В середине 1930-х годов в СССР была проведена рационализация сети высших технических учебных заведений. К весне 1933 года число вузов в стране сократилось с 362 до 280. К 1934 году в системе вузов Народного комиссариата тяжелой промышленности на базе 34 втузов было учреждено 11 индустриальных институтов.
В Горьком (так, в честь писателя Максима Горького, с 1932 года стал называться Нижний Новгород) также планировалось создать политехнический институт на базе трех институтов: механико-машиностроительного, химико-технологического и инженерно-строительного. Был разработан проект вузовского городка в двух кварталах между Верхне-Волжской набережной и улицей Жуковской (ныне ул. Минина). Однако было решено сохранить за строительным институтом статус отдельного вуза.
Ученый совет индустриального института решил сохранить планировку строительства вузовского комплекса на Верхне-Волжской набережной. Но переработаный проект удалось реализовать лишь частично. В 1935 году было завершено строительство главного учебного корпуса института (нынешнего первого корпуса).
Учебу в новом индустриальном институте начали 1987 студентов. За предвоенный период на всех факультетах ГИИ было подготовлено 2285 инженеров. Первым директором Горьковского индустриального института (1934 – 1935 гг.) стал Петр Андреевич Тюркин, до этого возглавлявший механико-машиностроительный институт. Он одиннадцать лет работал в системе народного просвещения, был редактором газеты «Горьковская коммуна». Позднее стал директором Ленинградского индустриального института, а впоследствии – наркомом просвещения РСФСР. В 1935–1937 годах институт возглавлял Иван Николаевич Крюков (1896–1938 гг.), инженер-химик, директор Уральского политехнического института (1934–1935 гг.). С 1937 по 1941 год во главе института стоял Андрей Яковлевич Синецкий, впоследствии – заместитель министра высшего образования СССР, директор Московского автомеханического института.
На момент создания ГИИ имел 4 факультета: общетехнический, механико-технологический, транспортно-машиностроительный и химический. Деканом общетехнического факультета стал Б.Г. Рождественский. В состав механико-технологического факультета вошли специальности: «механосборочное производство», «обработка металлов давлением» и «литейное производство». Деканом факультета был назначен И.Ф. Чорба. На транспортно-машиностроительном факультете шла подготовка специалистов по паровозостроению, судостроению и по механическому оборудованию судов. Факультет возглавлял С.А. Карпов. Химический факультет первоначально готовил инженеров по 8 специальностям, а с 1936 года – по 3: «технология неорганических веществ», «технология силикатов» и «технология жиров». Деканом факультета был Н.К. Пономарев.
Совершенствование структуры института привело к созданию новых факультетов и специальностей. Транспортно-машиностроительный факультет в январе 1936 года был преобразован в кораблестроительный. Его первым деканом стал профессор С.А. Карпов. Ведущими специальностями нового факультета являлись: «кораблестроение» и «судовые механические установки» (с профилями, «паровые машины» и «двигатели внутреннего сгорания»). В 1936 году на базе средних и высших радиотехнических курсов при Центральной военно-индустриальной радиотехнической лаборатории был образован специальный, впоследствии радиотехнический, факультет. В 1938 году он включал общеинженерную кафедру электротехники и профилирующую кафедру радиотехники, которая через год стала выпускать квалифицированных специалистов. Деканом факультета был назначен профессор В.Р. Львович. В 1935 году под руководством Н.А. Куняева была создана кафедра автомобилей и тракторов, выпускавшая специалистов по двигателям и автомобилям. В результате слияния этих специальностей в 1939 году из механико-технологического факультета выделился автотракторный, вскоре переименованный в автомеханический. Деканом факультета стал кандидат технических наук Н.А. Семенов. В начале 1941 года в институте был организован первый в стране факультет кузнечно-прессового машиностроения во главе с доцентом, кандидатом технических наук И.В. Климовым, впоследствии профессором, заслуженным деятелем науки и техники. Новый факультет кроме основной кафедры – машин и технологии обработки металлов давлением – включал в себя кафедры металловедения и металлографическую. В ноябре 1938 года была создана кафедра иностранных языков. Работу кафедры в предвоенные годы возглавляли старшие преподаватели Н.А. Живилов и А.К. Анисимова.
Накануне Великой Отечественной войны ГИИ стал одним из крупнейших учебных и научных заведений страны. Сложилась стройная структура института: 6 факультетов (механико-технологический, автомеханический, кораблестроительный, химический, специальный и кузнечно-прессового машиностроения), на которых работало более 30 кафедр. Деканами факультетов являлись П.И. Матвеев, Н.А. Семенов, А.Ф. Котин, М.Г. Иванов, И.В. Типашов, И.В. Климов.
Укрепление материальной базы ГИИ в предвоенные годы
Важную роль в укреплении лабораторного фонда института сыграл приказ Г. К. Орджоникидзе № 851 от 29 ноября 1932 года по НКТП о передаче вузам новых образцов оборудования, изготовляемого отечественными заводами.
В 1934/35 учебном году ГИИ располагал 43 аудиториями, 12 кабинетами, несколькими лабораториями. К началу 1937/38 учебного года в институте функционировали 20 кабинетов (судовых механизмов, теории корабля, автостроения, иностранных языков и др.), 20 лабораторий, 10 мастерских (столярная, точных приборов, стеклодувная, вакуумная и др.), типография. Кроме учебных аудиторий, имелись чертежный и 3 физкультурных зала. Были открыты кабинеты курсового и дипломного проектирования на кораблестроительном и химическом факультетах, создана лаборатория электросварки.
Производственная практика в ГИИ
На Всесоюзной конференции втузов в апреле 1935 года было решено дифференцировать практику студентов на учебную (на II курсе), производственную (на III и IV курсах) и преддипломную (на V курсе). В учебных планах на производственную практику выделялось 30% времени. Студенты во время практики проходили следующие этапы: выполняли функции рабочего и низшего технического персонала, овладевали организационно-техническими навыками специалистов низшей и средней квалификации, изучали административно-технические функции инженеров.
Научная работа в ГИИ в предвоенные годы
В Горьковском индустриальном институте исследования теоретического и прикладного характера проводились под руководством профессора И.Ф. Чорбы, доцентов Н.А. Семенова, В.Г. Власова, П.И. Пискунова и др. Наиболее крупными работами были исследования импортных и отечественных лакокрасочных материалов, механических свойств стекла, вибрации корпусов морских танкеров и др. В 1938/39 учебном году 115 преподавателей института работали над 84 заказами промышленных предприятий на сумму 422 800 рублей. В 1939 – 1940 годах наиболее интенсивно научные исследования велись на кафедрах автотракторных двигателей (заведующий кафедрой профессор В.Ю. Гиттис), обработки металлов давлением (заведующий кафедрой профессор Я.Н. Маркович), технологии силикатов (заведующий кафедрой доцент М.Г. Иванов), судовых вспомогательных механизмов (заведующий кафедрой профессор Н.Н. Кабачинский).
Кафедру машин и технологии обработки металлов давлением на факультете кузнечно-прессового машиностроения в течение 22 лет возглавлял крупный ученый, профессор, доктор технических наук Я. Н. Маркович. Он создал свою школу в области кузнечно-прессового машиностроения, явился основоположником теории паровых и пневматических приводных молотов, впервые использовал метод относительных величин при расчетах и проектировании кузнечно-прессовых машин.
Росту квалификации преподавательского состава вузов способствовало постановление СНК СССР «Об ученых степенях и званиях», принятое 13 января 1934 года. Оно повышало заинтересованность преподавателей в ведении научно-исследовательской и методической работы. В ноябре 1937 года. СНК СССР принял постановление «О введении штатных должностей и должностных окладов профессорско-преподавательского состава вузов», которое завершило регулирование основных вопросов оплаты труда профессорско-преподавательских кадров, создало благоприятные условия для сокращения совместительства.
В штат преподавателей ГИИ в 1934 году входили 9 профессоров, 20 доцентов, 64 ассистента. Под руководством профессоров Я.Н. Марковича, А.В. Панкина, В.Ю. Гиттиса и др. работали 29 аспирантов. В институте было выпущено 4 сборника научных работ и 4 пособия. В 1941 году в аспирантуре занималось уже 47 человек. К 1941 году в институте работало 9 профессоров (из них 2 доктора наук), 29 доцентов (из них 12 кандидатов наук), 111 ассистентов и преподавателей, 67 лаборантов. Институт получал хорошие отзывы о работе студентов-практикантов. Горьковский автозавод наградил грамотами А. Кожемякина, П. Житомирского и И. Дибиченко за конкретную помощь в развитии бусыгинского движения. Благодарности и отличные отзывы о работе студентов приходили в институт от директора цементного завода г. Вольска, от руководства Сормовского судостроительного завода, химического комбината в г. Березники и др.
Институт накануне Великой Отечественной войны
До 1938 года военная подготовка в ГИИ велась Обществом содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Были созданы стрелковые, пулеметные и парашютные кружки. За успехи в военном обучении постановлением Центрального совета Осоавиахима в 1936 году вузу было присвоено почетное звание «Институт – крепость обороны».
С 1938/1939 учебного года была введена обязательная физическая подготовка в объеме 240 часов, которой занималась созданная в январе 1939 года кафедра военной подготовки. Был сформирован стрелковый батальон из 760 человек, подготовлены группы парашютистов, снайперов, пулеметчиков, водителей мотоциклов и автомашин.
В числе студентов 1930-х годов были Р.Е. Алексеев, И.И. Африкантов, В.П. Воробьев, М.В. Гладышев, К.П. Коротков, И.А. Коршунов, А.В. Кунахович, Г.С. Писаренко, А.Д. Просвирнин, А.К. Рухадзе, В.А. Сахарнов, И.Ф. Синицин, В.С. Соловьев, П.А. Черноверхский, Е.Н. Шаношников и др. – впоследствии видные хозяйственные руководители, крупные ученые, конструкторы.
Из выпускников предвоенного периода преподавателями в родном вузе стали Н.Л. Баженов, И.Б. Гурвич, Н.К. Дертев, М.В. Ионин, А.Б. Карпов, И.В. Климов, М.И. Клушин, А.Ф. Николаев, Ю.П. Новиков, Л.Н. Осташкин, Л.Д. Полканов, С.В. Рукавишников, И.Н. Успенский, Т.А. Худякова, Н.Е. Ястребов и др.
1943 г. |
Директором ГИИ назначен М.М. Саванин. |
1947 г. |
Радиофакультет преобразован в Электротехнический факультет со специализациями по электротехнике и радиотехнике. Механико-технологический, Кузнечно-прессовый и Автомеханический объединены в единый - Механический факультет. |
1948 г. |
Директором ГИИ назначен А.Ф. Котин. |