Теоретический курс <<Вернуться к тексту

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920)

В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной эко-номии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхен-ском университете. Один из основателей «Немецкого социологического об-щества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

М.Вебер является родоначальником современного научного социаль-ного познания. М. Вебер, основываясь на методологических принципах (и философских предпосылках), разработанных в Баденской школе неоканти-анства (прежде всего Г. Риккертом и В. Виндельбандом), попытался, весьма успешно, решить вопрос о природе и характере «научности» социального знания.

Социальное знание представляет собой огромный недифференцирован-ный «массив», включающий в себя разнородные и разнопорядковые элементы. Для конституирования социальной науки надлежит внести в это знание принцип его упорядочения, который одновременно, рассмотренный с другой стороны, является методом научного социального познания. Принцип этот не «возникает» как результат «накопления знаний», он привносится «извне». Последовательно проведенный, этот принцип отграничивает область научного социального знания как от «высшей» в отношении него «области ценностей», так и от «низшей» области практических потребностей и технических навыков. «Высшая» и «низшая» области непосредственно связаны друг с другом: ценности, идеи являются непосредственным побудительным мотивом практической деятельности (ценностнорациональная деятельность по М.Веберу). Исходя из неокантиан-ской предпосылки, М.Вебер утверждал, что осмысленным каждый человече-ский акт предстает лишь в соотнесении с ценностями, в свете каковых артику-лируются и нормы поведения людей и их индивидуальные цели (целе и ценностнорациональная деятельность). Наука рационализирует отношения между ценностью и практической деятельностью и, именно в этом качестве, приобретает свойства «объективности» и «общезначимости».

Основные труды М. Вебера на русском языке:

  1. Вебер М. Аграрная история древнего мира / М. Вебер — М., 1923.
  2. Вебер М. Исследования по методологии наук / М. Вебер — М.: ИНИОН, 1980.
  3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. Пер. с нем.; общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.
  4. Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре // АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при прези-диуме. Вып. 2 — М.: ИНИОН, 1991.
  5. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. Пер. с нем. — М.: Юрист, 1994.
  6. Вебер М. История хозяйства: Город / М. Вебер — М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
  7. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. — М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
  8. Вебер М. Политические работы, 1895—1919 / М. Вебер. Пер. с нем. Б.М. Скуратова; послесл. Т.А. Дмитриевой — М.: Праксис, 2003.
  9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер — М., 2003.
  10. Вебер М. Хозяйство и общество / М. Вебер. Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.