Теоретический курс <<Вернуться к тексту

Сорокин Питирим Александрович (23.01.1889 – 11.02.1968)

Русско - американский социолог, родоначальник теории социальной стратификации мобильности.

Учился в Церковно – учительской духовной семинарии в Костромской губернии. В 1906 году вступил в партию эсеров (социалистов – революционеров) и за процесс распространения революционных идей был арестован и осужден. В тюрьме знакомится с трудами Н.К. Михайловского, К. Маркса, Ф. Энгельса, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Г. Спенсера и др.

Для получения аттестата зрелости за восемь классов гимназии, который требовался при поступлении в университет, П. Сорокин в 1907 году поступает на Черняевские курсы. Лекции известных и талантливых педагогов, например профессора Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского и др., способствовали интеллектуальному и культурному развитию Сорокина.

В 1909 году П. Сорокин поступает в Психоневрологический институт в Петербурге, но, не оплатив обучение, покидает институт в 1910 году. В том же году П. Сорокин был зачислен в число студентов юридического факультета Санкт – Петербургского университета, на котором читались курсы, затрагивающие социологические проблемы. С 1917 года П. Сорокин – приват – доцент Санкт – Петербургского университета.

С 1917 года принимает активное участие в политической деятельности, являясь одним из редакторов центральной газеты партии эсеров «Дело народа». Депутат I – го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции избран депутатом Учредительного собрания от партии эсеров, ведет антибольшевистскую агитацию. В 1918 году П. Сорокиным было написано его "Отречение" - открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров. На этом закончилась его политическая деятельность.

В 1919 г. П. Сорокин становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. П.А. Сорокин работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах.

В 1922 году П. Сорокин выслан за границу на «Философском пароходе». Жил в Берлине, Праге, в 1923 году выехал в США. С 1924-1930 годах П. Сорокин - профессор университета Миннесоты. В 1930 году П. Сорокин принял американское гражданство. В США П. Сорокин читал лекции в колледжах, университетах, основал социологический факультет в Гарвардском университете и с 1931 по 1959 год являлся профессором данного университета. С 1965 года П. Сорокин – президент Американской социологической ассоциации.

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества: предмет и метод социологии; социальная стратификация и мобильность; социология религии, семьи, права; теория социокультурной динамики и т.д. По мнению П. Сорокина, социология изучает жизнь и деятельность людей и подразделяется на теоретическую социологию, которая включает в себя социальную аналитику (занимается изучением социальной структуры), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия) и социальную генетику (изучающую тенденции развития общества) и практическую социологию, то есть социальную политику. Задачи социальной политики – опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Метод познания социальной реальности, по П. Сорокину, идентичен методам познания, применяемым в естественных науках. Таким образом, социология должна заниматься изучением форм и принципов действия и взаимодействия индивидов, доступных наблюдению и измерению.

П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества: сточки зрения его строения, форм его жизнедеятельности, развития общественной жизни.

Исходной единицей социологического анализа является «социальное взаимодействие», которое лежит в основе всех общественных процессов. Структура социального взаимодействия по П. Сорокину определяется совокупностью следующих элементов: индивидов, вступающих во взаимодействие; их действий, обусловленных внутренней психической деятельностью и нацеленных на вызов ответной реакции; проводников действий (язык, письменность, предметы быта, средства связи и т.д.). Проводники меняют характер социального взаимодействия, позволяют измерить его интенсивность и образуют вокруг индивидов неприродную среду.

В своей книге «Системы социологии» П.А. Сорокин дает определение социальному пространству как системе межгрупповых и внутригрупповых общественных отношений, в которой человек занимает определенное место в соответствии с системой координат (пол, возраст, гражданство, доход и т.д.).

Социальную стратификацию, то есть разделение общества на страты, П.Сорокин считает неотъемлемой характеристикой общества. Сорокин определил основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. Перемещения индивидов между стратами он назвал социальной мобильностью, которая имеет горизонтальное и вертикальное направления. Социальная мобильность характеризует степень открытости или закрытости или общества.

Одной из основных проблем, которые рассматривал П.А. Сорокин, была проблема природы революций. Причиной революций Сорокин считал массовый характер подавления базовых инстинктов большинства в обществе (инстинктов самосохранения, самовыражения, собственности и т.д.).

В фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию исторического развития общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности.

Основной теоретической концепцией, разработанной П. Сорокиным, является теория «социокультурной динамики», которая представляет собой изменение, эволюцию социокультурной суперсистемы. Человечество в ходе своего развития создает различные культурные системы: познавательные (наука, религия), эстетические (искусство), правовые, этические (система моральных принципов).

Социокультурная суперсистема представляет собой «картину мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь общества. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ и развивается по своим внутренним законам. Социокультурная суперсистема в своем циклическом развитии проходит три этапа: идеациональный, чувственный и идеалистический, которые отличаются по определенному способу осмысления социальной реальности.

Важнейшим средством преодоления бездуховности общества П.А. Сорокин считал созидательную бескорыстную любовь, альтруизм личностей, институтов, культур. На основании проведенных полевых исследований, а также исследований личностей известных личностей (Мохатмы Ганди, христианских святых и т.д.), П.А. Сорокин сформулировал закон поляризации, согласно которому результатом социальных и личных кризисов является реакция в направлении позитивной (альтруистические наклонности), либо негативной (гедонистические наклонности) моральной мотивации.

Развивая теорию конвергенции, П.А. Сорокин проводит мысль о постепенном сближении черт, характеризующих советское и западные общества, в некую интегральную форму, которая будет сочетать в себе лучшее из этих систем и характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями (для СССР – уважение прав личности), смешанным типом экономики.

Основные труды П.А. Сорокина:

  1. Пережитки анимизма у зырян (1910).
  2. Брак в старину: (многомужество и многожёнство) (1913).
  3. Преступность и её причины (1913).
  4. Самоубийство как общественное явление (1913).
  5. Символы в общественной жизни, Преступление и кара, подвиг и награда (1913).
  6. Социальная аналитика и социальная механика (1919).
  7. Сорокин П. Система социологии. Т.1-2. Пг. (1920).
  8. Сорокин П. А. Социология революции (1925).
  9. Сорокин П. А. Социальная мобильность (1927).
  10. Социальная и культурная динамика (1937-1941).
  11. Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии (1947).
  12. Восстановление гуманности (1948).
  13. Альтруистическая любовь (1950).
  14. Социальные философии в век кризиса (1950).
  15. Смысл нашего кризиса (1951).
  16. Пути и власть любви (1954).
  17. Интегрализм — моя философия (1957).
  18. Власть и мораль (1959).
  19. Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу (1960).
  20. Дальняя дорога. Автобиография (1963).
  21. Главные тенденции нашего времени (1964).
  22. Социология вчера, сегодня и завтра (1968).