Наука и инновации 1146

Ученые опорного вуза создали уникальный стенд виртуально-физических испытаний для отрасли автомобилестроения

В Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева состоялась презентация стенда виртуально-физического моделирования условий движения автомобилей ГАЗ, оснащенных системами электронного контроля устойчивости (ЭКУ). Разработка ученых НГТУ выполнена в рамках реализации Программы развития опорного вуза.

Система курсовой устойчивости автомобиля служит для того, чтобы в случае возникновения критической ситуации на дороге при потере его устойчивости и управляемости (например, при крутом повороте) предотвратить занос, опрокидывание и обеспечить движение именно по той траектории, которую задал водитель. Такие требования давно установлены в США и странах Евросоюза, а в ближайшее время станут обязательными и для стран Таможенного союза, в том числе для России.

ЭКУ позволяет компенсировать ошибки водителя, когда контроль над управлением транспортным средством практически потерян. Сегодня системы ЭКУ приравниваются к ремням безопасности и позволяют снижать вероятность ДТП на 25-35%.

Стенд виртуально-физических испытаний создан учеными и специалистами Регионального научно-образовательного центра транспортного машиностроения НГТУ им. Р.Е. Алексеева, возглавляемого профессором кафедры «Автомобили и тракторы» Анатолием Михайловичем Грошевым.

Комплекс включает в себя высокопроизводительный компьютер со специальным программным обеспечением для проведения виртуальных испытаний автомобилей в режиме реального времени, а также элементы реальных узлов и агрегатов тормозной системы транспортного средства, в том числе блок управления системой электронного контроля устойчивости.

Разработка ученых опорного вуза дает возможность проводить виртуальные «испытания» автомобилей в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН и может прогнозировать характер поведения автомобиля с учетом режимов работы ЭКУ в условиях таких маневров как: вход в поворот, смена полосы движения (переставка), движение по усеченной синусоиде, «рыболовный крючок» и другие.

Возможности стенда позволяют заменить некоторые дорожные испытания на аналогичные виртуальные. Автопроизводители смогут существенно сэкономить время и финансовые затраты на испытания и сертификацию модификаций транспортных средств.

Специалисты ООО «Объединенный инженерный центр» Группы ГАЗ, которым продемонстрировали разработку ученых НГТУ им.Р.Е. Алексеева, высоко оценили полученные результаты и обсудили дальнейшие планы по совместному использованию стенда для решения практических задач.