1468

Политех: 15 лет с именем Алексеева

2 февраля исполняется 15 лет с того дня, как Нижегородскому государственному техническому университету было присвоено имя его выпускника Ростислава Алексеева.

Будущий выдающийся конструктор стал студентом транспортно-машиностроительного факультета Горьковского индустриального института имени А.А. Жданова в 1935 году. Будущий кораблестроитель в юности увлекался парусным спортом, проектировал и строил яхты. Уже тогда он задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде и заинтересовался проблемами повышения скорости движения водоизмещающих судов за счёт применения подводных крыльев.

Дипломный проект Алексеева был посвящен совершенно новой тогда теме крылатых кораблей. На защите, проходившей уже во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года, в одной из больших аудиторий института с зашторенными для светомаскировки окнами, присутствовал только узкий круг специалистов. Но даже они, увидев изображенное на чертежах судно, были поражены – такого история кораблестроения ещё не знала.

В пояснительной записке Алексеев писал: «Суть идеи – использовать большую плотность воды как выгодный фактор для создания большой скорости движения на воде. Для этого корпус судна помещается целиком в воздухе, а в воде остается очень малый объём – подводные крылышки с большой подъёмной силой и малым лобовым сопротивлением». Спустя годы, это явление по праву назовут «Эффектом Алексеева».

По сути, дипломный проект стал первым научным трудом Алексеева в области создания судов на подводных крыльях. После успешной защиты молодого специалиста направили на завод «Красное Сормово», который тогда выпускал продукцию для фронта - строил танки. Но и в военные годы Алексеев продолжал работу по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, но разрабатывать принцип, положенный в основу их конструкции, продолжал уже в судах гражданских. Первое пассажирское судно на подводных крыльях, получившее название «Ракета», было представлено в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Затем были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход»...

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры (размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны). Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. «Летучий корабль» по сути открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания.

К сожалению, многим замыслам Алексеева не суждено было воплотиться в жизнь: его необычные проекты вызывали раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения. Программу строительства военных экранопланов свернули, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А с распадом Советского Союза, когда российскую армию накрыло тотальное безденежье, революционные идеи Ростислава Евгеньевича и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Ростислав Евгеньевич Алексеев одним из первых в мировой практике разработал и создал серийные боевые корабли и пассажирские суда на подводных крыльях и экранопланы. Он заложил научно-технические основы создания скоростных судов, являлся талантливым организатором целой отрасли судостроения

В Вашингтоне, в Галерее выдающихся личностей XX века, помещён портрет Ростислава Алексеева. Именно ему, русскому инженеру, принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства – с использованием эффекта экрана.

Создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов, доктор технических наук, главный конструктор ЦКБ СПК Ростислав Евгеньевич Алексеева (1916 - 1980) был удостоен Сталинской, Ленинской премии и Государственной премий. СССР, орденов Октябрьской революции и Знак почета.

Перед главным корпусом Нижегородского государственного технического университета, которому присвоено имя Р.Е. Алексеева, в 2016 году в честь 100-летия конструктора установлен памятник-экраноплан.