Заведующий кафедрой
Миссия кафедры
Развитие образовательной и научной деятельности в областях наземных транспортно-технологических комплексов и безопасности дорожного движения.
Цель кафедры
Обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации в области машиностроения и безопасности дорожного движения с использованием достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности для удовлетворения реальных потребностей города, области и Приволжского федерального округа в специалистах, способных обеспечивать увеличение транспортной подвижности населения путём строительства, эксплуатации, ремонта и обеспечения безопасности путей сообщения.
Сохранение и развитие роли кафедры как одной из ведущих в системе российского высшего образования в области разработки строительных и дорожных машин, а также безопасности дорожного движения.
Стратегические задачи
Руководство кафедры:
Зав. кафедрой: Вахидов Умар Шахидович
Зам. зав. кафедрой по научной работе: Молев Юрий Игоревич (Профессор кафедры)
Зам. зав. кафедрой по учебной работе: Ерасов Игорь Александрович (Доцент кафедры)
Секретарь ГЭК: Манакин Евгений Анатольевич (Доцент кафедры)
Учебный мастер (Секретарь): Монова Елена Леонидовна
Ведущий инженер: Захарова Дарья Дмитриевна
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
4 профессора, д.т.н.
1 доцент, д.т.н.
7 доцентов, к.т.н.
2 старших преподавателя
2 ассистента
График работы:
Кафедра выпускает:
В настоящее время на предприятиях и в организациях по производству, эксплуатации и обслуживанию подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (наземных транспортно-технологических машин и комплексов) проводятся работы по разработке и налаживанию производства современной конкурентоспособной продукции, для выполнения строительных работ внедряются зарубежные спецтехника и технологии. Кроме того, в Российской Федерации вообще, и в Нижегородской области в частности, наблюдается существенные рост автомобилизации и, как следствие, спрос на увеличение подвижности населения, которое требует разработки мероприятий по модернизации и реорганизации устаревшей инфраструктуры путей сообщения. Эти процессы сталкиваются с дефицитом кадров, обладающих высококвалифицированной инженерной и научной подготовкой профильного образования.
Выпуск кадров высокой квалификации позволяет более эффективно решать социально-экономические проблемы региона, применение все более наукоемкой продукции и услуг, подразумевает наличие постоянного доступа к новым знаниям, технологиям и умениям, что не может обходиться без научной базы и сильной системы подготовки квалифицированных кадров, имеющейся на кафедре «Строительных и дорожных машин» позволяющей её выпускникам полностью соответствовать потребностям развития региона.
При кафедре ведется подготовка магистров, аспирантов, докторантов и соискателей по нескольким научным направлениям.
Обеспечение качества подготовки специалистов достигается путем совершенствования действующих рабочих учебных планов и программ обучения, разработки и внедрения новых методов проведения лекционных и лабораторно-практических занятий, использованием новейших учебно-методических материалов.
В Российской Федерации вообще, и в Нижегородской области в частности, наблюдается существенные рост автомобилизации и, как следствие, спрос на увеличение подвижности населения, которое требует разработки мероприятий по модернизации и реорганизации устаревшей инфраструктуры путей сообщения. Поэтому в последнее время с практически неизменяемой улично-дорожной сетью актуализирует профиль «Организация и безопасность движения». Именно за выпускниками данного профиля в перспективе ожидаются кардинальные решения по обеспечению транспортной безопасности на улично-дорожной сети РФ.
Студенты, обучающиеся по данному направлению, изучают технологию и методы организации безопасного движения на автомобильном транспорте, конструкцию и принципы проектирования дорожных развязок, изучают базовые принципы разработок маршрутов движения пассажирского и грузового транспорта, учатся анализировать дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и давать по ним заключения.
Студенты изучают такие дисциплины, как: Управление персоналом, Общий курс транспорта, Безопасность жизнедеятельности, Транспортная энергетика, Основы логистики, Конструкция и расчет автомобилей, Технические средства организации дорожного движения, Моделирование транспортных процессов, Транспортное право, Пути сообщения, Управление социально-техническими системами, Служба ГИБДД, Экспертиза ДТП и др.
В процессе обучения студенты осваивают практические навыки по контролю применения технических средств организации дорожного движения, соблюдением участниками Правил дорожного движения, разработки безопасных схем дорожного движения, повышение пропускной способности дорог на государственных и частных предприятиях Нижнего Новгорода и области, таких как: Управление ГИБДД России по Нижегородской области, МП «Нижегородпассажиравтотранс», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород – Федерального дорожного агентства» Министерства транспорта РФ, Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы, Служба аварийных комиссаров и др.
Бакалавр может трудоустроиться на должности: инженер по безопасности дорожного движения, эксперт, инженер по содержанию автомобильных дорог, специалист по организации безопасности движения и др.
Продолжительность обучения:
Область профессиональной деятельности:
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
Первый выпуск по данному направлению произошел в 2014 году.
Перспективы развития регионов РФ различной степени доступности напрямую связано с увеличением объемов жилищного, промышленного и транспортного строительства, требующего применения современных технологий, машин и оборудования.
В настоящее время на предприятиях и в организациях по производству, эксплуатации и обслуживанию подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (наземных транспортно-технологических машин и комплексов) проводятся работы по разработке и налаживанию производства современной конкурентоспособной продукции, внедряются зарубежные спецтехника и технологии.
Система организаций, составляющих технический базис строительства, включает огромное количество предприятий, функционирование которых невозможно без наличия широкого спектра специальных знаний. Маленькие мастерские и крупные промышленные предприятия по производству строительных материалов и спецтехники, предприятия снабжения и технического обслуживания, оборонный комплекс и индустрия развлечений, потребности быта и добывающая индустрия – везде востребованы специалисты, имеющие образование по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы».
Многоцелевые гусеничные и колёсные машины, наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками, подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование прочно вошли в жизнь, и многие годы служат человеку. Для проектирования, эксплуатации и обслуживания именно такой техники кафедра готовит высококвалифицированных работников.
Приобретение знаний и практических навыков инженерной деятельности, грамотная языковая подготовка, участие в конкурсах позволяют выпускникам направления быстро проявлять себя в профессии, обеспечивая тем самым возможность карьерного роста с ориентацией на отечественный и зарубежные рынки труда. Современный уровень освоения систем автоматизации проектных и исследовательских разработок обеспечивают нашим выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда смежных профессии.
На первых курсах студенты бакалавриата изучают естественнонаучные, общеинженерные и гуманитарные дисциплины: Математику; Физику; Теоретическую механику; Сопротивление материалов; Материаловедение; Метрологию и стандартизацию; Технологию конструкционных материалов; Иностранный язык; Русский язык и культуру речи; Социологию и правоведение; Экономику отрасли; Экологию и др. Начиная с третьего курса, предусмотрена углубленная подготовка по специальным и отраслевым дисциплинам: Грузоподъемные машины; Машины непрерывного транспорта; Строительные и дорожные машины; Двигатели внутреннего сгорания и автотракторное оборудование; Конструкция наземных транспортно-технологических машин; Движители специальных транспортно-технологических машин; Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин; Машины для земляных работ; Металлические конструкции транспортно-технологических машин; Транспортно-технологические комплексы; Рабочие органы специализированных транспортно-технологических машин и др.
В процессе обучения будущие выпускники получают инженерно-техническую и научно-исследовательскую подготовку. На основе этого готовые специалисты смогут: проводить исследовательские и проектные работы; разрабатывать документацию для новых или модернизируемых машин и оборудования; руководить техническим обслуживанием и ремонтом машин. За время учебы студент приобретает необходимые профессиональные навыки и умения, связанные с проектированием, производством и эксплуатацией дорожных, строительных и грузоподъемных машин и оборудования. Выпускники ориентированы на продолжение обучения в магистратуре, а также могут работать практически во всех отраслях промышленности, транспорта, строительства, и сервиса. Выпускники этого направления могут работать на заводах по производству строительных материалов и спецтехники, предприятиях строительно-дорожного комплекса, кранового хозяйства, сервисных и промышленных предприятиях конструкторами, технологами, проектировщиками, инженерами по ремонту и эксплуатации наземных транспортно-технологических комплексов, а также готовы для преподавательской деятельности в системах среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Бакалавр может трудоустроиться на должность: инженер-механик, инженер-конструктор, главный механик, начальник конструкторского бюро, главный конструктор, начальник цеха, директор предприятия.
Продолжительность обучения:
Область профессиональной деятельности включает:
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
Магистерская программа представляет собой углубленный курс изучения профильных предметов, позволяющих эффективно применять полученные знания на практике. Благодаря этому, выпускников характеризует умение использовать отраслевой, зарубежный и межотраслевой опыт в выбранной сфере деятельности. Полученных навыков будет достаточно для преподавания технических предметов. Кроме того, они позволяют проводить анализ технико-экономических показателей в транспортном комплексе. Одним из важных аспектов направления является обучение специалистов для обеспечения экологической безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.
Продолжительность обучения:
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
Место профессиональной деятельности:
Примерный перечень должностей выпускников: инженер по безопасности дорожного движения, специалист по безопасности движения; специалист по расследованию и экспертизе дорожно-транспортных происшествий; специалист по организации и управлению дорожным движением.
Обучение в магистратуре обеспечивает повышение квалификации бакалавров (по направлению обучения) до уровня необходимого для успешной работы на должностях руководителей и научных кадров высшей квалификации, а также преподавателей.
В процессе обучения студенты осваивают такие дисциплины как: Основы научных исследований, Компьютерные технологии в науке, производстве и образовании, Методы обеспечения безопасности дорожного движения, Управление инновационной деятельностью, Экспериментальные исследования на автомобильном транспорте, Инженерное оснащение дорог, Специальные главы технологии транспортных процессов, Технология производства и ремонт и др.
Направления научной работы магистрантов:
Обучение в магистратуре позволяет анализировать динамику развития наземных транспортных систем и комплексов, состояние и тенденции развития механизации и автоматизации производства работ на объектах различных видов строительства, выполнять экспериментальных научные исследования и позволяет обучать обслуживающий и производственный персонал. Основой изучения является теория рабочих процессов, методы расчета и проектирования основных и специальных видов землеройных машин, их автоматизации, разработка требований нормативных документов, сертификация и сервисное обслуживание техники. Магистры учатся определять методы повышения эффективности землеройных машин и оборудования, повышение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках сбыта. Квалификация магистра может помочь в карьерном росте и позволит дорасти до уровня руководителя или начальника отдела на транспортном предприятии.
Продолжительность обучения:
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:
Направления научной работы магистрантов:
Выпускники смогут устроиться в качестве специалистов по исследованию, проектированию, производству и эксплуатации машин и оборудования для разработки грунтов, а также внедрению новейших технологий разработки грунтов. Диплом магистра позволит вырасти до уровня руководителя конструкторским бюро, отделом и службой, а также технического директора на предприятиях по производству машин и оборудования для разработки грунтов, производству строительных материалов, строительству дорог и сооружений.
В процессе обучения студенты осваивают такие дисциплины как: Комплексная механизация и автоматизация землеройных работ, Компьютерные и информационные технологии, Конструирование и расчет наземных транспортно-технологических машин, Исследования и испытания наземных транспортно-технологических машин, Основы научных исследований, Методология экспериментальных исследований, Математическое моделирование транспортно-технологических систем, Технология машиностроения, производство и ремонт наземных транспортно-технологических машин и др.
На кафедре традиционно уделяется первостепенное внимание развитию учебно-методической работы и повышению педагогического мастерства преподавателей.
В 2000 г. кафедра перешла на обучение бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по второму поколению Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а в 2011 году – по ФГОС ВПО третьего поколения. Для реализации учебного плана подготовки на кафедре были сформированы циклы специальной подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. На данный момент кафедра осуществляет обучение по государственным образовательным стандартам поколения ФГОС 3++.
Большое число новых дисциплин, включенных в учебные планы третьего поколения, стало возможным благодаря тому, что их содержание явилось результатом многолетних научных исследований и методических разработок ведущих ученых кафедры, а также привлекаемых к педагогическому процессу работников промышленных и научно-исследовательских организаций.
Высокая квалификация и авторитет преподавателей кафедры в вузах страны позволили им разработать учебники и учебные пособия, которые рекомендованы и допущены Министерствами и Учебно-методическими объединениями для обучения студентов специальности во всех вузах страны и ближнего зарубежья.
Сотрудниками кафедры изданы следующие крупные учебно-методические пособия и монографии:
Авторским коллективам кафедры объявлены благодарности Ректором Ярославского государственного технического университета за участие во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий: Ерасов И.А., Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. с учебным пособием «Мёрзлые грунты. Методы разработки» (2006 год); Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. с учебным пособием «Зимнее содержание дорог» (2007 год).
Также коллектив авторов Ерасов И.А., Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А., награжден за Учебное пособие «Мёрзлые грунты. Методы разработки» (2006 год) за участие в конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку НГТУ по номинации «Учебники и учебные пособия».
В 2007 году Юбилейными сертификатами участника конкурса на лучшую учебно-методическую разработку награждены:
В 2008 году Куляшов А.П. и Куклина И.Г. награждены дипломом за 2 место во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий за монографию «Автоматизация и информатизация в дорожном строительстве».
Награжден коллектив авторов Куляшов А.П. и Молев Ю.И. за учебное пособие «Безопасность дорожного движения. Технико-социальные аспекты», занявшие 3 место во Всероссийском смотре-конкурсе учебников, учебных пособий и монографий по направлению подготовки бакалавров 190700.62 «Технология транспортных процессов», в номинации «Учебные пособия по дисциплинам Профессионального цикла».
В 2014 году Вахидов У.Ш., Ерасов И.А., Молев Ю.И. и Шапкин В.А., заняли второе место на Всероссийском смотре-конкурсе учебников, учебных пособий и монографий (г. Самара) в номинации «Учебное пособие по дисциплинам профессионального цикла специальности 190109.65 - Наземные транспортно-технологические средства (специализация: «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»)» с учебным пособием «Машины для разработки льда, снега и мёрзлого грунта».
Учебное пособие «Улично-дорожная сеть Нижнего Новгорода как среда работы автомобильного транспорта» (авторы У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин) завоевало диплом 3 степени за участие во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий (г. Рязань) по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профиль подготовки «Организация и безопасность дорожного движения»).
Учебник «Автоматические системы транспортных средств» (М.: Форум, 2015 г.) стал Лауреатом IV международного конкурса изданий для вузов «Университетская книга – 2017» по направлению техника и технологии наземного транспорта в номинации «Лучший учебник», присвоен диплом II-ой степени, медаль и кубок лауреата.
Серебряной медали и диплома удостоен проект «Плавающий снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8х8 с гидростатической трансмиссией и возможностью автоматического управления крутящими моментами каждого из колес» (патент на изобретение № 2652300 от 25.04.2018) на Международном салоне инноваций и изобретений «Новое время».
Диплом в номинации «100 лучших изобретений России» за проект «Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе» (патент РФ № 2700240), Диплом и золотая медаль за проект за проект «Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе» (патент РФ № 2700240) на выставке «XXIII Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед 2020».
Учебник «Эксплуатационные свойства поверхностей движения наземных транспортно-технологических машин и комплексов» (Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020) награжден Дипломом I степени в номинации «Лучшее научное, учебное издание по техническим наукам», в рамках книжного конкурса на лучшую научную и учебную книгу проводимого академией информатизации образования (2021 г.).
Диплом и серебряная медаль XVI Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 24-26 сентября 2020 г. За проект «Плавающий снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8Х8 с гидростатической трансмиссией и возможностью автоматического управления крутящими моментами каждого из колес». Авторы: С.Е. Манянин, В.В. Беляков, В.С. Макаров.
Диплом и золотая медаль XVII Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 23-25 сентября 2021 г. За проект «Способ стабилизации прямолинейного движения транспортного средства с роторно-винтовым движителем при движении по льду». Авторы: В.В. Беляков, У.Ш. Вахидов, А.Р. Гиниятуллин, И.А. Ерасов, В.Е. Колотилин, А.А. Куркин, К.Я. Лелиовский, В.С. Макаров, А.И. Марковнина, Д.С. Мокеров, Ю.И. Молев, А.В. Папунин
Диплом и золотая медаль XVII Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 23-25 сентября 2021 г. За проект «Сборное звено гусеничной цепи». Авторы: В.В. Беляков, А.В. Папунин, В.С. Макаров, У.Ш. Вахидов Ю.И. Молев, А.А. Аникин, В.Е. Колотилин, А.И. Марковнина
Диплом за 3 место в номинации «Лучшее изобретение года в сфере сельскохозяйственного машиностроения» за патент РФ № 2749744 «Сборное звено гусеничной цепи» (авторы патента В.В. Беляков, А.В. Папунин, В.С. Макаров, У.Ш. Вахидов Ю.И. Молев, А.А. Аникин, В.Е. Колотилин, А.И. Марковнина) в конкурсе объектов интеллектуальной собственности на соискание премии Нижегородской области им. И.П. Кулибина. Подписано Министром промышленноси, торговли и предпринимательства Нижегородской области М.В.Черкасовым. 2022 г.
Диплом за 2 место в номинации «Лучшая полезная модель года» за патент РФ № 203277 «Устройство для снижения шума и вибрации при движении вездеходной машины со шнековым движителем» (авторы патента Беляков В.В., Вахидов У.Ш., Ерасов И.А., Куклина И.Г., Макаров В.С., Мокеров Д.С., Молев Ю.И) в конкурсе объектов интеллектуальной собственности на соискание премии Нижегородской области им. И.П. Кулибина. Подписано Министром промышленноси, торговли и предпринимательства Нижегородской области М.В.Черкасовым. 2022 г.
Золотая медаль XXVI Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед 2023» за проект «Транспортно-технологическое средство с роторно-винтовым движителем для движения по льду», Россия, Москва, 28.03-30.03.2023 г. (Соавторы: Молев Ю.И., Беляков В.В., Колотилин В.Е., Макаров В.С., Папунин А.В., Вахидов У.Ш., Куркин А.А.).
Диплом и золотая медаль XIX Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 21-24 сентября 2023 г. За проект «Эвольвентная винтовая лопасть роторно-винтового движителя, предназначенного для движения по льду». Авторы: Ю.И. Молев, В.В. Беляков, В.С. Макаров, В.Е. Колотилин.
Развитие научной деятельности преподавателей и студентов, является одним из основных условий повышения качества учебного процесса. За время существования кафедры защищено 6 докторских и 37 кандидатских диссертаций, опубликовано более 75 монографий и учебных пособий, и более 450 других научных работ, изготовлено свыше 45 опытных образцов машин для разработки льда, снега, и мёрзлого грунта.
Научные исследования по кафедре проводятся с использованием современной техники и технологий в оборудованных лабораториях и в реальных условиях.
Научная тематика кафедры:
Научным руководителем кафедры является д.т.н., профессор Молев Ю.И.
В настоящее время руководителями аспирантов являются: д.т.н., профессор Молев Ю.И., д.т.н., профессор Беляков В.В., д.т.н., профессор Вахидов У.Ш., д.т.н., профессор Макаров В.С., д.т.н., доцент Манянин С.Е.
По результатам научной работы на кафедре были защищены диссертации на соискание степени кандидата и доктора наук.
Защищенные кандидатские диссертации
1969 г.: Федин Иван Васильевич – «Исследование процесса отрывки траншей в мерзлых грунтах машинами фрезерного типа с концевой и дисковой фрезами».
1970 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Исследование некоторых вопросов тягово-сцепных качеств и управляемости машин на роторно-винтовом движителе».
1972 г.: Назаровский А.А. – «Исследование процессов фрезерования льда концевой фрезой со встроенным шнековым транспортером».
1973 г.: Адясов Юрий Павлович – «Исследования в области транспортных средств на воздушной подушке с роторно-винтовым движителем».
Амангалиев Дуйсекеш – «Исследование процесса бурения льда концевыми торцевыми фрезами».
1978 г.: Колотилин Владимир Евгеньевич – «Исследование процессов взаимодействия роторно-винтового движителя ледово-фрезерной машины со снежным покровом и динамических нагрузок в ее приводе».
1980 г.: Левшунов Лев Сергеевич – «Исследование поворота ледорезных машин с роторно-винтовым движителем».
1982 г.: Худяков, Владимир Николаевич – «Разработка и обоснование параметров системы автоматического управления рабочим режимом ледофрезерных машин».
1984 г.: Алатин Сергей Дмитриевич – «Исследование процесса резания льда рабочими органами ледофрезерных машин».
1985 г.: Янкович Александр Викторович – «Совершенствование конструкции и параметров движителя фрезерных ледорезных машин».
1990 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Разработка статистического метода оценки колебаний роторно-винтовых машин и путей снижения их уровня при движении по заснеженным основаниям».
Кошурина Алла Александровна – «Методика расчета сопротивлений движению ледорезных роторно-винтовых машин».
1995 г.: Молев Юрий Игоревич – «Прогнозирование экологических последствий воздействия снегоходной техники на окружающую среду».
1998 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Влияние использования снегоходных машин в весенне-осенний период на изменение урожайности растений».
Водопьянов Тимур Валерьевич – «Методика статистической оценки плавности хода роторно-винтовой машины при движении по ледово-снежному опорному основанию».
1999 г.: Доровских Сергей Владимирович – «Влияние различных типов движителей на экологию заснеженного опорного основания»
2000 г.: Ерасов Игорь Александрович – «Оценка влияния конструкционных параметров роторно-винтовой машины на стабилизацию движения».
Щербаков Юрий Вячеславович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров движения подводного транспортно-технологического средства с роторно-винтовым движителем».
2001 г.: Куклина Ирина Геннадьевна – «Разработка методики расчета колебаний и параметров упругой подвески транспортно-технологических роторно-винтовых машин при движении по льду».
2002 г.: Пуртов Андрей Робертович – «Выбор конструктивных параметров рабочего органа, для удаления снежных накатов и льда с бетонных покрытий».
2003 г.: Донато Игорь Олегович – «Оценка и анализ проходимости колесных промышленных тракторов при движении по снегу».
Маленков Сергей Юрьевич – «Выбор рациональных параметров рабочего органа интенсификационного действия для удаления свежевыпавшего снега».
2004 г.: Ганин Андрей Викторович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров роторно-винтового движителя для транспортно-технологического средства, предназначенного для движения по болотистой местности».
Гасенин Игорь Александрович – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для подкопа трубопровода в мерзлом грунте»
Мыльников Николай Александрович – «Разработка методики расчета рациональных параметров специального каткового движителя ледорезной установки».
2005 г.: Коробов Илья Борисович – «Методика выбора конструктивных параметров вибрационного рабочего органа для разрушения льда на поверхности дорог».
Черняевский Максим Викторович – «Разработка методики выбора рациональных параметров специального рабочего органа ударного действия льдоуборочной машины».
2007 г.: Романов Виктор Владимирович – «Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров».
Соколов, Анатолий Михайлович – «Повышение эффективности эксплуатации снегоуборочной техники с учётом слоистости снежного покрова».
2010 г.: Малыгин Александр Львович – «Выбор рациональных конструктивных параметров плавающих ледорезных машин».
Макаров Степан Сергеевич – «Совершенствование технологии очистки наружной поверхности труб при капитальном ремонте линейной части магистральных нефтегазопроводов».
2012 г.: Зубов Вадим Сергеевич – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для измельчения мерзлого грунта».
2013 г.: Артюшкин Андрей Владимирович – «Разработка методики расчёта и обоснование выбора конструктивных параметров прижимного движителя машин для ремонта трубопроводов».
2015 г.: Кошелев Юрий Владимирович – «Методика выбора конструкционных параметров подвески плужного рабочего органа снегоуборочных машин».
Вершинин Александр Вениаминович – «Методика выбора рациональных параметров фрезерного рабочего органа, предназначенного для удаления мерзлого грунта из-под трубопроводов».
2016 г.: Шапкина Юлия Викторовна – «Методика снижения вибронагруженности элементов рулевого управления колесных машин».
2017 г.: Соколов Денис Анатольевич – «Методика выбора конструкционных параметров трансмиссий снегоуборочных машин, обеспечивающих эффективность выполнения технологических операций».
2018 г.: Крашенинников Максим Сергеевич – «Разработка методики расчета и выбор параметров роторно-винтового движителя для повышения проходимости машин по снегу».
2019 г.: Папунин Алексей Валерьевич – «Методика расчета, выбора и оценка основных параметров движителя многоосной колесной машины при преодолении разрушаемых препятствий».
2021 г.: Беляев Александр Михайлович – «Разработка методики расчета подвижности и эффективности шасси мобильных автономных комплексов для движения в береговой зоне».
2022 г.: Мокеров Дмитрий Сергеевич – «Методика улучшения акустических характеристик работы роторно-винтовых движителей при движении по льду».
Защищенные докторские диссертации
1986 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Специальные строительно-дорожные машины с роторно-винтовым движителем».
2001 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Основы динамики движения роторно-винтовых машин по заснеженной местности».
2002 г.: Кулепов Виктор Федорович – «Разработка и создание ледорезных машин для технологических комплексов».
2007 г.: Донато Игорь Олегович – «Теоретические и экспериментальные обоснования повышения проходимости колесных машин по снегу».
Молев Юрий Игоревич – «Обеспечение дорожной безопасности автомобильного транспорта в зимний период».
2012 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Теоретическое и экспериментальное обоснование параметров машин высокой проходимости для решения транспортных проблем горных районов Северного Кавказа».
2017 г.: Макаров Владимир Сергеевич – «Разработка научно обоснованных технических решений по созданию подвижных комплексов мониторинга береговых зон».
2019 г.: Манянин Сергей Евгеньевич – «Повышение проходимости колесных и гусеничных машин по снегу путем научно обоснованного выбора конструктивных параметров движителей».
Сотрудники кафедры «Строительные и дорожные машины» принимали и принимают активное участие в:
Также студенты и магистранты кафедры принимают участие в выполнении работ в научных лабораториях Института транспортных систем НГТУ: НОЦ «Транспорт» и ЦБДДТЭ, Центр технических средств и технологий мониторинга окружающей среды, НИЛ «КАМАЗ - НГТУ им. Р.Е. Алексеева». Преподаватели кафедры регулярно принимают участие во Всероссийских и Международных научно-технических конференциях.
В 1972 году на механическом факультете ГПИ им. А.А. Жданова на базе организованного в 1986 году Опытно-конструкторского бюро разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ) была создана новая кафедра, получившая название «Строительные и дорожные машины». Ее возглавил нayчный рyкoвoдитель ОКБ РАЛСНЕМГ заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, д.т.н., проф. Аркадий Федорович Николаев. Он oднoврeмeннo заведовал кaфедpoй и oсyщeствлял научное pyкoвoдствo ОКБ до 1983 гoдa. Bнoвь oбpaзoвaннaя кaфeдpa начала пoдгoтoвкy инженеров-мexaникoв пo вoстpeбoвaннoй нapoдным xoзяйствoм страны специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» с планом приема на первый курс 50 человек.
К тoмy времени A.Ф. Николаев прославился на всю стpанy участием вместе с гpyппoй сoтpyдникoв научно-исследoвaтельскиx подpaздeлений мexaническoгo и мaшиностроительнoгo фaкyльтетoв ГПИ в полярных экспедициях.
В 1978 году по инициативе декана машиностроительного факультета В.Н. Кравца произошла очередная реорганизация машиностроительного и механического факультетов ГПИ. Специальность «Машины и технология обработки металлов давлением» и соответствующая выпускающая кафедра были переданы на механический факультет, а в состав машиностроительного факультета вошла специальность «Строительные и дорожные машины» вместе с одноименной кафедрой и Опытно-конструкторским бюро по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта, которые в то время возглавлял А.Ф. Николаев.
Реорганизация позволила сосредоточить на машиностроительном факультете четыре родственные специальности, по которым велась подготовка инженеров для промышленных, транспортных и строительных отраслей, занимающихся созданием и эксплуатацией мобильных наземных машин (автомобилей, тракторов, строительных и дорожных машин, а также их двигателей). В связи с этим в 1978 году факультет приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР был переименован в автомобильный (аббревиатура – АМФ).
![]() А.Ф. Николаев – первый заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1972-1983 гг) |
![]() Техсовет в ОКБ РАЛСНЕМГ (1973 г.). Слева направо: П.А. Белов, Г.П. Миронов, Л.Н. Варначев, А.Ф. Николаев, А.П. Куляшов, И.В. Федин. Стоят: А.А. Николаев, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов |
В 1983 году профессор А.Ф. Николаев ушел на пенсию.
Заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» был избран кандидат технических наук, доцент Анатолий Павлович Куляшов, с 1981 по 1983 гг. работавший сначала заместителем заведующего названной кафедры, а затем исполняющим обязанности заведующего. В 1987 году он защитил докторскую диссертацию, а вскоре ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1988 году А.П. Куляшову присвоено ученое звание профессора. В должности заведующего кафедрой он проработал вплоть до марта 2013 года. За 30 лет руководства кафедрой он, помимо обучения студентов, подготовил двух докторов и около 20 кандидатов технических наук.
В 1987 г. решением руководства института и его хозрасчетного научного объединения была проведена реорганизация основной научно-производственной базы кафедры – ОКБ РАЛСНЕМГ, которая привела к созданию трех научных подразделений: Научно-исследовательской лаборатории по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (НИЛ РАЛСНЕМГ) под научным руководством кандидата технических наук В.Ф. Кулепова; Научно-исследовательской лаборатории специальных строительных и дорожных машин (НИЛ ССДМ) под научным руководством кандидата технических наук, доцента В.Е. Колотилина; Специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ) «Импульс» во главе с научным руководителем доктором технических наук, профессором В.И. Кучеренко.
![]() А.П. Куляшов – заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1983–2013 гг.) |
![]() В.Е. Колотилин |
Основными направлениями деятельности НИЛ ССДМ были:
Кадровый состав лаборатории в основном состоял из преподавателей и сотрудников кафедры «Строительные и дорожные машины», однако для выполнения сложных комплексных работ привлекались ученые из других вузов и научно-исследовательских организаций страны. Работы выполнялись в тесном сотрудничестве с родственными научными подразделениями НИЛ РАЛСНЕМГ, СКТБ «Импульс» и других предприятий. В лаборатории выполнен комплекс работ по созданию лесотехнических и мелиоративных машин, спасательного средства для эвакуации персонала плавучих и ледовых буровых установок при чрезвычайных ситуациях, автоматизированного технологического оборудования для производства глиняного кирпича и стеновых материалов, специального транспортного средства на воздушной подушке и др.
Проведены исследования физико-механических свойств и процессов разрушения различных грунтов и экологической совместимости с рабочей средой движителей внедорожных транспортно-технологических машин. Работы выполнялись по заказам Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, различных предприятий и научно-исследовательских организаций страны. Многие из них внедрены в производство и защищены авторскими свидетельствами.
Разработанный в лабораториях кафедры СДМ вариант фрезерного траншеекопателя на выставке строительной техники в Москве
С марта 2013 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины» становится доктор технических наук, профессор Вахидов Умар Шахидович, а с июня этого же года он избран на должность заведующего кафедрой.
У.Ш. Вахидов
На кафедре «Строительные и дорожные машины» в настоящее время работают 18 человек, в том числе 15 преподавателей: заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор У.Ш.Вахидов; три доктора технических наук: профессоры В.А. Шапкин и Ю.И. Молев и А.В. Согин; десять кандидатов технических наук, доцентов (В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, И.А. Ерасов, А.А. Кошурина, Н.А. Мыльников, И.Г. Куклина, С.Е. Манянин и В.С. Макаров); один старший преподаватель Н.Н. Тарбаев. В 2012 году кафедра отметила свой 40-летний юбилей.
В развитие кафедры много сил вложили ее бывшие заведующие: доктор технических наук, профессор А.Ф. Николаев и доктор технических наук, профессор А.П. Куляшов; преподаватели И.В. Федин, П.А. Белов, В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, Н.Н. Тарбаев и др.
Коллектив кафедры «Строительные и дорожные машины» АМИ НГТУ (фото 2008 г.)
Слева направо: доцент Ерасов И.А. , старший преподаватель Тарбаев Н.Н., доцент Молев Ю.И., доцент Худяков В.Н., доцент Колотилин В.Е., инженер Ильичева Е.Е., учебный мастер Монова Е.Л., заведующий кафедрой, профессор Куляшов А.П., доцент Янкович А.В., заведующий лабораторией Лычагин В.А., профессор Шапкин В.А.
В тяжелые для всей страны 90-е годы кафедре приходилось думать о том, как выжить в условиях ограниченного финансирования учебной и научной деятельности, отставания уровня зарплат преподавателей и сотрудников от реальной стоимости жизни. Одним из возможных путей решения этой непростой проблемы была организация на учебных и научно-производственных площадях кафедры коммерческих структур, позволяющих легально зарабатывать дополнительные средства без ущерба для основной деятельности персонала.
В 1992 году была организована автошкола «Политех», идейными вдохновителями создания которой были заведующий кафедрой Куляшов А.П. и первый руководитель этого коммерческого предприятия, доцент кафедры «СДМ», к.т.н. Левшунов Л.С. За почти 20 лет существования этой учебно-коммерческой структуры подготовлено более 15 тыс. водителей, большая часть которых – студенты автомобильного факультета (Автомобильного института) и других факультетов и институтов НГТУ.
|
![]() Занятия по конструкции автомобиля в специализированной аудитории |
Созданная за эти годы учебная база автошколы может быть отнесена к весьма основательным. В разные периоды она включала от 10 до 25 специально оборудованных легковых автомобилей для практических занятий по вождению, в нее входят также несколько специализированных аудиторий и боксов, в которых проводятся занятия будущих водителей по изучению конструкции автомобиля, его обслуживанию и правилам дорожного движения (эти аудитории используются и в учебном процессе Автомобильного института). Сотрудники кафедры «СДМ» и некоторых других кафедр АМИ принимают активное участие в преподавании теоретических дисциплин. При обучении водителей используются современные технические средства, помогающие постигнуть все тонкости законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а опытные мастера обучения вождению грамотно и тактично учат применять полученные знания в практической жизни каждого водителя.
Накопив достаточный опыт подготовки водителей-непрофессионалов, автошкола «Политех» в 2008 году сменила акцент своей деятельности и была реорганизована в новую коммерческую структуру, получившую название «Курсы профессионально-технического обучения». На этих курсах начата подготовка и повышение квалификации преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения вождению из Поволжского региона, что подтверждает высокий профессиональный статус нового коммерческого учебного подразделения Автомобильного института НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
1974 г.: специалисты: Фёдоров В.И.
1975 г.: специалисты: Цибирев В.В.
1985 г.: специалисты: Балдаев Евгений Александрович;
1987 г.: специалисты: Журов А.Ю.
1988 г.: специалисты: Царапкин Ф.П.
1991 г.: специалисты: Дезент м.Б., Романов Е.Л.
1992 г.: специалисты: Козин А.В.
1993 г.: специалисты: Мищенко В.А.
1995 г.: специалисты: Доровских С.В., Костенко Я.Ю.
2005 г.: бакалавры: Полетаев Андрей Александрович
2006 г.: бакалавры: Калинин Андрей Сергеевич, Потехин Дмитрий Михайлович
2007 г.: бакалавры: Богаткин Николай Алексеевич, Жирков Михаил Сергеевич, Зубов Вадим Сергеевич; магистры: Полетаев Андрей Александрович
2009 г.: бакалавры: Быкова Вера Вячеславовна; магистры: Зубов Вадим Сергеевич
2010 г.: бакалавры: Назарова Ксения Сергеевна
2011 г.: бакалавры: Дорофеев Роман Александрович; магистры: Быкова Вера Вячеславовна
2012 г.: бакалавр: Парфёнов Сергей Вячеславович; магистры: Спиридонова Ксения Сергеевна
2013 г.: магистры: Дорофеев Роман Александрович
2014 г.: специалисты: Соболев Антон Олегович; магистры: Завьялов Андрей Вячеславович, Иванов Сергей Сергеевич, Лукин Александр Дмитриевич, Парфенов Сергей Вячеславович, Романов Александр Сергеевич;
2015 г.: специалисты: Малышева Марина Алексеевна, Родина Анна Александровна, Смирнова Виктория Вениаминовна, Шестакова Анастасия Александровна; бакалавры: Кодочигов Никита Вадимович, Холин Алексей Ильич; магистры: Липин Алексей Александрович, Месяченко Даниил Алексеевич, Пряхина Александра Николаевна, Стрижак Аркадий Дмитриевич, Трунов Дмитрий Андреевич, Чилеев Анатолий Михайлович.
2016 г.: магистры: Вахонин Александр Александрович, Захарова Дарья Дмитриевна, Казаков Сергей Евгеньевич, Кашин Александр Леонидович, Кравченко Александр Александрович, Кравченко Александр Александрович, Тошнов Николай Сергеевич.
2017 г.: бакалавры: Арефьев Никита Александрович; магистры: Беляев Дмитрий Михайлович, Козловский Юрий Сергеевич, Балабанов Алексей Анатольевич, Кодочигов Никита Вадимович, Кузнецова Татьяна Евгеньевна, Холин Алексей Ильич.
2018 г.: бакалавры: Климушкина Алена Михайловна, Марковнина Алина Ивановна, Цикунова Дарья Сергеевна; магистры: Алин Илья Александрович, Зудин Вадим Александрович, Кутуев Шамиль Кямилевич, Обрезкова Валентина Евгеньевна, Пиголев Сергей Александрович, Пластов Евгений Иванович, Рассадин Александр Александрович, Филиппов Сергей Андреевич, Бурганов Олег Дмитриевич, Исаева Екатерина Александровна, Пегасова Екатерина Михайловна, Соседов Дмитрий Альбертович, Шинкаренко Валентин Олегович.
2019 г.: магистры: Александров Дмитрий Евгеньевич, Карзанов Виктор Константинович, Кудрина Надежда Андреевна, Шаров Юрий Вячеславович, Юденков Сергей Александрович, Елышев Сергей Валерьевич, Ерёмин Михаил Михайлович, Суровцев Альберт Сергеевич, Ширшов Иван Олегович, Донцев Максим Евгеньевич, Евдокимов Александр Сергеевич, Захаров Николай Анатольевич, Лукьянов Дмитрий Александрович, Шишмаков Егор Дмитриевич.
2020 г.: магистры: Агеева Ксения Александровна, Касаткина Анастасия Николаевна, Антонычев Роман Николаевич, Гущин Владислав Дмитриевич, Кадяева Мария Николаевна, Марковнина Алина Ивановна, Орфанов Никита Алексеевич, Семизорова Юлия Юрьевна, Темнова Анна Сергеевна, Цикунова Дарья Сергеевна, Шестакова Анна Сергеевна.
2021 г.: магистры: Райзих Татьяна Эдуардовна.
2022 г.: магистры: Горелова Елизавета Алексеевна, Юсупова Елизавета Германовна.
2023 г.: бакалавры: Макарова Дарья Сергеевна, Торгашев Максим Дмитриевич
магистры: Ершов Антон Олегович, Клюшкин Антон Алексеевич, Мамлина Екатерина Алексеевна, Миронов Никита Алексеевич, Филина Мария Михайловна, Акопов Валерий Сергеевич.
2024 г.: магистры: Кожевяткин Сергей Алексеевич, Костина Милана Алексеевна, Крюкова Елизавета Юрьевна, Осокин Артем Павлович, Шорина Юлия Эдуардовна, Довгун Лидия Романовна.
Зам. зав. кафедрой по учебной работе, доцент кафедры
Профессор