Наука и инновации 5781

Всероссийский научно-технический семинар «Подвижность транспортно-технологических машин» прошел в НГТУ

В Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева состоялся V Всероссийский научно-технический семинар «Подвижность транспортно-технологических машин», посвященный 85-летию кафедры «Автомобили и тракторы».

В семинаре приняли участие ученые, исследователи и конструкторы в области наземного транспорта, а также преподаватели, аспиранты и студенты со всей страны, в том числе из НГТУ им. Р.Е. Алексеева, МГТУ им. Баумана, НАМИ, Московского политеха, Владимирского государственного университета, Уральского государственного аграрного университета, Уральского государственного лесотехнического университета, Вятского государственного университета, Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, Мининского университета и других вузов.

Открыл семинар «Подвижность» д.т.н., профессор Владимир Викторович Беляков. Он приветствовал участников уже имеющего статус всероссийского семинара «Подвижность» и выразил надежду, что эпидемическая ситуация, из-за которой семинар проводился в в онлайн-режиме, не помешает плодотворной работе.

Директор института транспортных систем Нижегородского технического университета к.т.н., доцент Антон Владимирович Тумасов в своем приветственном слове обратил особое внимание, что семинар проходит в год 85-я кафедры «Автомобили и тракторы» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ученые которой сохраняют и развивают традиции советской и российской инженерной школы.

С 85-летним юбилеем кафедру АиТ и всех ее сотрудников, студентов и выпускников поздравил заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» д.т.н., профессор Умар Шахидович Вахидов.

На семинар было отобрано более 50 докладов. Участники из Нижнего Новгорода представляли свои работы в очном формате, коллеги из других городов принимали участие в формате on-line.

Обсуждались темы, связанные с подвижностью транспортно-технологических машин, проектированием и созданием колесной и гусеничной техники, дорожных, строительных машин, механизмов для сельского и лесного хозяйства. Были также рассмотрены вопросы моделирования динамики и испытаний транспортных средств, в том числе беспилотных машин, имитационного моделирования транспортных потоков, затрагивались вопросы экологии, безопасности движения и систем умного города.

После того, как были заслушаны доклады, состоялся обмен мнениями и намечены пути для дальнейшего сотрудничества. Предложения, пожелания и поздравления с 5-летним юбилеем семинара «Подвижность» высказали: д.т.н., профессор Евгений Евгеньевич Баженов (УГЛУ), д.т.н., профессор Умар Шахидович Вахидов (НГТУ), д.т.н., профессор Владислав Геннадьевич Дыгало (ВолгГТУ), к.т.н., доцент Владислав Евгеньевич Клубничкин (МГТУ).

В заключение организатор и секретарь семинара «Подвижность» д.т.н., профессор Владимир Сергеевич Макаров поблагодарил всех за участие и напомнил, что материалы семинара будут рекомендованы к публикации в журналах «Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева» и «Транспортные системы». Кроме того, материалы семинара будут опубликованы в журнале IOP Conference Series: Materials Science and Engineering (MSE), входящем в Scopus. Для участников семинара публикация бесплатна.

Из доклада профессора В.В. Белякова: «Семинар «Подвижность» мы проводим в год 85-я кафедры «Автомобили и тракторы» («АиТ»). Её основателем, как утверждает официальная история, был инженер Горьковского автомобильного завода Николай Аркадьевич Куняев. Его стараниями в 1936 году в Горьковском индустриальном институте была открыта кафедра «Автомобили».

Судьба Куняева Н.А. тесным образом связана с основоположником Нижегородской научно-практической школы транспортного снеговедения Михаилом Викторовичем Веселовским. Этой Школе в прошлом году исполнилось 90 лет, и наш семинар в прошлом году проходил под эгидой этого замечательного события. Куняев Н.А. и Веселовский М.В. вместе учились на механическом факультете в НГУ (1921-1929 гг.). В этот период они были участниками одного автомобильного студенческого кружка, в котором были созданы первые нижегородские аэросани с мотоциклетным двигателем (1929 г.) В годы Великой отечественной войны Николай Аркадьевич был сотрудником ОКБ «Наркомречфлота» создававшим боевые аэросани для Красной Армии, и которым, согласно постановления № ГКО-516сс от 19 августа 1941 г., руководил Веселовский М.В.

Уже в те далекие военные годы остро вставал вопрос поддержания подвижности боевых машин, и в частности аэросаней. Сотрудниками ОКБ было предложено не мало интересных идей по обеспечению подвижности аэросанной техники. Это и реактивные ускорители для трогания машин с места, и стальные тяговые винты для движения по мелколесью, и применение колес вместо лыж для обеспечения мобильности машин в летний период эксплуатации и ряд других нововведений. Таким образом, решению вопросов подвижности автотракторной и вездеходной (снегоходной) техники в Нижегородской научно-практической школе всегда уделялось большое внимание».