Теоретический курс <<Вернуться к тексту

Георг Зиммель (01.03.1858 –29.09.1918)

Немецкий философ и социолог. Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры, теорию анализа социального взаимодействия. Г. Зиммель - один из основоположников конфликтологии.

Служил в должности приват – доцента в Берлинском университете, внештатного профессора Страсбургского университета.

Он активно участвовал в научной и культурной жизни Германии. Вместе с М. Вебером и Ф. Теннисом организовал Немецкое общество социологов.

В силу ряда причин Г. Зиммель не создал собственной «научной школы». Но теоретические концепции Г Зтммеля оказали влияние на развитие американской социологии, в частности на формирование Чикагской социологической школы (Р. Парк, один из ее основателей, лично посещал лекции Г. Зиммеля).

Он определяет социологию как особую дисциплину, которая должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Обобществление определяет общество как процесс непрерывного взаимодействия. Социология исследует формы обобществления, отвлекаясь от содержания, осуществляющегося в этих формах, то есть рассматривает абстрагированные формы взаимодействия индивидов.

Г.Зиммель выделяет группу проблем, которые являются социологическими и на этом основании подразделяет социологию на:

  1. общую социологию, которая рассматривает вопросы поиска законов общественного развития, исследования закономерностей социальной дифференциации и т. д.;
  2. чистую социологию (формальную), которая занимается описанием и изучением форм взаимодействия индивидов в обществе (образование социальных классов, возникновение иерархии и т.д.);
  3. философскую социологию, область которой, как и всех иных точ-ных, нацеленных на непосредственное понимание данного, наук, ограничена двумя философскими областями: теорией познания и социальной метафизикой.

В разработанной им теории анализа социального взаимодействия все формы социального взаимодействия подразделяются на «социальные процессы», «социальные типы» и «модели развития»:

  1. Социальный процесс – относительно простые и устойчивые формы социального взаимодействия. К социальным процессам относятся: групповое принуждение и солидарность; элементарное коллективное поведение; фор-мальные характеристики малой группы; обобществление трёх и более участников взаимодействия; взаимодействие в форме «господство – подчинение»; конфликт и т.д.
  2. Социальные типы – устойчивые характеристики личности, вовлечён-ной во взаимодействие: посредник, подчинённый, сторонник средней линии и т.д.
  3. Модели развития: дифференциальный прогресс родственных форм; социальная дифференциация; сходство форм на первой и последней стадии развития; развитие от осмысленных образцов поведения к таким, в сущности, механическим и бессмысленным, которые приобретают смысл, будучи организованными во имя некой высшей цели и т.д.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

  1. принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимо-действие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия, и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество - есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;
  2. принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления;
  3. принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выра-женный в той или иной форме социального взаимодействия. Благоприятные отношения между взаимодействующими определяются через «сплоченность», наивысшей степенью которой является любовь, при которой люди практически «растворяются» друг в друге. Сплоченности противостоит взаимодействие, осуществляющееся в форме «господства – подчинения», основанное на взаимной заинтересованности в реализации своей или чужой воли;
  4. принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выра-женный в той или иной форме социального взаимодействия. «Социальное пространство» - это та сфера, которую участник взаимодействия считает «своей», и которую он отделяет от сфер влияния других людей либо социальных групп условной границей;
  5. принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю, отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отно-шения информированности друг о друге). Процесс обобществления протекает даже в спорах, конфликтах, в конкуренции и т.д., то есть там, где происходит распад взаимодействия. Но в этом проявляются антагонистические аспекты взаимодействия;
  6. принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Основные труды:

  1. Социальная дифференциация. Социологические и психологические ис-следования (1890).
  2. Проблемы философии истории (1892—1893).
  3. Введение в этику (1892—1893).
  4. Философия денег (1900).
  5. Религия (1906).
  6. Социология. Исследование форм обобществления (1908).
  7. Философия культуры (1911).
  8. Рембрандт (1916).
  9. Фундаментальные вопросы социологии (1917).