Образование 366

Передовые инженерные школы обеспечат опережающую подготовку кадров

Реализацию федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) обсудили руководители Минобрнауки России, ректоры, отраслевые и промышленные эксперты, представители всех 30 передовых инженерных школ. Дискуссия состоялась в рамках семинара-совещания в Набережных Челнах. Спикеры акцентировали внимание на вопросах взаимодействия школ с индустриальными партнерам, обеспечения гибкости образовательного процесса.

В пленарной части семинара-заседания с докладами выступили руководители Передовых инженерных школ. В обсуждении приняли участие Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, Раис Татарстана Рустам Минниханов, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, гендиректор ПАО КАМАЗ Сергей Когогин и губернатор Томской области Владимир Мазур.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков призвал руководителей передовых инженерных школ сконцентрироваться на более масштабных задачах, определяющих результативность реализации проекта, а также образ будущего инженерной специальности.

«Возможности, предоставляемые федеральным проектом, не ограничивают университеты развитии проекта, все предложения вузов Минобрнауки России готов рассматривать и конструктивно обсуждать. Мы будем регулярно проводить подобного рода мероприятия и совместно находить решения, которые позволят совершить прорыв в развитии инженерных школ», — подчеркнул Валерий Фальков.

Глава ведомства отметил, что ключевые задачи, на которых должны сфокусировать внимание передовые инженерные школы, связаны с формированием современного набора компетенций выпускника ПИШ, которые будут соответствовать запросам со стороны индустриальных партнеров.

Одна из главных задач проекта ПИШ – сближение науки с индустриальными партнерами. Раис Республики Татарстан Рустам Миниханов отметил, что передовые инженерные школы – это кратчайший путь для достижения высоких результатов от такого партнерства:

«Татарстан – крупный промышленный центр, индустриальная республика. Нам удалось запустить три инженерные школы, и мы не видим дальнейшего развития без ПИШ. Основной индустриальный партнер – это «Камаз», наши вузы уже сотрудничали с этим предприятием. Но проект «Передовые инженерные школы» позволяет, во-первых, создать инфраструктуру, необходимую для серьезных исследований, во-вторых, подготовить кадры, студенты интегрируются в рабочий процесс».

По мнению ректора ИТМО Владимира Васильева, образовательная программа передовой инженерной школы должна быть гибкой и охватывать различные направления подготовки студентов:

«Передовая инженерная школа должна иметь собственную открытую образовательную программу, построенную по модульному принципу. Это необходимо для решения конкретной задачи, стоящей перед индустрией. Также важно подчеркнуть, что передовые инженерные школы – это не только университеты, но и индустриальные партнеры. Нужно отказаться от понятия «заказчик» или «исполнитель» и перейти к слову «партнерство», — отметил Владимир Васильев.

Руководитель ПИШ Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Антон Лощилов выделил несколько форматов взаимодействия вузов и индустриальных партнеров:

«Первый формат предполагает наличие сильного промышленный партнера, который понимает задачи рынка, у него есть своя программа исследований, разработок; партнер фактически выступает заказчиком. Второй формат – передовые инженерные школы и университеты совместно с индустриальным партнером работают над общей повесткой. Третья форма – сетевая, вуз взаимодействует сразу с несколькими индустриальными партнерами, которые предлагают новые продукты. Эти продукты они не могут предложить каждый отдельно, в частности, вуз или предприятие. И четвертый формат — университет или передовая инженерная школа участвует в формировании новый системы разделения труда, то есть он не только оказывает услуги и готовит кадры для рынка, но и формирует технологические команды и стартапы, которые либо действуют самостоятельно на рынке, оказывая услуги, либо вливаются в промышленного партнера».

Директор Института развития инженерного образования Томского политехнического университета (ТПУ) Романа Лаас отметил важность формирования стратегии развития ПИШ:

«Сегодня нашим стейкхолдерам нужны такие инженеры, завтра им будут нужны другие инженеры. И формирование стратегии развития позволяет нам быть гибкими и действительно адаптироваться к новым задачам. Более того, мы понимаем, что стратегия и управление изменениями - это процесс непрерывный».

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин рассказал, что благодаря взаимодействию с университетами региона предприятие ожидает получить высококвалифицированных сотрудников, готовых сразу влиться в рабочий процесс.

«Мы хотим от вузов образования, основанного на современных методах управления производством и чтобы студент после окончания учебы, мог прийти к нам на завод и был готов работать на своем рабочем месте», – рассказал Сергей Когогин.

Он также подчеркнул, что КАМАЗ предпочитает приглашать на работу молодых специалистов, получивших образование в родном городе – Набережных Челнах. Поэтому предприятие уделяет большое внимание вопросам образования и очень рассчитывает на передовые инженерные школы.

По словам председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Кабышева новый мир могут создавать именно инженеры, в связи с этим необходимо заинтересовать молодежь инженерным образованием.

«Главная задача, которая перед нами стоит, – это в короткие сроки сделать так, чтобы молодежь заинтересовалась инженерным образованием и реальный сектор экономики, получил квалифицированные кадры. Проект «Передовые инженерные школы» действительно является флагманским, и он дает нам не только большие надежды, но и уверенность в том, что успех будет за нами. Сегодня инженерное образование должно стать лидером среди всех других сфер образования», – резюмировал Сергей Кабышев.

Напомним, Федеральный проект «Передовые инженерные школы» разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ, и является частью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Уже в октябре этого годы команды вузов-участников программы представят результаты работы за 2022 год.

Целью проекта является обеспечение высокопроизводительных экспортоориентированных секторов экономики высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости страны. Одним из главных условий создания передовых инженерных школ на базе вузов стало партнерство с крупными представителями реального сектора российской экономики. В настоящий момент в качестве индустриальных партнеров передовых инженерных школ выступает более 150 компаний, среди которых ПАО «КАМАЗ», Роснефть и другие.

Источник: ФГАНУ «Социоцентр».