоззрением, своей религией, собственными этическими нормами и нравами, законами, стандартами поведения, экономической и политической организацией и собственным типом личности, со свойственным ему менталитетом и поведением. Таким образом, П.А. Сорокин определяющим фактором социокультурных изменений (социокультурной динамики) считает смену доминантных социокультурных суперсистем, каждая из которых имеет свой закон развития.

В начале 20-х годов ХХ века социология «впала в немилость», была исключена из учебных программ университетов. В 1922 началась высылка за границу ряда ведущих русских ученных. Вынужден был эмигрировать в США и П.А.Сорокин. Марксистская социология была официально признана единственным научным направлением в социологии. С конца 30-х годов социология в России отождествлялась с историческим материализмом, который рассматривался как теоретическая социология. В 50-е годы в СССР изменилось отношение к социологии, что выразилось, во-первых, в легализации понятия «конкретные социологические исследования»; во-вторых, в создании Советской социологической ассоциации в 1958 г.; в-третьих, в публичной постановке вопроса о самостоятельности социологического знания (статья Ю. Кучинского в журнале «Вопросы философии» 1957, №5); в четвертых, в организации первого в СССР социологического подразделения «Сектор новых форм труда и быта» при Институте философии АН СССР(1960 г.), в дальнейшем (1966 г.) преобразованного в Отдел конкретных социологических исследований Института философии АН СССР (в 1968г. на его базе был организован Институт конкретных социальных исследований, который в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований (ИСИ АН СССР), а с 1988 г. в Институт социологии), открытии социологической лаборатории в Ленинградском государственном университете, создании в 1966 г. Научного Совета по проблемам конкретных социальных исследований при Президиуме АН СССР.

Таким образом, социология в 60-х годах определялась как прикладная наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями.

В 20-х годах появляются труды советских ученных, обобщающие итоги конкретных социологических исследований (А. Харчев «Брак и семья в СССР»(1965г.), «Время и труд» (1964г.), обобщающие труды по итогам развития отечественной социологии («Советская социология»(2т.), «Социология и современность»(2т.), и «Теория социального развития»).

С 80-х годов развитие отечественной социологии как прикладной науки выразилось в создание на базе ИСИ АН СССР Центра опроса общественного мнения.

В 1991 году в СССР был создан Институт социально-политических исследований АН СССР.

В начале ХХI века социология в России по-прежнему продолжает развиваться как прикладная наука. Работу по подготовке кадров, научно-исследовательскую работу в области социологического знания проводят социологические факультеты университетов. Среди научных учреждений социологического профиля можно выделить Российское общество социологов, Общество социологов и демографов, Социологическое общество им. М.Ковалевского, Евразийскую социологическую ассоциацию и т.д. В настоящее время в России издается большое количество монографий, книг, словарей, учебников по социологии. Научные труды ученых-социологов публикуются на станицах более 20 социологических журналов: «Социологические исследования», «Социология», «Социально-гуманитарные знания».

В XXI веке в России продолжается поиск места и роли социологии в системе научных знаний об обществе. Говорить о наличии в России научных школ и направлений, развитии фундаментальных исследований пока не приходится. В связи с кризисным состоянием фундаментальных теоретических исследований в российской социологии, член корреспондент РАН, видный российский социолог Ж.Т. Тощенко сформулировал три важнейших вопроса, ответы на которые должны определить состояние и перспективы развития теоретических исследований в современной российской социологии:

  1. Проблемы теоретико-методологической базы проводимых эмпирических исследований.
  2. Критическая оценка наличия школ в отечественной социологии.
  3. Проблема определения статуса социологической науки.

В настоящее время в отечественной социологии необходимо перейти к синтезу трех подходов в области развития фундаментальных социологических исследований:

  1. Внедрение концепций, разработанных западной социальной наукой, в исследовательскую практику и использование их для анализа трансформационных процессов российского общества.
  2. Изучение теоретического наследия российских ученых – основопо-ложников социологии в России и проведение фундаментальных ис-следований на основе концептуальных исследований и методологических схем, разработанных ими в досоветский и советский период.
  3. Развитие новых концепций в связи с изучением важнейших проблем и тенденций социального развития России.

Каждый из этих подходов служит развитию отечественной социологии, обогащает её новыми знаниями, стимулирует научный поиск.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрения существуют?
  2. Что такое наука?
  3. Дайте определение социологии. Что является объектом изучения со-циологии?
  4. Определите структуру социологического знания.
  5. Каковы основные функции социологии?
  6. Определите основные направления развития социологии в ХХI веке.
  7. Определите основные этапы развития социологии в России.
  8. В чем заключается сущность позитивистского направления в социологии?
  9. Раскройте смысловое содержание теории нелогического действия В.Парето.
  10. В чем заключается сущность структурно- функционального подхода в социологии?