Top.Mail.Ru

Политики

НГТУ им. Р.Е. Алексеева строит свою деятельность на основе следующих ключевых принципов, которые определяет научно-исследовательская политика университета:

  • Ориентация на проведение исследований мирового уровня в приоритетных областях: ядерные энерготехнологии, микроэлектроника, станкостроение, электроэнергетика, функциональные композиционные материалы и малотоннажная химия.
  • Создание междисциплинарных научных центров и лабораторий, научно-производственных объединений, интегрирующих усилия учёных, аспирантов, студентов и промышленных партнёров.
  • Активное участие в научных программах и конкурсах, включая международные, государственные, региональные и отраслевые инициативы.
  • Поддержка исследователей, в том числе молодых, через именные стипендии НГТУ, программы академической мобильности и систему внутренних научных грантов.

Ключевые задачи:

  • Создание НПО для реализации высокотехнологичных наукоемких инновационных проектов и внедрения разработок в реальный сектор экономики.
  • Развитие деятельности МИП.
  • Увеличение объёмов внебюджетного финансирования за коммерциализации разработок.

Стратегическая цель №1 - Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров нового поколения для научных и образовательных учреждений, предприятий России и Нижегородского региона

  1.  Описание содержания стратегической цели развития университета

Для обеспечения рынка труда высококвалифицированными инженерными кадрами нового поколения в областях реализации стратегических технологических проектов предусмотрен переход к новой модели высшего образования, что позволит выпускникам стать востребованным специалистами. Повышение качества образования будет достигнуто за счет использования современных технологий и связей с работодателями.

  1. Целевые качественные и количественные показатели (индикаторы) достижения стратегической цели развития университета

Качественный результат: университет укрепляет лидерство в подготовке инженеров, обладающих актуальными знаниями, навыками работы с передовыми технологиями и компетенциями для решения сложных задач в условиях цифровой экономики.

Количественные показатели:

  • увеличить долю образовательных программ, соответствующих международным стандартам до 50% к 2036 году;
  • обеспечить 95% трудоустройства выпускников инженерных направлений в ведущие компании и научные организации к 2036 году;
  • доля персонифицированных образовательных программ в СТП не менее 50%.
  1.  Описание стратегии достижения стратегической цели развития университета

Основные направления достижения цели:

  • создание гибких образовательных программ с учетом запросов рынка труда;
  • внедрение междисциплинарных подходов, сочетание теоретических и прикладных навыков в образовательном процессе через интеграцию фундаментальных и практических знаний и практических навыков;
  • внедрение современных методов обучения, включая проектную деятельность и цифровые симуляции;
  • привлечение наставников и специалистов-практиков для быстрой адаптации к профессиональной среде и повышению конкурентоспособности;
  • сотрудничество с ведущими предприятиями для организации стажировок и практической подготовки;
  • создание центров компетенций для углубленной подготовки по ключевым инженерным направлениям.

Для реализации стратегической цели будут внедрены ключевые инициативы:

  • персонификация образовательного процесса в области атомного машиностроения, микроэлектроники и станкостроения;
  • практикоориентированность образовательных программ, увеличение объема практической подготовки обучающихся;
  • признание уровня образовательной деятельности НГТУ, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций;
  • вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Достижение целей, поставленных в рамках ключевых инициатив в области образования приводят к множеству положительных эффектов, как для университета, так и для студентов, и работодателей, и государства в целом:

  • университет – повышение репутации, конкурентоспособности;
  • студенты - получение востребованных знаний и навыков, обеспечивающих успешную карьеру;
  • работодатели - доступ к высококвалифицированным специалистам, готовым к решению современных задач;
  • государство - укрепление технологического суверенитета страны через подготовку инженерных кадров.

Описание образовательной модели, направленной на опережающую подготовку специалистов и развитие лидерских качеств в области инженерии, технологических инноваций, и предпринимательства

Трансформация образовательной деятельности обеспечивает формирование новой инфраструктуры контингента поступающих через сеть инженерных классов и переход к новой модели высшего образования.

Содержание образовательных программ и структура приема определяются по целевым запросам партнеров. ОП ВО должны стать более гибкими и адаптированными под нужды современного рынка труда.

Целевая образовательная модель создается с учетом:

  1. Принципа «Образование через науку технологических проектов».
  2. Привлечение наставников, инженеров-практиков на всех этапах образовательного процесса.
  3. Баланс фундаментальных и практических знаний.
  4. Персонифицированный подход. Формирование персональных траекторий обучающихся по запросу конкретных работодателей.
  5. Интеграция научных исследований и проектной деятельности в образовательный процесс через усиление практической подготовки.

При проектировании и реализации ОП ВО будет учитываться:

  • обновление содержания ОП ВО, с учетом обновленной методологии преподавания фундаментальных дисциплин с актуализированными ФОС;
  • увеличение престижа и развитие системы привлечения молодых преподавателей для реализации проекта по фундаментальным дисциплинам;
  • усиление практико-ориентированности образовательного процесса, путем инновационной деятельности базовых кафедр;
  • повышение квалификации преподавателей высшей школы основам цифровизации на регулярной основе;
  • использование инновационных методов при формировании профильных профессиональных компетенций в области техники и технологий.

Расширенный набор персонифицированных модулей позволит сформировать индивидуальную матрицу компетенций выпускника университета: высокоэффективных исследователей, конструкторов, технологов и менеджеров с «нулевым периодом адаптации», умеющих работать с перспективным оборудованием.

Ключевые результаты развития за предыдущий период (2021–2024):

  • Созданы 6 молодежных НИЛ международного уровня.
  • Доля НПР до 39 лет выросла с 24% до 28%.
  • разработан и введен в действие свободноконфигурируемый эффективный контракт с ППС.
  • 68% сотрудников прошли обучение по цифровым технологиям и навыкам.

Текущее состояние:

  • 653 НПР по основному месту работы, из них 87 докторов и 335 кандидатов наук.
  • 183 молодых НПР (до 39 лет), из них 54 кандидатов наук.

Стратегическая цель:

Обеспечение к 2036 году лидирующих позиций НГТУ в академическом сообществе как работодателя, создание сильной мотивационной системы и развитие персонала, способного достигать стратегических целей университета.

Ключевые задачи:

  • Привлечение и закрепление в вузе молодых перспективных сотрудников;
  • Создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов;
  • Развитие и мотивация кадрового потенциала.

Ключевые подходы:

Омоложение научно-педагогического состава вуза:

  • Вовлечение студентов и аспирантов в научно-педагогическую деятельность;
  • Удержание молодых ученых и преподавателей путем развития системы адаптации, наставничества и индивидуального подхода в построении карьерной траектории.  

Рекрутинг высококвалифицированных специалистов:

  • Лучших специалистов-практиков из организаций реального сектора экономики;
  • Ведущих ученых мирового уровня.

Развитие и мотивация кадрового потенциала:

  • Стажировки, обучение на базе партнёров, развитие проектных навыков, персонализация треков профессионального развития сотрудников.
  • Кадровый резерв и карьерные стратегии.
  • Комплексная система мотивации: совершенствование системы эффективных контрактов, стимулы для вовлечения ППС в проектную и научную деятельность, опросы лояльности и удовлетворенности сотрудников, социальные программы.

Цифровизация HR-процессов:

  • Автоматизация подбора, обучения, мотивации.
  • Оптимизация документооборота.

Ожидаемые эффекты:

  • Выход НГТУ на лидирующие позиции в России как работодателя; 
  • Обеспечение всех направлений деятельности кадрами, соответствующими задачам университета и национальным целям РФ.

Задачи политики:

  • Эффективное обеспечение ресурсами Программы развития. 
  • Создание инновационных пространств: коворкинги, лаборатории и исследовательские центры. 
  • Обеспечение деятельности университета современными технологиями и техническими средствами. 
  • Поддержка физического и психологического здоровья студентов и сотрудников. Формирование доступной среды. - Создание процессов и процедур рационального использования кампуса. 
  • Единая архитектура информационных систем и цифровых сервисов. 
  • Внедрение технологий искусственного интеллекта во все процессы функционирования НГТУ.

Целью развития НГТУ является повышение эффективности использования потенциала кампусной и цифровой инфраструктуры для всех видов деятельности, создание условий для комфортного и безопасного пребывания, саморазвития обучающихся и сотрудников, интеграция ее в региональную социокультурную среду и формирование положительного имиджа университета. 

Повышение эффективности потенциала использования кампусной инфраструктуры подразумевает: 

  • оптимизацию использования помещений; 
  • создание многофункциональных зон; 
  • модернизацию исследовательской инфраструктуры. 

Развитие цифровой инфраструктуры включает: 

  • развитие цифровых платформ; 
  • автоматизация процессов; 
  • доступ к передовым технологиям и инфраструктуре. 

Комфортные условия для обучения, работы и развития направлены на: 

  • создание пространств для пребывания и саморазвития; 
  • открытость и доступность информации, удобство ее получения. 

Интеграция в региональную среду базируется на: 

  • сотрудничестве с местными учреждениями (установление партнерских отношений с социокультурными организациями); - участии в региональных мероприятиях и предоставление площадок для них.