Автозаводская высшая школа управления и технологий

АВШ образована в 1995 году в соответствии с договором между НГТУ и ОАО «ГАЗ» для подготовки высококвалифицированных кадров автомобильному заводу на базе Автозаводского вечернего факультета (1949г.), ранее Автозаводского филиала (1932г.) Нижегородского индустриального института, ныне НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 

В 2010г. Автозаводская высшая школа (АВШ) объединена с Сормовским вечерним факультетом (СВФ) и в настоящее время представляет собой единое структурное подразделение университета, расположенное в Заречной части города.

Автозаводская высшая школа управления и технологий (АВШ) удостоена звания лауреата премии Нижнего Новгорода за программу «Элитарная подготовка специалистов для машиностроительных предприятий»

В настоящее время АВШ НГТУ является единственным учебным заведением по подготовке специалистов с высшим образованием по техническим специальностям в заречной части города. В стенах АВШ обучаются студенты из различных регионов: Чебоксары, Кинешма, Ковров, Пучеж, а также из близлежащих городов области – Кстово, Дзержинска, Балахны, Заволжье, Бора и Богородска.

Здание АВШ – это 4200 м2, 20 аудиторий, 7 лабораторий и учебных кабинетов, современный вычислительный центр, расположенный в трех компьютерных классах, прекрасная библиотека. 

Безусловно, что наша гордость – это наши выпускники различных лет. За это время (1932-2018 гг.) АВШ НГТУ было выпущено более 16 тысяч инженеров, среди которых, три министра, два героя социалистического труда, десятки лауреатов различных премий, сотни директоров, главных инженеров и главных специалистов крупных заводов, десятки кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров. Многие наши выпускники имеют государственные, правительственные и ведомственные награды, избирались или являются депутатами различного уровня. Всех перечислить невозможно, но точно можно сказать, что всем выпускникам преподаватели разных лет дали хорошие знания.

Наши выпускники, фамилии которых известны многим нижегородцам, это – Видяев Б.П., Воскресенский Е.Г., Гордецова С.А., Заботин А.Б., Зайцев В.Н., Золотарёв А.В., Игнатьев И.О., Киселёв И.И., Лифшиц Е.Э., Максименко В.Д., Паринос Н.И., Помолов В.М., Пугин Н.А., Саловаров А.В., Солдатенков В.И., Суворов Г.А., Усова Е.И. и многие другие.

Сегодня на АВШ обучается около 400 студентов по всем формам обучения. Занятия проводят преподаватели НГТУ, доктора и кандидаты наук, более чем с 30 кафедр университета. Среди них профессора: Кравец В.Н., Лапаев Д.Н., Орлов Л.Н., Османов В.К., Пачурин Г.В., Песков В.И., Савинов В.Н., доценты: Грошев А.М., Кононец В.В., Лелиовский К.Я., Лозовский Н.Т., Мирясов Г.И., Могутнов В.П., Петровский А.Н., Плехов А.С., Степанов К.С., Шестоперов В.Ю., Щербаков Р.В., старшие преподаватели: Балакина Н.А., Ефремова А.Н. и многие, многие другие. 

Укрепляются учебно-производственные связи с ОАО «Группа ГАЗ», ОАО «НМЗ», ОКБМ им. Африкантова, ЦНИИ «Буревестник», НИИИС им. Ю.Е. Седакова, ОАО НАЗ «Сокол», ОАО «Красное Сормово» и другими.

Всесоюзный комитет высшей школы (ВКВШ) СССР 23 мая 1932 года разрешил Нижегородскому индустриальному институту (ныне НГТУ им. Р.Е.Алексеева) организовать учебный процесс при Автозаводе, вечернее отделение на правах филиала для подготовки инженерных кадров без отрыва от производства. Руководителем первого в истории филиала индустриального института был назначен, зав. цеховой лаборатории при кузнице №1 автозавода, инженер, Павел Григорьевич Истомин. 

Подготовка специалистов осуществлялась по следующим специальностям: Холодная обработка металлов (резанием), Ковочно-штамповочное производство, Чугунно-литейное производство. На плечи П.Г. Истомина легли не простые годы становления учебного процесса. Учебным корпусом в то время был одноэтажный барак, но тем не менее желание учиться у молодежи было огромное. С каждым годом увеличивалось численность будущих инженеров, так если на 1 сентября 1932 года на филиале было 160 студентов, а в 1933 году 230, то на 1 сентября 1934 года уже обучалось 428 студентов. Взору первых 20 преподавателей и 83 студентов предстал стоящий неподалеку от завода барак, которому было назначено стать учебным корпусом. 

Сколоченные из досок столы и скамьи, чернильницы-непроливайки, дождевые подтеки на потолках и стенах, лампочки всего по 20 ватт – таковы были «аудитории» филиала. Работа филиала была по достоинству оценена уже в 1935 году, так как он завоевал переходящее Красное Знамя института. В 1937 году состоялся первый выпуск инженеров. Филиал к этому времени разместился в новом учебно-производственном корпусе автозавода. Условия учебы значительно улучшились. Около 44% студентов учились с хорошими и отличными оценками, посещаемость занятий составляла практически 100%. П.Г. Истомин проработал по 1939 год.

С 1939 по 1973 год деканом Автозаводского вечернего факультета был кандидат технических наук, доцент Владимир Прокофьевич Липкин. Учебный процесс не прекращался и в годы Великой Отечественной войны и даже после разрушения учебного здания в 1942 году, в результате вражеских авиа бомбёжек автозавода. Великая Отечественная война нарушила ход учебы. Ушли на фронт многие преподаватели и студенты. Однако занятия не прекращались, несмотря на то, что преподавателям, живущим в нагорной части города, приходилось добираться на работу и с работы пешком, а многие студенты по две смены не выходили из завода. Занятия проводились в школах района и даже в здании Автозаводского райисполкома. За годы войны было выпущено 211 инженеров. Годы шли, факультет развивался, инженеры готовились уже по четырем специальностям, занятия вели свыше 100 преподавателей, а число студентов дошло до девятисот человек. И опять филиал вырос из своего помещения, студентам не хватало мест в аудиториях, они располагались в коридорах, чтобы через открытые двери аудиторий слушать лекции.

Много времени отнимали у вечерников частые поездки в корпуса головного института в нагорную часть города для выполнения лабораторных работ. Руководство Горьковского автомобильного завода приняло решение о строительстве нового учебного корпуса на улице Лескова для будущих инженеров-политехников. В.П. Липкин принял самое активное участие в курирование строительство здания и его пуска в эксплуатацию в 1972 году. 

Олег Михайлович Лобанов, кандидат технических наук, доцент был деканом Автозаводского вечернего факультета Горьковского политехнического института им. А.А.Жданова с 1973 года. 

Восемь специальностей, 1200 студентов – таким был вечерний факультет в семидесятые годы. Но самое главное – это качественные изменения в организации учебного процесса. Здесь впервые были созданы все лаборатории по общетехнической и общеинженерной подготовке студентов. Аудитории и лаборатории были оснащены самым современным оборудованием. Обычными стали технические средства обучения. Но, конечно, качество подготовки специалистов определяется, в первую очередь, квалификацией преподавателей, участвующих в учебном процессе. Большинство преподавателей Автозаводского филиала составляли профессора и доценты. В то время в филиале работали профессора: Балин А.Ф., Котин А.Ф., Кошелев О.С., Михаленко Ф.П., Николаев А.Ф., Платонов Б.П., Пчелин Б.К., Скворцов А.А., Тихонов Г.Ф., Туляев А.И., Чорба И.Ф. и другие.

Высокая квалификация преподавателей, комфортные условия для обучения, целеустремленность студентов-производственников обеспечили хорошее качество выпускаемых специалистов. Среди них крупные руководители российского и областного масштаба, генеральные директора предприятий, доктора и кандидаты наук, профессора.

Но основная часть выпускников (свыше 70%) работала в ОАО «ГАЗ». За время работы факультета только для Горьковского автозавода было подготовлено свыше 7000 специалистов, большинство из которых добились значительных успехов на производстве, и многие в разные годы возглавляли основные структурные подразделения ОАО «ГАЗ».

В 90-годах ХХ века, когда резко сократилась потребность в специалистах, но возросли требования к качеству их подготовки, руководство ОАО «ГАЗ» обратилось к НГТУ с просьбой создать на базе вечернего факультета Автозаводскую высшую школу с дневной формой обучения.

В начале 1995 года между президентом ОАО «ГАЗ» Николаем Андреевичем Пугиным и ректором НГТУ Константином Никитичем Тишковым был подписан договор о подготовки специалистов для автозавода. 10 апреля 1995года на базе этого факультета была открыта Автозаводская высшая школа управления и технологий (АВШ) с дневной и вечерней формами обучения. В 2000 году за программу «Элитарная подготовка специалистов для машиностроительных предприятий» АВШ стала Лауреатом премии Нижнего Новгорода. 

В то время по многим причинам в существующих вузах добиться повышения качества подготовки специалистов было невозможно, для этого необходимо создавать специальные подразделения с участием заказчика и потребителя. По этому пути сейчас идут некоторые зарубежные фирмы: FORD, FIAT, MOTOROLA, NISSAN и другие, так как из мировой практики известно, что инвестиции в образование самые выгодные.

НГТУ и ОАО «ГАЗ» были одними из первых в этом направлении. Автозаводская высшая школа (АВШ) была создана для целевой подготовки высокообразованных, разносторонне развитых специалистов из наиболее способной части молодежи.

Только в АВШ выпускаются специалисты широкого профиля: технологи изучают все основные виды машиностроительных технологий, автомобилистам читаются курсы не только по конструированию, но и по эксплуатации, техническому обслуживанию и технологиям изготовления автомобиля.

Из 500 выпускников дневной формы обучения АВШ 140 получили дипломы с отличием. Студенты АВШ принимали участие в международных, всероссийских и региональных студенческих олимпиадах, в которых побеждали или становились призерами. Студенты АВШ участвовали в международных программах, многие из них получили почетные грамоты ЮНЕСКО и российско-американские сертификаты. В 150 олимпиадах завоевано 85 первых, 84 вторых и 88 третьих мест. Участие в спортивных мероприятиях различного уровня завоевано более 40 кубков и сотни грамот.

Такая высококачественная подготовка специалистов позволяет им успешно конкурировать на рынке труда и добиваться быстрого карьерного роста. Первый выпуск очного отделения АВШ был сделан в 2000 году, а уже сейчас эти выпускники занимают высокие должности в ОАО «ГАЗ» от генерального директора «Русские машины-финансы» до начальника конвейера или инженера конструктора первой категории. У 86% наших выпускников были повышены категории или должности по результатам их работы. 

Замечаний и претензий у структурных подразделений ОАО «ГАЗ» к качеству подготовки специалистов в АВШ нет, а отзывы об их профессиональной подготовке только положительные. Лобанов О.М. «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» был организатором и директором АВШ и проработал в этой должности бессменно до октября 2010 года.

Сормовский вечерний факультет (СВФ) начал свою работу в 1953 году по обращению руководителей заводов «Красное Сормово», машиностроительного и авиационного к ректорату Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова (ГПИ). 

С целью организации учебного процесса на Сормовском вечернем факультете по поручению ректората, это было доверено молодому кандидату технических наук, доценту Николаю Викторовичу Саввину. Он проработал на факультете с 1953 по 1962 год, до назначения его проректором по учебной работе ГПИ им. А.А.Жданова. За заслуги в создании и организации работы СВФ Саввинов Н.В. был награжден орденом «Знак Почета». Затем он заведовал, созданной им новой кафедрой «Автоматизации машиностроения», а позднее работал профессором этой кафедры.

С 1962 по 1964 год и с 1968 по декабрь 1973 года деканом факультета был кандидат технических наук, доцент Вячеслав Анатольевич Беляев. Затем он был назначен проректором по вечернему и заочному обучению ГПИ им. А.А.Жданова, профессором кафедры «Теоретическая механика».

С 1964 по 1968 год деканом был Юрий Леонидович Панов кандидат технических наук, доцент. В дальнейшем он продолжил работу на кафедре «Теоретическая механика» в должности доцента, ГПИ им. А.А.Жданова.

С января 1974 по 1984 год в должности декана работал Владимир Фёдорович Баринов кандидат технических наук, доцент. Позже он перешел на работу в должности доцента на кафедру «Судовые энергетические установки » ГПИ им. А.А.Жданова.

С 1984 по 1986 год деканом был кандидат технических наук, доцент Юрий Николаевич Петров. Вскоре он перешел на работу директором в Горьковский межобластной институт повышения квалификации работников профессионально-технического образования.

Сергей Викторович Теплов кандидат технических наук, доцент возглавлял факультет с 1986 по 1993 год. Затем он был первым деканом созданного в НГТУ социально-экономического факультета.

С 1993 по 2004 год деканом СВФ был кандидат технических наук, доцент Сергей Николаевич Зеленов. После он продолжил работать на кафедре «Энергетических установок и тепловых двигателей» нашего университета в должности доцента.

C 2004 по 2010 год деканом Сормовского вечернего факультета был доктор технических наук, профессор Владимир Лаврентьевич Сивков. Одновременно он продолжал работать заведующим кафедрой «Машины и технологии литейного производства».

С 1953 по 2010 год факультетом было подготовлено более 3500 высококвалифицированных специалистов по машиностроительным и экономическим специальностям, среди которых директора, главные специалисты и технологи многих промышленных предприятий.

В 2010 году после слияния двух факультетов университета АВШ и СВФ, согласно приказу ректора, директором объединенного АВШ был назначен доктор технических наук, профессор В.Л. Сивков.

В настоящее время АВШ НГТУ является единственным учебным заведением по подготовке специалистов с высшим образованием по техническим специальностям в заречной части города. В стенах АВШ обучаются студенты Авдозаводского, Ленинского, Московского, Канавинского и Сормовского районов, а также из близлежащих городов области – Дзержинска, Балахны, Бора и Богородска.
 

Студенты профиля «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины» осваивают группы машин, предназначенных для проведения строительных работ, эксплуатации и содержания дорог. Подготовка выпускников направлена на изучение средств механизации: современных подъемных кранов, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, скреперов, грейдеров, асфальтоукладчиков, катков, конвейеров, комплексов для производства строительных материалов, машин для выполнения отделочных работ. Область профессиональной деятельности: организация, обеспечение технической эксплуатации новейших спецмашин и оборудования.

Студенты профиля «Технология машиностроения» получают фундаментальную общенаучную, инженерную и конструкторскую подготовку. Это высококвалифицированные бакалавры-механики по механической обработке изделий, сборке машин для различных отраслей машиностроения. Спецподготовка включает: теоретические основы технологии машиностроения, проектирование технологических процессов, методы обработки, конструирование гибких технологических систем и приспособлений, математическое моделирование технологических процессов, эффективное использование информационных технологий, организацию и управление неавтоматизированных и автоматизированных производств предприятий. Эта специальность позволяет выпускникам реализовать свои профессиональные возможности во всех отраслях народного хозяйства.

Студенты профиля «Оборудование и технология сварочного производства» соответствуют самым современным условиям экономики, когда для предприятий требуются универсальные профессионалы со знанием технологии машиностроения, сварки и сборки изделий. Производится подготовка специалистов по всем современным видам сварки: дуговой, плазменной, электронно-лучевой, лазерной, контактной, ультразвуковой, термокомпрессионной, высокочастотной, индукционной и диффузионной. Особое внимание уделяется информационной и компьютерной подготовке, практические занятия проводятся на самом современном сварочном оборудовании.

Студенты профиля «Электротехнологические установки и системы» занимаются разработкой, созданием и эксплуатацией перспективных систем современного производства с применением электронных лазерных и плазменных устройств, сварочных роботов и автоматов, индукционных, электротермических, электролизных установок. Специалисты этого профиля остро востребованы на промышленных предприятиях по современному направлению обработки материалов – электротехнологии. 

Студенты профиля «Автомобильный сервис» овладевают знаниями по устройству, эксплуатации, ремонту автомобиля, работе эксплуатационных и ремонтных предприятий, сервисных центров. Для обеспечения учебного процесса на современном уровне кафедра оснащена легковыми и грузовыми автомобилями, агрегатами отечественных и зарубежных машин. В лабораториях действуют стенды по испытанию двигателей, электрооборудования, дизельной топливной аппаратуры, оборудование по дефектованию и восстановлению деталей различными методами. Выпускники-автомобилисты трудоустраиваются в организации по эксплуатации, продаже, обслуживанию, ремонту автомобилей; выставочные комплексы, рекламные и издательские компании автомобильного профиля; в организации, занимающиеся контролем технического состояния автомобилей.

«Автомобили и автомобильное хозяйство» – интереснейшая увлекательная специальность! Сфера изучаемых дисциплин разнообразна и многогранна: эксплуатационная надежность автомобильных двигателей, коммерческая эксплуатация транспорта, увеличение ресурса силовых агрегатов автомобилей при производстве и ремонте, совершенствование внедорожников, инструментальный контроль, безопасность движения, лицензирование, сертификация транспортных предприятий. Здесь готовят технически грамотных, высококлассных эксплуатационников, способных решать широких спектр практических задач, которые ставит перед ними жизнь.

Студенты, осваивающие междисциплинарное направление «Инноватика», получают особую, актуальную в связи с необходимостью перехода экономики России на инновационный путь развитии, подготовку. Студенты осваивают современные технологии управления наукоемким бизнесом, разрабатывают проекты по внедрению инновационных технологий, товаров и услуг в различных сферах деятельности. Выпускники работают в инновационном высокотехнологичном бизнесе: инвестиционные отделы, структуры исполнительной власти, предприятия малого бизнеса, промышленные предприятия.
 

День открытых дверей: 10 апреля в 10-00 (суббота) по адресу г. Н.Новгород, ул. Лескова, 68.


Студенты АВШ получают диплом Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.


Уважаемые абитуриенты! 

Наша задача – сделать процесс обучения для вас, студентов АВШ, удобным и качественным, а также полезным для вашей профессии и карьерного роста. Обучение проводится со студентами на АВШ в заречной части города, в Автозаводском районе для вашего удобства, исключая транспортные проблемы при поездках в нагорную часть города. Чтение лекций, практических занятий и консультаций осуществляется теми же преподавателями, что и в основных корпусах университета. 

Об Автозаводской высшей школе управления и технологий НГТУ им. Алексеева рассказывает ее директор.

ПРИЕМ 2021

В Автозаводской высшей школе управления и технологий НГТУ им. Р.Е. Алексеева организуется прием по следующим направлениям подготовки бакалавров по заочной форме:

Направление подготовки 15.03.05 - «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

  • Профиль «Технология машиностроения», срок обучения - 3 года 6 месяцев.

Направление подготовки 15.03.01 - «Машиностроение»

  • Профиль «Оборудование и технология сварочного производства», срок обучения - 3 года 6 месяцев.
  • Профиль «Оборудование и технология сварочного производства», срок обучения - 5 лет.

Направление подготовки 13.03.02 - «Электроэнергетика и электротехника»

  • Профиль «Электротехнологические установки и системы», срок обучения - 3 года 6 месяцев.

Направление подготовки 23.03.02 - «Наземные транспортно-технологические комплексы»

  • Профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины», срок обучения - 3 года 6 мес.

Направление подготовки 23.03.03 - «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»

  • Профиль «Автомобильный сервис», срок обучения - 5 лет;
  • Профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство», срок обучения - 3 года 6 месяцев.

Направление подготовки 27.03.05 «Инноватика»

  • Профиль «Управление инновациями по отраслям промышленности и в экономике», срок обучения - 3 года 6 месяцев.

Право на ускоренную форму обучения (3 года 6 месяцев) представляется абитуриентам, имеющим среднее профессиональное образование и выпускникам вузов. Студентам предоставляется справка-вызов на сессию. 
После получения диплома бакалавра есть возможность продолжить своё образование в магистратуре по заочной форме обучения.

Необходимые документы при подаче заявления в приемную комиссию:

  • Паспорт;
  • Документ об образовании (подлинник);
  • Фотографии 6 штук (3х4);
  • Медицинская справка;
  • СНИЛС (номер);
  • ИНН (номер).

Расписание занятий и сессий

Расписание 1 семестр 21-22 уч.год: