Достижения 4452

НГТУ им. Р.Е. Алексеева – в числе лидеров локальных рейтингов вузов RAEX по федеральным округам

Ассоциация составителей рейтингов и Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России впервые опубликовали пилотную версию локальных рейтингов вузов России. В рамках исследования была осуществлена независимая оценка деятельности широкого спектра региональных и узкоспециализированных вузов, исходя из реализации их образовательного и научного потенциала и влияния на социальную среду. В публикуемые рейтинги, отдельно составленные для каждого федерального округа страны, включены 327 вузов из 79 регионов РФ.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева вошел в группу лидеров вузов Приволжского федерального округа, который стал вторым по количеству участников – в локальный рейтинг ПФО вошли 59 университетов. Возглавил список Университет «Иннополис», второе и третье места заняли вузы Нижнего Новгорода – Приволжский исследовательский медицинский университет и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Методология составления локальных рейтингов заметно отличается от формирования национальных и глобальных списков. Во-первых, локальные рейтинги опираются исключительно на объективные данные из независимых источников. Традиционно используемые в ходе составления списка RAEX-100 процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов в случае с локальными рейтингами не применялись. Второе отличие – перечень критериев: в локальных рейтингах особое внимание уделено показателям, характеризующим условия для подготовки качественных кадров и региональную значимость вуза. При этом была снижена значимость некоторых показателей, традиционно важных для глобальных рейтингов: научные публикации и их цитирование весят всего 12%, а вес показателей международной интеграции (иностранные студенты, программы двух дипломов) равен нулю.

Локальные рейтинги содержат три группы показателей – «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, многообразие образовательных программ, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах.

Показатели группы «Наука» измеряют общий и удельный исследовательский бюджет вуза, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура), количество защит диссертаций, а также библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, RSCI и РИНЦ.

При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались: вклад вуза в подготовку кадров для региона, доля обучающихся целевиков, участие вуза в сетевых формах обучения, доля студентов первого курса из других регионов, реализация дополнительных профессиональных программ, доля внебюджетного финансирования, частота упоминаний вуза в СМИ, аудитория сайта и количество подписчиков в социальных сетях, а также спортивные достижения вуза.

«Мы решили выявить достойные университеты, остававшиеся за рамками ведущих рейтингов, – сообщил генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков. – В новых рейтингах впервые появились сильные специализированные вузы, которые из-за узкого профиля оставались за бортом институциональных рейтингов. Кроме того, расставлены по местам региональные вузы, качество работы которых во многом определяет тренды и темпы развития регионов России. Локальные вузы являются главными поставщиками кадров на местные рынки труда, они формируют научный потенциал и социальную среду на региональном уровне».

Напомним, идея локальных рейтингов и основные методические основы были определены Рабочей группой Российского Союза ректоров по стратегическому академическому лидерству, в которую входят ректоры ведущих вузов, представители РАН, Минобрнауки России и Рособрнадзора. Локальные рейтинги продолжают развитие экосистемы рейтингов «Три миссии университета», оценивающих вузы с точки зрения сбалансированной реализации всех трех основных миссий вуза: образования, науки и взаимодействия с обществом.