Заведующий кафедрой
Стратегия кафедры: комплексная подготовка конкурентоспособных специалистов, способных сочетать исследовательскую, проектную, технологическую и производственную деятельность в области тепловой энергетики.
Миссия кафедры: привлечение в учебный и исследовательский процесс ведущих специалистов промышленности и содействие творческой самореализации преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов.
Руководство кафедры:
Заведующий кафедрой: к.т.н., доцент Хрунков Сергей Николаевич
Зам. заведующего кафедрой руководитель секции «Судовые энергетические установки», к.т.н., доцент Зеленов Сергей Николаевич
Зам. заведующего кафедрой, руководитель секции «Поршневые двигатели», к.т.н., доцент Тихомиров Александр Николаевич
Зам. заведующего кафедрой руководитель секции «Термодинамика и теплопередача», к.т.н., доцент Малахов Алексей Валентинович
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
К выполнению научно-педагогических работ привлечены действующие специалисты ведущих предприятий промышленности: главный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», создатель экраноплана «Лунь» В.Н. Кирилловых, первый заместитель генерального директора-главного конструктора АО «ПКО «Теплообменник» А.В. Суворов, главный конструктор АО «РУМО» А.К. Лимонов и другие специалисты.
Всего в составе кафедры: 3 профессора, 13 доцентов, 5 старших преподавателей и ассистентов.
Направления подготовки, специальности:
На кафедре реализуется образовательная программа «PETROLEUN ENGINEERING» с преподаванием на английском языке.
Также кафедра выпускает:
График приема по личным вопросам:
Хрунков Сергей Николаевич – вторник, 12.00 – 15.00
Виноградова Лариса Юрьевна – понедельник-пятница, 11.00–15.00
Основные научные направления кафедры – совершенствование судовых, автомобильных и стационарных энергетических установок и двигателей. По договорам с предприятиями было выполнено большое количество научно-исследовательских работ, результаты которых были внедрены в производство.
В 1993-1998 годах по договорам с Волжским объединенном пароходством проводились работы по определению оптимальных нагрузочных режимов судовых двигателей на речных грузовых судах. В результате этих работ получены результаты, позволяющие значительно снизить затраты топлива на грузовых судах пароходства. Научным результатом явились две докторские диссертации (Звонцов В.А., Ручкин Ю.Н.) и кандидатская диссертация (Ручкин А.Ю.).
По договору с Ульяновским автомобильным заводом проведены работы по модернизации серийного автомобильного двигателя ЗМЗ- 402 с целью повышения его энергетических, экономических и экологических показателей в результате чего была повышена мощность двигателя на 15%, снижены удельный расход топлива на 10% и значительно улучшены экологические показатели. Заводом была выпущена опытно-промышленная партия автомобилей УАЗ, по которым не было предъявлено ни одной рекламации. Совместно с ОАО «УАЗ» получены 4 патента на основные узлы двигателя. По результатам этой работы были защищены две кандидатские диссертации (Хрунков С.Н.. Зетрин В.Н.) и докторская диссертация (Захаров Л.А.).
В 2005-20010 годах на кафедре по договорам с ОАО «РУМО» проводились работы по совершенствованию топливной аппаратуры для дизельных двигателей.
В результате этой работы была разработана техническая документация и технология изготовления на топливные форсунки и насос высокого давления для двигателей ОАО «РУМО», которые производились на Ярославском заводе дизельной аппаратуры и до настоящего времени успешно эксплуатируются на судовых и стационарных двигателях.
Начиная с 2011 года кафедра активно участвует в работах по Федеральным целевым программам Минвуза Р.Ф.
В 2011-2012 годах совместно с Московским автомеханическим институтом (МАМИ) была выполнена работа по теме «Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований в области нейтрализации токсичных компонентов отработавших газов двигателей внутреннего сгорания до уровня перспективных экологических стандартов», в результате которой были разработаны теоретические основы процессов нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах автомобильных двигателей и эффективные конструктивные системы нейтрализации, которые в настоящее время серийно выпускает наш индустриальный партнер ООО «Мобил ГазСервис».
На протяжении ряда лет велись интенсивные исследования по совершенствованию автомобильной топливной аппаратуры для подачи газообразного топлива. В результате этой работы была создана экспериментальная база для испытаний двигателей на газообразном топливе и разработаны оригинальные образцы газовой топливоподающей аппаратуры.
В 2012-2015 годах в рамках Гранта Минобрнауки по разработке легкого коммерческого грузовика экологического класса 5 проводились работы по испытаниям образцов, как с бензиновыми, так и с дизельными двигателями, на стенде и при дорожных испытаниях.
По договору с Челябинским тракторным заводом в 2015 году разработана оригинальная конструкция системы подачи газа в газодизельном двигателе Д-180, сохраняющая всережимное регулирование. По договору с ОАО ГАЗ в 2016г проведены ресурсные испытания на моторном стенде газовой версии двигателя УМЗ А275 для автомобиля Газель.
По газотопливной тематике защищены 2 кандидатские диссертации (Тихомирова О.Б. и Тихомиров С.А.).
В рамках проекта RFMEFI57414X0009: "Экспериментальные исследования повышения эффективности и устойчивости локальных систем электроснабжения с ВДЭС. Изготовление экспериментального образца интеллектуальной системы управления ВДЭС с ЗЭР" проведены экспериментальные исследования двух двигателей разного класса с целью определения оптимальных полей регулирования в составе энергетического комплекса.
В 2014 году совместно с учеными Нижегородского государственного университета им. Лобачевского выполнены работы по внедрению на поршневых двигателях лазерного зажигания. Результаты, полученные на одноцилиндровой экспериментальной установке, показали перспективность продолжения этих работ для улучшения энергетических и экологических показателей поршневых двигателей.
В 2014—2016 г.г. по контракту с Минобрнауки РФ выполнены прикладные научные исследования по теме «разработка модельного ряда высокопроизводительных шлифовальных машин с инновационным типом микротурбин для судостроительной, авиационной и других отраслей машиностроения». Базой для выполнения этой работы послужили исследования в области рабочих процессов микротурбин, проводимые на кафедре начиная с 1985г, по материалам которых была защищена докторская диссертация (Кузнецов Ю.П.) и две кандидатские диссертации (Семашко П.В., Чуваков А.Б.).
В ходе выполнения контракта была разработана принципиально новая кинематическая схема микротурбины, состоящая из двух ступеней струйно-реактивной и центростремительной, на базе которой разработан модельный ряд ручных турбошлифовальных машин мощностью 500,1000 и 1500ват., превосходящих лучшие мировые аналоги по энергоэффективности, стоимости и массо - габаритным показателям.
В 1927 г. тогда еще в Нижегородском механико-машиностроительном институте Герман Георгиевич Калиш читал курс лекций по двигателям внутреннего сгорания. Известный как один из авторов методики расчета рабочего процесса двигателей, он возглавлял лабораторию двигателей, на базе которой и возникла кафедра.
Кафедра меняла свое название и направление, согласуясь с нуждами времени: «Автотракторные и танковые двигатели», «Автомоторостроение». В 1947 году она получила современное название «Двигатели внутреннего сгорания». Ею в разные годы руководили известнейшие ученые и конструкторы нашей страны.
До начала Великой Отечественной войны М.Д.Артамонов, Н.П.Корытников, а затем Ю.В.Гиттис — известный ученый, профессор, который преподавал также в Ленинградском политехническом институте.
С 1944 г. по 1949 г. кафедру возглавлял ученый с мировым именем, д.т.н., проф. Густав Васильевич Тринклер, автор и создатель безкомпрессорного дизеля с циклом смешанного типа, названного его именем. Г. В. Тринклер подготовил более 10 кандидатов наук, которые составили основу ведущих преподавателей кафедры. Кафедра приобрела известность в стране.
Развитие автомобилестроения и, прежде всего, Горьковского автомобильного завода определило основное направление кафедры — совершенствование автомобильных двигателей, преимущественно бензиновых.
В состав кафедры влились инженеры, работавшие на ГАЗе и приобретшие опыт конструкторов и испытателей двигателей, благодаря чему сложился коллектив высококвалифицированных преподавателей, которые успешно вели и педагогическую и научную работу.
С 1951 г. на ГАЗе существует Центральная научно-исследовательская лаборатория двигателей, созданная под руководством И.Б.Гурвича. Кафедра установила тесные связи с лабораторией и на ее базе многие аспиранты и сотрудники кафедры вели научную работу главным образом в области исследования и повышения надежности двигателей.
В 1956 г. кафедру возглавил главный конструктор Горьковского автозавода, д.т.н., проф., лауреат пяти Государственных премий А.А.Липгарт, «автор» знаменитых автомобилей М-1 «Эмка», М20 «ПОБЕДА», ГАЗ-12 ЗИМ, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63, бронетранспортеров и других машин.
Его авторитет в кругу работников автомобильной промышленности и его идеи способствовали дальнейшему развитию кафедры.
Его преемником стал лауреат Государственной премии, главный конструктор Горьковского автомобильного завода по двигателям, профессор Н.Г.Мозохин, заведующий кафедрой с 1959 по 1973 г.
По его инициативе была создана научно-исследовательская лаборатория при кафедре ДВС. Сотрудники факультета объединялись в отдельные исследовательские группы и вели работу по избранным ими направлениям, главным образом, на основе договоров, заключаемых с промышленными предприятиями.
![]() |
![]() |
![]() |
В 1975 г. заведовать кафедрой был приглашен к.т.н., доц. И.Б.Гурвич. В 1978 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1979 — присвоено ученое звание профессора, а в 1992 – «Заслуженный деятель науки и техники РФ». И.Б.Гурвич пользовался большим авторитетом среди родственных кафедр вузов страны, активно участвовал в работе Совета заведующих кафедрами ДВС.
Сотрудники кафедры принимали участие во многих научно-технических конференциях, как в Горьком, так и в различных городах страны.
Под руководством и при участии И.Б.Гурвича подготовлено 15 кандидатов наук.
В 1977 г. к работе на кафедре в качестве профессора был привлечен к.т.н. П.Э.Сыркин, работавший сначала ведущим конструктором на ГАЗе, а затем — главным конструктором ЗМЗ. В 1996 г. П.Э.Сыркину присвоено звание «Заслуженный машиностроитель РФ», а в 2001 г. ученая степень доктора технических наук.
С.А. Горшков
С 1996 года, в период, когда начала происходить перестройка системы высшего образования, кафедру возглавляет к.т.н., доц. С.А.Горшков, один из основоположников использования газового топлива в автомобильных ДВС.
Известные выпускники: