Top.Mail.Ru

Кафедра «Строительные и дорожные машины»

Миссия кафедры

Развитие образовательной и научной деятельности в областях наземных транспортно-технологических комплексов и безопасности дорожного движения.

Цель кафедры

Обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации в области машиностроения и безопасности дорожного движения с использованием достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности для удовлетворения реальных потребностей города, области и Приволжского федерального округа в специалистах, способных обеспечивать увеличение транспортной подвижности населения путём строительства, эксплуатации, ремонта и обеспечения безопасности путей сообщения.
Сохранение и развитие роли кафедры как одной из ведущих в системе российского высшего образования в области разработки строительных и дорожных машин, а также безопасности дорожного движения.

Стратегические задачи

  • Внедрение инновационных методов в образовательном процессе и открытие новых направлений подготовки;
  • Организация центра целевой подготовки специалистов по направлениям СДМ и ОБДД (студенты, сторонние слушатели);
  • Развитие направления прикладных научно-технических инновационных исследований;
  • Развитие кадрового потенциала кафедры за счет активизации работы научных школ.

Руководство кафедры:

Зав. кафедрой: Вахидов Умар Шахидович
Зам. зав. кафедрой по научной работе: Молев Юрий Игоревич (Профессор кафедры)
Зам. зав. кафедрой по учебной работе: Ерасов Игорь Александрович (Доцент кафедры)
Секретарь ГЭК: Манакин Евгений Анатольевич (Доцент кафедры)
Учебный мастер (Секретарь): Монова Елена Леонидовна
Ведущий инженер: Захарова Дарья Дмитриевна

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

4 профессора, д.т.н.
1 доцент, д.т.н.
7 доцентов, к.т.н.
2 старших преподавателя
2 ассистента

График работы:

  • для административно-управленческого персонала, научных работников и учебно-вспомогательного персонала, не участвующего в учебном процессе: Понедельник – Пятница - с 8:30 до 16:30;
  • для педагогических работников график установлен в соответствии с расписанием.

Кафедра выпускает:

  • Бакалавров по направлению 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» по профилю «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудования». Срок обучения 4 года.
    Магистров по направлению 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» по программе «Строительные и дорожные машины». Срок обучения 2 года после получения степени бакалавра.

     
  • Бакалавров по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация и безопасность логистических систем (автомобильный транспорт)». Срок обучения 4 года.
    Магистров по направлению 23.04.01 «Технология транспортных процессов» по программе «Управление транспортными процессами». Срок обучения 2 года после получения степени бакалавра.

     
  • Бакалавров по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация и безопасность логистических систем (автомобильный транспорт)» и по профилю «Управление транспортными логистическими системами». Срок обучения 3 года 6 месяцев на заочной форме обучения (ускоренное обучение на базе СПО или ВПО).
    Магистров по направлению 23.04.01 «Технология транспортных процессов» по программе «Управление транспортными процессами». Срок обучения 2 года 6 месяцев на заочной форме обучения после получения степени бакалавра.

В настоящее время на предприятиях и в организациях по производству, эксплуатации и обслуживанию подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (наземных транспортно-технологических машин и комплексов) проводятся работы по разработке и налаживанию производства современной конкурентоспособной продукции, для выполнения строительных работ внедряются зарубежные спецтехника и технологии. Кроме того, в Российской Федерации вообще, и в Нижегородской области в частности, наблюдается существенные рост автомобилизации и, как следствие, спрос на увеличение подвижности населения, которое требует разработки мероприятий по модернизации и реорганизации устаревшей инфраструктуры путей сообщения. Эти процессы сталкиваются с дефицитом кадров, обладающих высококвалифицированной инженерной и научной подготовкой профильного образования.

Выпуск кадров высокой квалификации позволяет более эффективно решать социально-экономические проблемы региона, применение все более наукоемкой продукции и услуг, подразумевает наличие постоянного доступа к новым знаниям, технологиям и умениям, что не может обходиться без научной базы и сильной системы подготовки квалифицированных кадров, имеющейся на кафедре «Строительных и дорожных машин» позволяющей её выпускникам полностью соответствовать потребностям развития региона.

При кафедре ведется подготовка магистров, аспирантов, докторантов и соискателей по нескольким научным направлениям.

Обеспечение качества подготовки специалистов достигается путем совершенствования действующих рабочих учебных планов и программ обучения, разработки и внедрения новых методов проведения лекционных и лабораторно-практических занятий, использованием новейших учебно-методических материалов.

В Российской Федерации вообще, и в Нижегородской области в частности, наблюдается существенные рост автомобилизации и, как следствие, спрос на увеличение подвижности населения, которое требует разработки мероприятий по модернизации и реорганизации устаревшей инфраструктуры путей сообщения. Поэтому в последнее время с практически неизменяемой улично-дорожной сетью актуализирует профиль «Организация и безопасность движения». Именно за выпускниками данного профиля в перспективе ожидаются кардинальные решения по обеспечению транспортной безопасности на улично-дорожной сети РФ.

Студенты, обучающиеся по данному направлению, изучают технологию и методы организации безопасного движения на автомобильном транспорте, конструкцию и принципы проектирования дорожных развязок, изучают базовые принципы разработок маршрутов движения пассажирского и грузового транспорта, учатся анализировать дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и давать по ним заключения.

Студенты изучают такие дисциплины, как: Управление персоналом, Общий курс транспорта, Безопасность жизнедеятельности, Транспортная энергетика, Основы логистики, Конструкция и расчет автомобилей, Технические средства организации дорожного движения, Моделирование транспортных процессов, Транспортное право, Пути сообщения, Управление социально-техническими системами, Служба ГИБДД, Экспертиза ДТП и др.

В процессе обучения студенты осваивают практические навыки по контролю применения технических средств организации дорожного движения, соблюдением участниками Правил дорожного движения, разработки безопасных схем дорожного движения, повышение пропускной способности дорог на государственных и частных предприятиях Нижнего Новгорода и области, таких как: Управление ГИБДД России по Нижегородской области, МП «Нижегородпассажиравтотранс», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород – Федерального дорожного агентства» Министерства транспорта РФ, Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы, Служба аварийных комиссаров и др.

Бакалавр может трудоустроиться на должности: инженер по безопасности дорожного движения, эксперт, инженер по содержанию автомобильных дорог, специалист по организации безопасности движения и др.

Продолжительность обучения:

  • на очной форме обучения – 4 года;
  • на заочной форме обучения (ускоренное обучение на базе СПО) – 3 года 6 месяцев (платная форма обучения).

Область профессиональной деятельности:

  • организация обеспечения безопасности дорожного движения;
  • проверка технического состояния транспортных средств;
  • содержание автомобильных дорог;
  • организация системы взаимоотношений по обеспечению безопасности движения на транспорте.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

  • процессы перевозки пассажиров и грузов, транспортная инфраструктура;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание на предприятиях и организациях;
  • научное исследование в области повышения организации и безопасности движения;
  • строительство и реконструкция автомобильных дорог, а также элементов ее обустройства;
  • автотехническая экспертиза;
  • информационное обеспечение дорожного движения;
  • образовательная деятельность по основным профессиональным образовательным программам и по основным программам профессионального обучения.

Первый выпуск по данному направлению произошел в 2014 году.

Перспективы развития регионов РФ различной степени доступности напрямую связано с увеличением объемов жилищного, промышленного и транспортного строительства, требующего применения современных технологий, машин и оборудования.

В настоящее время на предприятиях и в организациях по производству, эксплуатации и обслуживанию подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (наземных транспортно-технологических машин и комплексов) проводятся работы по разработке и налаживанию производства современной конкурентоспособной продукции, внедряются зарубежные спецтехника и технологии.

Система организаций, составляющих технический базис строительства, включает огромное количество предприятий, функционирование которых невозможно без наличия широкого спектра специальных знаний. Маленькие мастерские и крупные промышленные предприятия по производству строительных материалов и спецтехники, предприятия снабжения и технического обслуживания, оборонный комплекс и индустрия развлечений, потребности быта и добывающая индустрия – везде востребованы специалисты, имеющие образование по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы».

Многоцелевые гусеничные и колёсные машины, наземные транспортно-технологические машины с комбинированными энергетическими установками, подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование прочно вошли в жизнь, и многие годы служат человеку. Для проектирования, эксплуатации и обслуживания именно такой техники кафедра готовит высококвалифицированных работников.

Приобретение знаний и практических навыков инженерной деятельности, грамотная языковая подготовка, участие в конкурсах позволяют выпускникам направления быстро проявлять себя в профессии, обеспечивая тем самым возможность карьерного роста с ориентацией на отечественный и зарубежные рынки труда. Современный уровень освоения систем автоматизации проектных и исследовательских разработок обеспечивают нашим выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда смежных профессии.

На первых курсах студенты бакалавриата изучают естественнонаучные, общеинженерные и гуманитарные дисциплины: Математику; Физику; Теоретическую механику; Сопротивление материалов; Материаловедение; Метрологию и стандартизацию; Технологию конструкционных материалов; Иностранный язык; Русский язык и культуру речи; Социологию и правоведение; Экономику отрасли; Экологию и др. Начиная с третьего курса, предусмотрена углубленная подготовка по специальным и отраслевым дисциплинам: Грузоподъемные машины; Машины непрерывного транспорта; Строительные и дорожные машины; Двигатели внутреннего сгорания и автотракторное оборудование; Конструкция наземных транспортно-технологических машин; Движители специальных транспортно-технологических машин; Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин; Машины для земляных работ; Металлические конструкции транспортно-технологических машин; Транспортно-технологические комплексы; Рабочие органы специализированных транспортно-технологических машин и др.

В процессе обучения будущие выпускники получают инженерно-техническую и научно-исследовательскую подготовку. На основе этого готовые специалисты смогут: проводить исследовательские и проектные работы; разрабатывать документацию для новых или модернизируемых машин и оборудования; руководить техническим обслуживанием и ремонтом машин. За время учебы студент приобретает необходимые профессиональные навыки и умения, связанные с проектированием, производством и эксплуатацией дорожных, строительных и грузоподъемных машин и оборудования. Выпускники ориентированы на продолжение обучения в магистратуре, а также могут работать практически во всех отраслях промышленности, транспорта, строительства, и сервиса. Выпускники этого направления могут работать на заводах по производству строительных материалов и спецтехники, предприятиях строительно-дорожного комплекса, кранового хозяйства, сервисных и промышленных предприятиях конструкторами, технологами, проектировщиками, инженерами по ремонту и эксплуатации наземных транспортно-технологических комплексов, а также готовы для преподавательской деятельности в системах среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Бакалавр может трудоустроиться на должность: инженер-механик, инженер-конструктор, главный механик, начальник конструкторского бюро, главный конструктор, начальник цеха, директор предприятия.

Продолжительность обучения:

  • на очной форме обучения – 4 года;

Область профессиональной деятельности включает:

  • транспортное, строительное и специальное машиностроение;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт строительной, дорожной и подъемно-транспортной техники;
  • производство строительных материалов и оборудования.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

  • специальное оборудование на базе существующей автомобильной и тракторной техники;
  • многоцелевые колёсные и гусеничные машины;
  • подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование;
  • машины и оборудование для строительства и ремонта трубопроводов;
  • машины и оборудование для городского хозяйства;
  • машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров;
  • нормативно-техническая документация; системы стандартизации;
  • методы и средства испытаний.

Магистерская программа представляет собой углубленный курс изучения профильных предметов, позволяющих эффективно применять полученные знания на практике. Благодаря этому, выпускников характеризует умение использовать отраслевой, зарубежный и межотраслевой опыт в выбранной сфере деятельности. Полученных навыков будет достаточно для преподавания технических предметов. Кроме того, они позволяют проводить анализ технико-экономических показателей в транспортном комплексе. Одним из важных аспектов направления является обучение специалистов для обеспечения экологической безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.

Продолжительность обучения:

  • на очной форме обучения - 2 года;
  • на заочной форме обучения - 2,5 года (платная форма обучения).

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:

  • организация, планирование и управление транспортными потоками;
  • организация на основе принципов логистики рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему;
  • организация мер по обеспечению безопасности дорожного движения и увеличению пропускной способности автомобильных дорог;
  • организация системы взаимоотношений по обеспечению безопасности и организации движения для функционирования транспортного комплекса.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • перевозочная деятельность;
  • элементы дорожной инфраструктуры;
  • схемы обеспечения безопасности движения;
  • рынок транспортных услуг;
  • подготовка водительского состава, образовательная деятельность.

Место профессиональной деятельности:

  • транспортные компании;
  • грузовые терминалы, автовокзалы и автостанции;
  • предприятия и учреждения информационного обеспечения дорожного движения;
  • научно-исследовательские и проектно-конструкторские предприятия в области развития техники, транспорта и технологии транспортных процессов;
  • региональные управления ГИБДД МВД РФ;
  • региональные управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ;
  • страховые компании;
  • службы по безопасности движения автотранспортных компаний;
  • образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров высшего и среднего профессионального образования;
  • автошколы;
  • предприятия по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог;
  • региональные и муниципальные органы власти.

Примерный перечень должностей выпускников: инженер по безопасности дорожного движения, специалист по безопасности движения; специалист по расследованию и экспертизе дорожно-транспортных происшествий; специалист по организации и управлению дорожным движением.

Обучение в магистратуре обеспечивает повышение квалификации бакалавров (по направлению обучения) до уровня необходимого для успешной работы на должностях руководителей и научных кадров высшей квалификации, а также преподавателей.

В процессе обучения студенты осваивают такие дисциплины как: Основы научных исследований, Компьютерные технологии в науке, производстве и образовании, Методы обеспечения безопасности дорожного движения, Управление инновационной деятельностью, Экспериментальные исследования на автомобильном транспорте, Инженерное оснащение дорог, Специальные главы технологии транспортных процессов, Технология производства и ремонт и др.

Направления научной работы магистрантов:

  • исследования влияния дорожных и климатических условий на безопасность дорожного движения;
  • исследование влияния технического состояния транспортных средств, в том числе подвергшихся переоборудованию, на безопасность дорожного движения;
  • исследования улично-дорожной сети городов с целью поиска решения транспортных проблем;
  • разработка методик подготовки и переподготовки водителей;
  • исследование параметров и условий профессиональной деятельности водителей;
  • разработка методов оценки и путей снижения вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду;
  • экспериментальные исследования состояния водителя на безопасность дорожного движения;
  • прикладные исследования в области транспортных технологий Нижнего Новгорода и Нижегородской области;
  • разработка методов оценки качества перевозок на транспорте;
  • исследования в области повышения безопасности системы «водитель-автомобиль-дорога-среда»;
  • системное моделирование транспортно-технологических процессов на основе сред визуального представления информации.

Обучение в магистратуре позволяет анализировать динамику развития наземных транспортных систем и комплексов, состояние и тенденции развития механизации и автоматизации производства работ на объектах различных видов строительства, выполнять экспериментальных научные исследования и позволяет обучать обслуживающий и производственный персонал. Основой изучения является теория рабочих процессов, методы расчета и проектирования основных и специальных видов землеройных машин, их автоматизации, разработка требований нормативных документов, сертификация и сервисное обслуживание техники. Магистры учатся определять методы повышения эффективности землеройных машин и оборудования, повышение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках сбыта. Квалификация магистра может помочь в карьерном росте и позволит дорасти до уровня руководителя или начальника отдела на транспортном предприятии.

Продолжительность обучения:

  • на очной форме обучения - 2 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:

  • аналитические и экспериментальные исследования в транспортном, строительном и специальном машиностроении;
  • оптимизация эксплуатации машин и оборудования для разработки грунтов;
  • рынок отечественной и зарубежной техники для разработки грунтов;
  • образовательная деятельность.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

  • исследования и испытания машин и оборудования для разработки грунтов;
  • технологии разработки грунтов;
  • перспективные направления развития машин и оборудования для разработки грунтов;
  • эксплуатация машин и оборудования для разработки грунтов.

Направления научной работы магистрантов:

  • Исследования рабочих органов и машин для разработки льда, снега и мерзлого грунта.
  • Исследования взаимодействия различных типов движителей с грунтами с низкой несущей способностью.
  • Исследование и создание комплекса машин для ремонта магистральных нефте-газопроводов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для очистки водоемов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для разработки донных грунтов.
  • Создание концепции транспортно-технологического средства для разработки грунтов в условиях труднодоступной местности.
  • Исследование технологий разработки грунтов.
  • Исследование методов повышения эффективности машин и оборудования для разработки грунтов.

Выпускники смогут устроиться в качестве специалистов по исследованию, проектированию, производству и эксплуатации машин и оборудования для разработки грунтов, а также внедрению новейших технологий разработки грунтов. Диплом магистра позволит вырасти до уровня руководителя конструкторским бюро, отделом и службой, а также технического директора на предприятиях по производству машин и оборудования для разработки грунтов, производству строительных материалов, строительству дорог и сооружений.

В процессе обучения студенты осваивают такие дисциплины как: Комплексная механизация и автоматизация землеройных работ, Компьютерные и информационные технологии, Конструирование и расчет наземных транспортно-технологических машин, Исследования и испытания наземных транспортно-технологических машин, Основы научных исследований, Методология экспериментальных исследований, Математическое моделирование транспортно-технологических систем, Технология машиностроения, производство и ремонт наземных транспортно-технологических машин и др.

На кафедре традиционно уделяется первостепенное внимание развитию учебно-методической работы и повышению педагогического мастерства преподавателей.

В 2000 г. кафедра перешла на обучение бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по второму поколению Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а в 2011 году – по ФГОС ВПО третьего поколения. Для реализации учебного плана подготовки на кафедре были сформированы циклы специальной подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. На данный момент кафедра осуществляет обучение по государственным образовательным стандартам поколения ФГОС 3++.

Большое число новых дисциплин, включенных в учебные планы третьего поколения, стало возможным благодаря тому, что их содержание явилось результатом многолетних научных исследований и методических разработок ведущих ученых кафедры, а также привлекаемых к педагогическому процессу работников промышленных и научно-исследовательских организаций.

Высокая квалификация и авторитет преподавателей кафедры в вузах страны позволили им разработать учебники и учебные пособия, которые рекомендованы и допущены Министерствами и Учебно-методическими объединениями для обучения студентов специальности во всех вузах страны и ближнего зарубежья.

Сотрудниками кафедры изданы следующие крупные учебно-методические пособия и монографии:

  • «Роторно-винтовые амфибии» А.Ф. Николаев, А.П. Куляшов. 1973г.
  • «Комплекс машин для строительства нефтегазопроводов на слабых грунтах», А.Ф. Николаев, А.П. Куляшов, 1984 г.
  • «Снегоходные машины» Л.В. Барахтанов, А.П. Куляшов и др. 1986г.
  • «Экологичность движителей транспортно-технологических машин» А.П. Куляшов, В.Е. Колотилин 1993г.
  • «Движители специальных строительных и дорожных машин» А.П. Куляшов, В.Е. Колотилин и др. 1995г.
  •  «Роторно-винтовые машины. Основы теории движения», В.А. Шапкин, И.О. Донато, В.А. Жук, Б.В. Кузнецов, А.П. Куляшов, Ю.В. Щербаков 2000 г.
  • «Лед, снег. Методы разработки», Б.В. Кузнецов, А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, 2000 г.
  •  «Плавающие машины. Конструкция и эксплуатация», А. П. Куляшов, В.А. Шапкин 2002 г.
  • «Строительство трубопроводов на слабых грунтах», Р. М. Султанов, Б. В. Кузнецов, А. П. Куляшов, Ю.В. Щербаков, В.А. Шапкин 2002 г.
  • «Грузоподъемные машины», А.П. Куляшов, А.В. Янкович, Ю.И. Молев, У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, 2002 г.
  • «Лед, снег. Методы разработки» Б.В. Кузнецов, А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин 2003 г.
  • «Вездеходные транспортно-технологические машины», А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин и др. 2004 г.
  • «Зимнее содержание дорог», А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин и др. 2004 г.
  • «Безопасность дорожного движения» Части 1, 2, 3, А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин и др. 2004-2005 гг.
  • «Современные методы разрушения льда», А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин, А.В. Щепетов, 2005 г.
  • «Вопросы безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин», А.П. Куляшов, А.Б. Елькин, Н.Н. Тарбаев, 2006 г.
  • «Мерзлые грунты. Методы разработки», А.П. Куляшов, И.А. Ерасов, В.А. Шапкин, Ю.И. Молев, 2006 г.
  • «Зимнее содержание дорог», А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин, 2007 г.
  • «Автоматизация и информатизация в дорожном строительстве», И.Г. Куклина, А.П. Куляшов, 2008 г.
  • «Транспортно-технологические проблемы Северного Кавказа», У.Ш. Вахидов, В.В. Беляков, Ю.И. Молев, 2009 г.
  • «Теория подвижности наземных транспортно-технологических машин», У.Ш. Вахидов, И. Гребенюк, В.В. Беляков, 2012 г.
  • «Каменные дороги», У.Ш. Вахидов, В.С. Макаров, В.В. Беляков, 2012 г.
  • «Безопасность дорожного движения. Технико-социальные аспекты», А.П. Куляшов, Ю.И. Молев, 2012 г.
  • «Решение проблем расчета и проектирования машин с длинными роторами», И.Г. Куклина, 2012 г.
  • «Машины для разработки льда, снега и мерзлого грунта», У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин, 2013 г.
  • «Гидромеханизация при намыве строительных площадок, грунтовых сооружений, пляжей», А.В. Согин, И.А. Согин, К.А. Битюрин, 2013 г.
  • «Вибронагруженность длинных винтовых роторов», И.Г. Куклина, 2013 г.
  • «Улично-дорожная сеть Нижнего Новгорода как среда работы автомобильного транспорта», У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин, 2014 г.
  • «Проектирование металлических конструкций транспортно-технологических машин», У.Ш. Вахидов, Н.А. Ильичев, В.Е. Колотилин, Ю.И. Молев, 2014 г.
  • «Расчет кран-балок и мостовых кранов», А.В. Янкович, А.А. Липин, А.Д. Стрижак, 2014 г.
  • «Расчет транспортирующих машин», А.В. Янкович, Ю.И. Молев, А.А. Липин, А.Д. Стрижак, 2014 г.
  • «Машины для разработки льда, снега и мерзлого грунта», В.А. Шапкин, У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, 2014 г.
  • «Расчет ленточного конвейера», Ю.И. Молев, А.В. Янкович, А.А. Липин, А.Д. Стрижак, 2014 г.
  • «Организация ремонта строительно-дорожных и землеройных машин в центральных ремонтных мастерских», А.В. Янкович, А.А. Липин, А.Д. Стрижак, 2014 г.
  • «Администрирование в информационных системах дорожных комплексов», И.Г. Куклина, И.А. Ерасов, 2014 г.
  • «Информационные системы в дорожных комплексах», И.Г. Куклина, И.А. Ерасов, 2014 г.
  • «Полотно пути транспортно-технологических машин», В.А. Шапкин, Ю.И. Молев, У.Ш. Вахидов и др. (всего 26 чел.), 2014 г.
  • «Николаев Аркадий Федорович: к 100-летию со дня рождения: юбилейное издание», У.Ш. Вахидов, В.В. Беляков, Е.В. Веселов, В.Е. Колотилин, В.А. Масленников, 2014 г.
  • «Технология строительства трубопроводов в сложных условиях», У.Ш. Вахидов, Л.С. Левшунов, В.Н. Худяков, В.А. Шапкин, А.В. Янкович, 2015 г.
  • «Расчет тельферов и кран-балок», А.В. Янкович, А.А. Липин, Ю.И. Молев, 2015 г.
  • «Расчет гравитационного конвейера», Ю.В. Молев, А.В. Янкович, И.А. Ерасов, А.А. Липин, 2015 г.
  • «Расчет деталей и узлов грузоподъемных машин», А.В. Янкович, В.А. Шапкин, 2015 г.
  • «Движители специальных транспортно-технологических машин», У.Ш. Вахидов, В.Е. Колотилин, 2015 г.
  •  «Автомобили на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления», С.Е. Манянин, Л.В. Барахтанов, В.И. Котляренко, 2016 г.
  • «Дорожные и грунтовые условия эксплуатации наземных транспортно-технологических машин», Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, Н.Б. Веселов, И.О. Донато, С.Е. Манянин, А.С. Тропин, 2016 г.
  • «Характеристики снега как полотна пути», Л.В. Барахтанов, А.Н. Блохин, С.Е. Манянин, 2016 г.
  • «Транспортно-технологические машины специального назначения: особенности движения и расчет», У.Ш. Вахидов, А.В. Согин, В.А. Шапкин, Ю.В. Шапкина, 2017 г.
  • «Современные информационные технологии на транспорте», И.Г. Куклина, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, Л.Н. Мазунова, 2017 г.
  • Подвижные комплексы мониторинга прибрежных зон, У.Ш. Вахидов, В.В. Беляков, В.Е. Колотилин, В.С. Макаров и др., 2017 г.
  • Введение в динамику систем заснеженная местность – роторно-винтовая машина, У.Ш. Вахидов, В.А. Шапкин, И.А. Ерасов, А.А. Кошурина, Ю.И. Молев, 2017 г.
  • Проектирование шасси специальных транспортно-технологических машин, У.Ш. Вахидов, А.В. Согин, В.В. Беляков, В.Е. Колотилин, В.С. Макаров, Ю.И. Молев, А.В. Папунин, 2019 г.
  • Мобильные роботы, робототехнические комплексы и робототизированные системы помощи водителю автотракторной и вездеходной техники: в 3-х книгах. Книга первая; История роботехнических систем, Аникин А.А., Бабанов Н.Ю., Барахтанов Л.В., Беляков В.В., Вахидов У.Ш., Гончаров К.О., Грошев А.М., Колотилин В.Е., Кравец В.Н., Лелиовский К.Я., Макаров В.С., Манянин С.Е., Молев Ю.И., Орлов Л.Н., Папунин А.В., Тумасов А.В. и др., 2020 г.
  • Эксплуатационные свойства поверхностей движения наземных транспортно-технологических машин и комплексов, В. В. Беляков, У. Ш. Вахидов, В. Е. Колотилин, А. А. Куркин, В. С. Макаров, Н. Ю. Бабанов, М. Е. Бушуева, 2021 г.
  • Дороги и поверхности движения наземных транспортно-технологических машин и комплексов (справочные материалы к теории «местность - машина»), В.В. Беляков, У.Ш. Вахидов, В.Е. Колотилин, А.А. Куркин, В.С. Макаров, Н.Ю. Бабанов, М.Е. Бушуева, А.И. Марковнина, 2021 г.
  • Проектирование наземных транспортно-технологических машин и комплексов. (Бакалавриат, Магистратура), В.Е. Колотилин, В.С. Макаров, Ю.И. Молев, У.Ш. Вахидов, А.В. Папунин, Под ред. В.В. Белякова, 2021 г.
  • Мобильные роботы, робототехнические комплексы и робототизированные системы помощи водителю автотракторной и вездеходной техники: в 3-х книгах. Книга вторая: Современные наземные мобильные робототехнические системы и комплексы. Часть первая: Условия эксплуатации мобильных систем, Аникин А.А., Бабанов Н.Ю., Барахтанов Л.В., Беляков В.В., Вахидов У.Ш., Гончаров К.О., Грошев А.М., Колотилин В.Е., Кравец В.Н., Лелиовский К.Я., Макаров В.С., Манянин С.Е., Молев Ю.И., Орлов Л.Н., Папунин А.В., Тумасов А.В. и др., 2021 г.
  • История робототехнических систем и комплексов. Учебник (Аспирантура) / В. В. Беляков, Н. Ю. Бабанов, М. Е. Бушуева [и др.], 2022г..
  • Общий курс транспорта. Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей и форм обучения. Марковнина А.И., Макаров В.С., Ерасов И.А., Беляков В.В., Вахидов У.Ш., Манянин С.Е., Папунин А.В., 2022 г.
  • Многоцелевые гусеничные машины: основы теории, расчета и испытаний. Беляков В.В., Дмитриев П.Е., Лелиовский К.Я., Макаров В.С., Манянин С.Е., Мокеров Д.С., 2023 г.
  • Движители специальных транспортно-технологических машин. В.В. Беляков, У.Ш. Вахидов, В.Е. Колотилин, 2024 г.
  • История робототехнических систем и комплексов. Беляков В.В., Бабанов Н.Ю., Бушуева М.Е., Кабалдин Ю.Г., Колотилин В.Е., Куркин А.А., Макаров В.С., Папунин А.В., Тумасов А.В. Для студентов направлений 23.03.02 и 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы», 2022, 2024 гг.
  • Автоматические системы транспортных средств: учебник (Уровень образования: Высшее образование - Бакалавриат), Беляков В.В., ЗезюлинД.В., Макаров В.С., Тумасов А.В., 2015,  2019, 2020, 2023, 2025 гг.
  • Автоматические системы транспортных средств: учебник (Уровень образования: Среднее профессиональное образование) Беляков В.В., ЗезюлинД.В., Макаров В.С., Тумасов А.В., 2018, 2020, 2023, 2024 гг.

Авторским коллективам кафедры объявлены благодарности Ректором Ярославского государственного технического университета за участие во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий: Ерасов И.А., Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. с учебным пособием «Мёрзлые грунты. Методы разработки» (2006 год); Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. с учебным пособием «Зимнее содержание дорог» (2007 год).

Также коллектив авторов Ерасов И.А., Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А., награжден за Учебное пособие «Мёрзлые грунты. Методы разработки» (2006 год) за участие в конкурсе на лучшую учебно-методическую разработку НГТУ по номинации «Учебники и учебные пособия».

В 2007 году Юбилейными сертификатами участника конкурса на лучшую учебно-методическую разработку награждены:

  • По номинации «Учебники и учебные пособия» Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. за разработку «Зимнее содержание дорог»;
  • По номинации «Учебники и учебные пособия» Ерасов И.А., Куляшов А.П., Молев Ю.И., Шапкин В.А. за разработку «Мёрзлые грунты. Методы разработки»;
  • По номинации «Тренажеры для образовательной деятельности» Ерасов И.А. и Куклина И.Г. за разработку «Snowfall»;
  • По номинации «Информационно-программное обеспечение учебного процесса» Молев Ю.И. и Куклина И.Г. за разработку «БД (электронная база данных)»

В 2008 году Куляшов А.П. и Куклина И.Г. награждены дипломом за 2 место во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий за монографию «Автоматизация и информатизация в дорожном строительстве».

Награжден коллектив авторов Куляшов А.П. и Молев Ю.И. за учебное пособие «Безопасность дорожного движения. Технико-социальные аспекты», занявшие 3 место во Всероссийском смотре-конкурсе учебников, учебных пособий и монографий по направлению подготовки бакалавров 190700.62 «Технология транспортных процессов», в номинации «Учебные пособия по дисциплинам Профессионального цикла».

В 2014 году Вахидов У.Ш., Ерасов И.А., Молев Ю.И. и Шапкин В.А., заняли второе место на Всероссийском смотре-конкурсе учебников, учебных пособий и монографий (г. Самара) в номинации «Учебное пособие по дисциплинам профессионального цикла специальности 190109.65 - Наземные транспортно-технологические средства (специализация: «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»)» с учебным пособием «Машины для разработки льда, снега и мёрзлого грунта».

Учебное пособие «Улично-дорожная сеть Нижнего Новгорода как среда работы автомобильного транспорта» (авторы У.Ш. Вахидов, И.А. Ерасов, Ю.И. Молев, В.А. Шапкин) завоевало диплом 3 степени за участие во Всероссийском смотре-конкурсе учебных пособий (г. Рязань) по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профиль подготовки «Организация и безопасность дорожного движения»).

Учебник «Автоматические системы транспортных средств» (М.: Форум, 2015 г.) стал Лауреатом IV международного конкурса изданий для вузов «Университетская книга – 2017» по направлению техника и технологии наземного транспорта в номинации «Лучший учебник», присвоен диплом II-ой степени, медаль и кубок лауреата.

Серебряной медали и диплома удостоен проект «Плавающий снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8х8 с гидростатической трансмиссией и возможностью автоматического управления крутящими моментами каждого из колес» (патент на изобретение № 2652300 от 25.04.2018) на Международном салоне инноваций и изобретений «Новое время».

Диплом в номинации «100 лучших изобретений России» за проект «Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе» (патент РФ № 2700240), Диплом и золотая медаль за проект за проект «Универсальное транспортное средство на роторно-винтовом движителе» (патент РФ № 2700240) на выставке «XXIII Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед 2020».

Учебник «Эксплуатационные свойства поверхностей движения наземных транспортно-технологических машин и комплексов» (Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020) награжден Дипломом I степени в номинации «Лучшее научное, учебное издание по техническим наукам», в рамках книжного конкурса на лучшую научную и учебную книгу проводимого академией информатизации образования (2021 г.).

Диплом и серебряная медаль XVI Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 24-26 сентября 2020 г. За проект «Плавающий снегоболотоход на шинах сверхнизкого давления с колесной формулой 8Х8 с гидростатической трансмиссией и возможностью автоматического управления крутящими моментами каждого из колес». Авторы: С.Е. Манянин, В.В. Беляков, В.С. Макаров.

Диплом и золотая медаль XVII Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 23-25 сентября 2021 г. За проект «Способ стабилизации прямолинейного движения транспортного средства с роторно-винтовым движителем при движении по льду». Авторы: В.В. Беляков, У.Ш. Вахидов, А.Р. Гиниятуллин, И.А. Ерасов, В.Е. Колотилин, А.А. Куркин, К.Я. Лелиовский, В.С. Макаров, А.И. Марковнина, Д.С. Мокеров, Ю.И. Молев, А.В. Папунин

Диплом и золотая медаль XVII Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 23-25 сентября 2021 г. За проект «Сборное звено гусеничной цепи». Авторы: В.В. Беляков, А.В. Папунин, В.С. Макаров, У.Ш. Вахидов Ю.И. Молев, А.А. Аникин, В.Е. Колотилин, А.И. Марковнина

Диплом за 3 место в номинации «Лучшее изобретение года в сфере сельскохозяйственного машиностроения» за патент РФ № 2749744 «Сборное звено гусеничной цепи» (авторы патента В.В. Беляков, А.В. Папунин, В.С. Макаров, У.Ш. Вахидов Ю.И. Молев, А.А. Аникин, В.Е. Колотилин, А.И. Марковнина) в конкурсе объектов интеллектуальной собственности на соискание премии Нижегородской области им. И.П. Кулибина. Подписано Министром промышленноси, торговли и предпринимательства Нижегородской области М.В.Черкасовым. 2022 г.

Диплом за 2 место в номинации «Лучшая полезная модель года» за патент РФ № 203277 «Устройство для снижения шума и вибрации при движении вездеходной машины со шнековым движителем» (авторы патента Беляков В.В., Вахидов У.Ш., Ерасов И.А., Куклина И.Г., Макаров В.С., Мокеров Д.С., Молев Ю.И) в конкурсе объектов интеллектуальной собственности на соискание премии Нижегородской области им. И.П. Кулибина. Подписано Министром промышленноси, торговли и предпринимательства Нижегородской области М.В.Черкасовым. 2022 г.

Золотая медаль XXVI Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед 2023» за проект «Транспортно-технологическое средство с роторно-винтовым движителем для движения по льду», Россия, Москва, 28.03-30.03.2023 г. (Соавторы: Молев Ю.И., Беляков В.В., Колотилин В.Е., Макаров В.С., Папунин А.В., Вахидов У.Ш., Куркин А.А.).

Диплом и золотая медаль XIX Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время», 21-24 сентября 2023 г. За проект «Эвольвентная винтовая лопасть роторно-винтового движителя, предназначенного для движения по льду». Авторы: Ю.И. Молев, В.В. Беляков, В.С. Макаров, В.Е. Колотилин.

Развитие научной деятельности преподавателей и студентов, является одним из основных условий повышения качества учебного процесса. За время существования кафедры защищено 6 докторских и 37 кандидатских диссертаций, опубликовано более 75 монографий и учебных пособий, и более 450 других научных работ, изготовлено свыше 45 опытных образцов машин для разработки льда, снега, и мёрзлого грунта.

Научные исследования по кафедре проводятся с использованием современной техники и технологий в оборудованных лабораториях и в реальных условиях.

Научная тематика кафедры:

  • Исследования рабочих органов и машин для разработки льда, снега и мерзлого грунта.
  • Исследования взаимодействия различных типов движителей с грунтами с низкой несущей способностью.
  • Исследование и создание комплекса машин для ремонта магистральных нефте-газопроводов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для очистки водоемов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для разработки донных грунтов.
  • Создание концепции транспортно-технологического средства для разработки грунтов в условиях труднодоступной местности.
  • Исследование технологий разработки грунтов.
  • Исследование методов повышения эффективности машин и оборудования для разработки грунтов.
  • Исследование заснеженного бездорожья как среды движения транспортно-технологических машин.
  • Исследования влияния дорожных и климатических условий на безопасность дорожного движения.
  • Исследование влияния технического состояния транспортных средств, в том числе подвергшихся переоборудованию, на безопасность дорожного движения.
  • Исследования улично-дорожной сети городов с целью поиска решения транспортных проблем;
  • Разработка методик подготовки и переподготовки водителей.
  • Исследование параметров и условий профессиональной деятельности водителей.
  • Разработка методов оценки и путей снижения вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.
  • Экспериментальные исследования состояния водителя на безопасность дорожного движения;
  • Прикладные исследования в области транспортных технологий Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
  • Разработка методов оценки качества перевозок на транспорте.
  • Исследования в области повышения безопасности системы «водитель-автомобиль-дорога-среда».
  • Системное моделирование транспортно-технологических процессов на основе сред визуального представления информации.

Научным руководителем кафедры является д.т.н., профессор Молев Ю.И.

В настоящее время руководителями аспирантов являются: д.т.н., профессор Молев Ю.И., д.т.н., профессор Беляков В.В., д.т.н., профессор Вахидов У.Ш., д.т.н., профессор Макаров В.С., д.т.н., доцент Манянин С.Е.

По результатам научной работы на кафедре были защищены диссертации на соискание степени кандидата и доктора наук.

Защищенные кандидатские диссертации

1969 г.: Федин Иван Васильевич – «Исследование процесса отрывки траншей в мерзлых грунтах машинами фрезерного типа с концевой и дисковой фрезами».

1970 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Исследование некоторых вопросов тягово-сцепных качеств и управляемости машин на роторно-винтовом движителе».

1972 г.: Назаровский А.А. – «Исследование процессов фрезерования льда концевой фрезой со встроенным шнековым транспортером».

1973 г.: Адясов Юрий Павлович – «Исследования в области транспортных средств на воздушной подушке с роторно-винтовым движителем».
Амангалиев Дуйсекеш – «Исследование процесса бурения льда концевыми торцевыми фрезами».

1978 г.: Колотилин Владимир Евгеньевич – «Исследование процессов взаимодействия роторно-винтового движителя ледово-фрезерной машины со снежным покровом и динамических нагрузок в ее приводе».

1980 г.: Левшунов Лев Сергеевич – «Исследование поворота ледорезных машин с роторно-винтовым движителем».

1982 г.: Худяков, Владимир Николаевич – «Разработка и обоснование параметров системы автоматического управления рабочим режимом ледофрезерных машин».

1984 г.: Алатин Сергей Дмитриевич – «Исследование процесса резания льда рабочими органами ледофрезерных машин».

1985 г.: Янкович Александр Викторович – «Совершенствование конструкции и параметров движителя фрезерных ледорезных машин».

1990 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Разработка статистического метода оценки колебаний роторно-винтовых машин и путей снижения их уровня при движении по заснеженным основаниям».
Кошурина Алла Александровна – «Методика расчета сопротивлений движению ледорезных роторно-винтовых машин».

1995 г.: Молев Юрий Игоревич – «Прогнозирование экологических последствий воздействия снегоходной техники на окружающую среду».

1998 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Влияние использования снегоходных машин в весенне-осенний период на изменение урожайности растений».
Водопьянов Тимур Валерьевич – «Методика статистической оценки плавности хода роторно-винтовой машины при движении по ледово-снежному опорному основанию».

1999 г.: Доровских Сергей Владимирович – «Влияние различных типов движителей на экологию заснеженного опорного основания»

2000 г.: Ерасов Игорь Александрович – «Оценка влияния конструкционных параметров роторно-винтовой машины на стабилизацию движения».
Щербаков Юрий Вячеславович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров движения подводного транспортно-технологического средства с роторно-винтовым движителем».

2001 г.: Куклина Ирина Геннадьевна – «Разработка методики расчета колебаний и параметров упругой подвески транспортно-технологических роторно-винтовых машин при движении по льду».

2002 г.: Пуртов Андрей Робертович – «Выбор конструктивных параметров рабочего органа, для удаления снежных накатов и льда с бетонных покрытий».

2003 г.: Донато Игорь Олегович – «Оценка и анализ проходимости колесных промышленных тракторов при движении по снегу».
Маленков Сергей Юрьевич – «Выбор рациональных параметров рабочего органа интенсификационного действия для удаления свежевыпавшего снега».

2004 г.: Ганин Андрей Викторович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров роторно-винтового движителя для транспортно-технологического средства, предназначенного для движения по болотистой местности».
Гасенин Игорь Александрович – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для подкопа трубопровода в мерзлом грунте»
Мыльников Николай Александрович – «Разработка методики расчета рациональных параметров специального каткового движителя ледорезной установки».

2005 г.: Коробов Илья Борисович – «Методика выбора конструктивных параметров вибрационного рабочего органа для разрушения льда на поверхности дорог».
Черняевский Максим Викторович – «Разработка методики выбора рациональных параметров специального рабочего органа ударного действия льдоуборочной машины».

2007 г.: Романов Виктор Владимирович – «Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров».
Соколов, Анатолий Михайлович – «Повышение эффективности эксплуатации снегоуборочной техники с учётом слоистости снежного покрова».

2010 г.: Малыгин Александр Львович – «Выбор рациональных конструктивных параметров плавающих ледорезных машин».
Макаров Степан Сергеевич – «Совершенствование технологии очистки наружной поверхности труб при капитальном ремонте линейной части магистральных нефтегазопроводов».

2012 г.: Зубов Вадим Сергеевич – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для измельчения мерзлого грунта».

2013 г.: Артюшкин Андрей Владимирович – «Разработка методики расчёта и обоснование выбора конструктивных параметров прижимного движителя машин для ремонта трубопроводов».

2015 г.: Кошелев Юрий Владимирович – «Методика выбора конструкционных параметров подвески плужного рабочего органа снегоуборочных машин».
Вершинин Александр Вениаминович – «Методика выбора рациональных параметров фрезерного рабочего органа, предназначенного для удаления мерзлого грунта из-под трубопроводов».

2016 г.: Шапкина Юлия Викторовна – «Методика снижения вибронагруженности элементов рулевого управления колесных машин».

2017 г.: Соколов Денис Анатольевич – «Методика выбора конструкционных параметров трансмиссий снегоуборочных машин, обеспечивающих эффективность выполнения технологических операций».

2018 г.: Крашенинников Максим Сергеевич – «Разработка методики расчета и выбор параметров роторно-винтового движителя для повышения проходимости машин по снегу».

2019 г.: Папунин Алексей Валерьевич – «Методика расчета, выбора и оценка основных параметров движителя многоосной колесной машины при преодолении разрушаемых препятствий».

2021 г.: Беляев Александр Михайлович – «Разработка методики расчета подвижности и эффективности шасси мобильных автономных комплексов для движения в береговой зоне».

2022 г.: Мокеров Дмитрий Сергеевич – «Методика улучшения акустических характеристик работы роторно-винтовых движителей при движении по льду».

Защищенные докторские диссертации

1986 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Специальные строительно-дорожные машины с роторно-винтовым движителем».

2001 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Основы динамики движения роторно-винтовых машин по заснеженной местности».

2002 г.: Кулепов Виктор Федорович – «Разработка и создание ледорезных машин для технологических комплексов».

2007 г.: Донато Игорь Олегович – «Теоретические и экспериментальные обоснования повышения проходимости колесных машин по снегу».
Молев Юрий Игоревич – «Обеспечение дорожной безопасности автомобильного транспорта в зимний период».

2012 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Теоретическое и экспериментальное обоснование параметров машин высокой проходимости для решения транспортных проблем горных районов Северного Кавказа».

2017 г.: Макаров Владимир Сергеевич – «Разработка научно обоснованных технических решений по созданию подвижных комплексов мониторинга береговых зон».

2019 г.: Манянин Сергей Евгеньевич – «Повышение проходимости колесных и гусеничных машин по снегу путем научно обоснованного выбора конструктивных параметров движителей».

Сотрудники кафедры «Строительные и дорожные машины» принимали и принимают активное участие в:

  • выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для ООО «Национальная паромная компания «Феррипром» по теме «Разработка и изготовление опытного образца амфибийного транспортного модуля с роторно-винтовым движителем».
  • поисковых научно-исследовательских работах в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы» по темам: «Создание экспериментального образца амфибийного автономного транспортно-технологического комплекса с интеллектуальной системой управления и навигации для круглогодичного проведения разведочно-буровых работ на арктическом шельфе», «Разработка многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью» и «Автономный мобильный робототехничекий комплекс мониторинга прибрежной зоны и прогнозирование морских природных катастроф».
  • опытно конструкторских работах для ЗАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» по темам «Разработка двухзвенного гусеничного снегоболотоходного плавающего транспортера-тягача гражданского назначения» и «Разработка двухзвенного гусеничного снегоболотоходного плавающего транспортера-тягача гражданского назначения».
  • научно исследовательских работах по грантам Президента для молодых ученых кандидатов и докторов наук по темам: «Разработка математической модели и оценка подвижности транспортных средств высокой проходимости на пересеченной местности с учетом стохастичности условий движения» и «Совершенствование методов расчета взаимодействия транспортно-технологических машин с разрушаемыми барьерными препятствиями».
  • работах по Постановлению Правительства РФ № 218 с ПАО «КАМАЗ» по теме «Создание высокотехнологичного производства городских электрических грузовых автомобилей с отечественной компонентной базой основных узлов и интеллектуальной системой помощи водителю» и с ПАО «Русполимет» по теме «Создание высокотехнологичного производства материалов, изделий и оборудования с использованием технологий газостатирования на базе ПАО «Русполимет».
  • научно исследовательских работах для ООО «Меркатор Калуга» по теме «Выполнение тягового расчета для самоходной электрической подметально-вакуумной коммунальной машины «ВКМ2020Э».
  • опытно конструкторских работах для ООО «КриогенАвиа-НН» по теме: «Разработка конструкторской документации на опытный образец передвижной гидравлической установка ПГУ-К-001».
  • опытно конструкторских работах для Объединенного института машиностроения НАН Беларуси по теме: «Разработка конструкторской документации экспериментального образца системы контроля мертвых зон».
  • работах по Постановлению Правительства РФ № 209 по соглашению между НГТУ им. Р.Е. Алексеева и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации  по теме: Создание «Инжинирингового центра НГТУ им. Р.Е. Алексеева».

Также студенты и магистранты кафедры принимают участие в выполнении работ в научных лабораториях Института транспортных систем НГТУ: НОЦ «Транспорт» и ЦБДДТЭ, Центр технических средств и технологий мониторинга окружающей среды, НИЛ «КАМАЗ - НГТУ им. Р.Е. Алексеева». Преподаватели кафедры регулярно принимают участие во Всероссийских и Международных научно-технических конференциях.

В 1972 году на механическом факультете ГПИ им. А.А. Жданова на базе организованного в 1986 году Опытно-конструкторского бюро разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ) была создана новая кафедра, получившая название «Строительные и дорожные машины». Ее возглавил нayчный рyкoвoдитель ОКБ РАЛСНЕМГ заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, д.т.н., проф. Аркадий Федорович Николаев. Он oднoврeмeннo заведовал кaфедpoй и oсyщeствлял научное pyкoвoдствo ОКБ до 1983 гoдa. Bнoвь oбpaзoвaннaя кaфeдpa начала пoдгoтoвкy инженеров-мexaникoв пo вoстpeбoвaннoй нapoдным xoзяйствoм страны специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» с планом приема на первый курс 50 человек.

К тoмy времени A.Ф. Николаев прославился на всю стpанy участием вместе с гpyппoй сoтpyдникoв научно-исследoвaтельскиx подpaздeлений мexaническoгo и мaшиностроительнoгo фaкyльтетoв ГПИ в полярных экспедициях.

В 1978 году по инициативе декана машиностроительного факультета В.Н. Кравца произошла очередная реорганизация машиностроительного и механического факультетов ГПИ. Специальность «Машины и технология обработки металлов давлением» и соответствующая выпускающая кафедра были переданы на механический факультет, а в состав машиностроительного факультета вошла специальность «Строительные и дорожные машины» вместе с одноименной кафедрой и Опытно-конструкторским бюро по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта, которые в то время возглавлял А.Ф. Николаев.

Реорганизация позволила сосредоточить на машиностроительном факультете четыре родственные специальности, по которым велась подготовка инженеров для промышленных, транспортных и строительных отраслей, занимающихся созданием и эксплуатацией мобильных наземных машин (автомобилей, тракторов, строительных и дорожных машин, а также их двигателей). В связи с этим в 1978 году факультет приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР был переименован в автомобильный (аббревиатура – АМФ).


А.Ф. Николаев – первый заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1972-1983 гг)

Техсовет в ОКБ РАЛСНЕМГ (1973 г.).
Слева направо: П.А. Белов, Г.П. Миронов, Л.Н. Варначев, А.Ф. Николаев, А.П. Куляшов, И.В. Федин.
Стоят: А.А. Николаев, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов

В 1983 году профессор А.Ф. Николаев ушел на пенсию.

Заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» был избран кандидат технических наук, доцент Анатолий Павлович Куляшов, с 1981 по 1983 гг. работавший сначала заместителем заведующего названной кафедры, а затем исполняющим обязанности заведующего. В 1987 году он защитил докторскую диссертацию, а вскоре ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1988 году А.П. Куляшову присвоено ученое звание профессора. В должности заведующего кафедрой он проработал вплоть до марта 2013 года. За 30 лет руководства кафедрой он, помимо обучения студентов, подготовил двух докторов и около 20 кандидатов технических наук.

В 1987 г. решением руководства института и его хозрасчетного научного объединения была проведена реорганизация основной научно-производственной базы кафедры – ОКБ РАЛСНЕМГ, которая привела к созданию трех научных подразделений: Научно-исследовательской лаборатории по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (НИЛ РАЛСНЕМГ) под научным руководством кандидата технических наук В.Ф. Кулепова; Научно-исследовательской лаборатории специальных строительных и дорожных машин (НИЛ ССДМ) под научным руководством кандидата технических наук, доцента В.Е. Колотилина; Специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ) «Импульс» во главе с научным руководителем доктором технических наук, профессором В.И. Кучеренко.


А.П. Куляшов – заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1983–2013 гг.)

В.Е. Колотилин

Основными направлениями деятельности НИЛ ССДМ были:

  1. создание и исследование транспортно-технологических машин с различными типами движителей;
  2. создание технологического оборудования для производства стеновых материалов.

Кадровый состав лаборатории в основном состоял из преподавателей и сотрудников кафедры «Строительные и дорожные машины», однако для выполнения сложных комплексных работ привлекались ученые из других вузов и научно-исследовательских организаций страны. Работы выполнялись в тесном сотрудничестве с родственными научными подразделениями НИЛ РАЛСНЕМГ, СКТБ «Импульс» и других предприятий. В лаборатории выполнен комплекс работ по созданию лесотехнических и мелиоративных машин, спасательного средства для эвакуации персонала плавучих и ледовых буровых установок при чрезвычайных ситуациях, автоматизированного технологического оборудования для производства глиняного кирпича и стеновых материалов, специального транспортного средства на воздушной подушке и др.

Проведены исследования физико-механических свойств и процессов разрушения различных грунтов и экологической совместимости с рабочей средой движителей внедорожных транспортно-технологических машин. Работы выполнялись по заказам Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, различных предприятий и научно-исследовательских организаций страны. Многие из них внедрены в производство и защищены авторскими свидетельствами.


Разработанный в лабораториях кафедры СДМ вариант фрезерного траншеекопателя на выставке строительной техники в Москве

С марта 2013 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины» становится доктор технических наук, профессор Вахидов Умар Шахидович, а с июня этого же года он избран на должность заведующего кафедрой.


У.Ш. Вахидов

На кафедре «Строительные и дорожные машины» в настоящее время работают 18 человек, в том числе 15 преподавателей: заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор У.Ш.Вахидов; три доктора технических наук: профессоры В.А. Шапкин и Ю.И. Молев и А.В. Согин; десять кандидатов технических наук, доцентов (В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, И.А. Ерасов, А.А. Кошурина, Н.А. Мыльников, И.Г. Куклина, С.Е. Манянин и В.С. Макаров); один старший преподаватель Н.Н. Тарбаев. В 2012 году кафедра отметила свой 40-летний юбилей.

В развитие кафедры много сил вложили ее бывшие заведующие: доктор технических наук, профессор А.Ф. Николаев и доктор технических наук, профессор А.П. Куляшов; преподаватели И.В. Федин, П.А. Белов, В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, Н.Н. Тарбаев и др.


Коллектив кафедры «Строительные и дорожные машины» АМИ НГТУ (фото 2008 г.)
Слева направо: доцент Ерасов И.А. , старший преподаватель Тарбаев Н.Н., доцент Молев Ю.И., доцент Худяков В.Н., доцент Колотилин В.Е., инженер Ильичева Е.Е., учебный мастер Монова Е.Л., заведующий кафедрой, профессор Куляшов А.П., доцент Янкович А.В., заведующий лабораторией Лычагин В.А., профессор Шапкин В.А.

В тяжелые для всей страны 90-е годы кафедре приходилось думать о том, как выжить в условиях ограниченного финансирования учебной и научной деятельности, отставания уровня зарплат преподавателей и сотрудников от реальной стоимости жизни. Одним из возможных путей решения этой непростой проблемы была организация на учебных и научно-производственных площадях кафедры коммерческих структур, позволяющих легально зарабатывать дополнительные средства без ущерба для основной деятельности персонала.

В 1992 году была организована автошкола «Политех», идейными вдохновителями создания которой были заведующий кафедрой Куляшов А.П. и первый руководитель этого коммерческого предприятия, доцент кафедры «СДМ», к.т.н. Левшунов Л.С. За почти 20 лет существования этой учебно-коммерческой структуры подготовлено более 15 тыс. водителей, большая часть которых – студенты автомобильного факультета (Автомобильного института) и других факультетов и институтов НГТУ.


Л.С. Левшунов


Занятия по конструкции автомобиля в специализированной аудитории

Созданная за эти годы учебная база автошколы может быть отнесена к весьма основательным. В разные периоды она включала от 10 до 25 специально оборудованных легковых автомобилей для практических занятий по вождению, в нее входят также несколько специализированных аудиторий и боксов, в которых проводятся занятия будущих водителей по изучению конструкции автомобиля, его обслуживанию и правилам дорожного движения (эти аудитории используются и в учебном процессе Автомобильного института). Сотрудники кафедры «СДМ» и некоторых других кафедр АМИ принимают активное участие в преподавании теоретических дисциплин. При обучении водителей используются современные технические средства, помогающие постигнуть все тонкости законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а опытные мастера обучения вождению грамотно и тактично учат применять полученные знания в практической жизни каждого водителя.

Накопив достаточный опыт подготовки водителей-непрофессионалов, автошкола «Политех» в 2008 году сменила акцент своей деятельности и была реорганизована в новую коммерческую структуру, получившую название «Курсы профессионально-технического обучения». На этих курсах начата подготовка и повышение квалификации преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения вождению из Поволжского региона, что подтверждает высокий профессиональный статус нового коммерческого учебного подразделения Автомобильного института НГТУ им. Р.Е. Алексеева.

Известные выпускники:

  • Азовцев Александр Александрович – Полковник полиции, заместитель начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области.
  • Альперт Марк Борисович – технический директор дорожно-строительного предприятия «Автострада», учредитель компании ООО «НИЖЕГОРОДДОРМЕХСЕРВИС».
  • Апарин Алексей Викторович – доктор транспорта и «Почетный строитель России», руководитель «Автоград», ООО «Градстрой-Нн», директор НП «Спутник-1», ООО «Юста», ЧПОУ «НУК», а также президент Фонда «Малая Родина».
  • Балдаев Евгений Александрович – главный механик по ДСТ ООО «Русский Бизнес Концерн - Рубикон», индивидуальный предприниматель.
  • Вершинин Александр Вениаминович – начальник отдела развития и ремонта автодорог ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород – Федерального дорожного агентства» Министерства транспорта РФ.
  • Гасенин Игорь Александрович – главный конструктор Машиностроительной фирмы ООО «Промтех-НН», технический директор ООО ГК «Техноком».
  • Гольденберг Маким Геннадьевич – генеральный директор компании ООО ИК «Санк-ПМ», директор ООО «Строительно-инжиниринговая компания».
  • Донато Игорь Олегович – депутат Законодательного собрания НО, начальника транспортного отдела в НПО «Регион», директор ООО «Дортранссервис», заместитель главы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, помощник министра регионального развития РФ, начальник ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород – Федерального дорожного агентства» Министерства транспорта РФ.
  • Доровских Сергей Владимирович – к.т.н., региональный руководитель отдела технического обеспечения компании ООО «Мантрак Восток».
  • Елизаров Дмитрий Владимирович – генеральный директор ООО «СТТтранс-НН», член Российской Академии транспорта, исполнительный директор ООО «Причал».
  • Жижин Андрей Витальевич – руководил предприятиями «Арго», ТОО «Мария», «СК-Трейд» и «Кунавино III», генеральный директор дорожно-строительной фирмы «Магистраль», директор департамента по дорожному хозяйству администрации города Нижнего Новгорода.
  • Землянигин Сергей Никонорович – генеральный директор ООО «АВТОБАН СП».
  • Зубов Вадим Сергеевич – ведущий конструктор ООО «Машиностроительный инжиниринговый центр», главный конструктор и начальник конструкторско-технологического отдела Машиностроительной фирмы ООО «Промтех-НН», Главный конструктор ООО «Фабрика композитов», заместитель технического директора ООО «ВЕСТ-Производство».
  • Колотилин Денис Владимирович – начальник юридического сопровождения и аудита строительно-монтажной организации Нижегородского региона ООО «Нижегороднефтемонтаж», учредитель ООО «ЧОО «Авангард НН».
  • Кондрашов Олег Александрович – генеральный директор ОАО «Нижегородская сбытовая компания», Депутат Городской Думы Нижнего Новгорода, Глава Администрации г. Н. Новгорода, генеральный директор телекомпании «Волга».
  • Корнев Андрей Борисович – к.т.н., заместитель главного инженера, а затем директор опытно-экспериментального завода ОАО «Судотехника», начальник управления научных исследований и инновационной деятельности ВГАВТ, в 2011 году назначен на должность проректора по научной работе ВГАВТ, исполнительный директор ассоциации «Инновационный центр скоростного флота», член-корреспондент Академии проблем качества по секции «Проблемы безызносности машин и механизмов».
  • Курнаев Алексей Константинович – технический аналитик ООО «Мантрак Восток».
  • Леонтьев Игорь Викторович – доктор транспорта, член Российской академии транспорта, генеральный директор ОАО «Нижегородская реклама», заместитель генерального директора ООО «СТС-НН», генеральный директор ОАО «НИПОМ».
  • Лымарь Дмитрий Юрьевич – директор «Ремонтно-строительной компании «ПАРТНЕР».
  • Макаров Степан Сергеевич – начальника сектора конструкторского бюро Машиностроительной фирмы ООО «Промтех-НН».
  • Мацкевич Дмитрий Станиславович - ведущий инженер МКУ «Центр организации дорожного движения города Нижнего Новгорода»
  • Мыльников Николай Александрович – к.т.н., руководитель группы технической поддержки и работы с клиентом ООО «Мантрак Восток».
  • Назин Александр Николаевич - директор ЗАО «Центр экологии энергетики водного транспорта».
  • Пахомов Максим Михайлович – генеральный директор буровой компании ООО «Геомакс-НН».
  • Пегасова Екатерина Михайловна - МП «Нижегородпассажиравтотранс», начальник отдела безопасности на транспорте и безопасности движения.
  • Полетаев Андрей Александрович – директор нижегородского филиала «John Deere», директор ООО «Агротехпарк».
  • Пуртов Андрей Робертович – к.т.н., руководитель группы по техническому обеспечению ООО «Мантрак Восток», технический директор ООО «Автоцентр НН».
  • Романов Виктор Владимирович – исполнительный директор ООО «Единый расчетно-кассовый центр Нижегородской области», так же преподает в Дзержинском политехническом институте, являясь доцентом кафедры «Автомобильный транспорт и механика», директор ООО «ЦЕНТР-СБК Дзержинск».
  • Сафронов Олег Владимирович – генеральный директор «Геостройподряд», директор ООО «Нгц МЖК», генеральный директор ООО «Нижегородспецгеострой».
  • Сергеев Александр Геннадьевич – директор некоммерческого партнерства – детективно-консалтингового агентства «Международный центр технологий безопасности».
  • Соколов Анатолий Михайлович – к.т.н., заместитель генерального директора ОАО «Дорремстрой», коммерческий директор, директор НОУ УМЦ «Учебно-методический центр», председатель Нижегородского областного союза организаций профсоюзов «Облсовпроф», Сопредседатель Нижегородского регионального отделения Общероссийского народного фронта «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РООССИЮ», успешно сочетает с научными разработками.
  • Тютьнев Илья Анатольевич – начальник отдела развития и инновации ООО «Промтех-НН», Управление материально-технического снабжения Газпромтрансгаз Нижний Новгород.
  • Худяков Николай Владимирвович – заместитель генерального директора по техническим вопросам ЗАО «Промэкспорт», страший менеджер Управления технической поддержки поставок ООО «ЛЛК-Интернешнл».
  • Царев Олег Иванович – является генеральным директором группы компаний «Алиби».
  • Щербаков Юрий Вячеславович – к.т.н., директор ДСП «Планета» Контрольно-счетной комиссии Земского собрания Кстовского муниципального района.
  • Яшков Виктор Владимирович – директор МЖРЭП, первый заместитель главы администрации, управляющий хозяйством Приокского района г. Нижнего Новгорода, директор Нижегородского филиала ОАО «Дорожный проектно - изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ».

Выпускники, окончившие кафедру с отличием:

1974 г.: специалисты: Фёдоров В.И.
1975 г.: специалисты: Цибирев В.В.
1985 г.: специалисты: Балдаев Евгений Александрович;
1987 г.: специалисты: Журов А.Ю.
1988 г.: специалисты: Царапкин Ф.П.
1991 г.: специалисты: Дезент м.Б., Романов Е.Л.
1992 г.: специалисты: Козин А.В.
1993 г.: специалисты: Мищенко В.А.
1995 г.: специалисты: Доровских С.В., Костенко Я.Ю.
2005 г.: бакалавры: Полетаев Андрей Александрович
2006 г.: бакалавры: Калинин Андрей Сергеевич, Потехин Дмитрий Михайлович
2007 г.: бакалавры: Богаткин Николай Алексеевич, Жирков Михаил Сергеевич, Зубов Вадим Сергеевич; магистры: Полетаев Андрей Александрович
2009 г.: бакалавры: Быкова Вера Вячеславовна; магистры: Зубов Вадим Сергеевич
2010 г.: бакалавры: Назарова Ксения Сергеевна
2011 г.: бакалавры: Дорофеев Роман Александрович; магистры: Быкова Вера Вячеславовна
2012 г.: бакалавр: Парфёнов Сергей Вячеславович; магистры: Спиридонова Ксения Сергеевна
2013 г.: магистры: Дорофеев Роман Александрович
2014 г.: специалисты: Соболев Антон Олегович; магистры: Завьялов Андрей Вячеславович, Иванов Сергей Сергеевич, Лукин Александр Дмитриевич, Парфенов Сергей Вячеславович, Романов Александр Сергеевич;
2015 г.: специалисты: Малышева Марина Алексеевна, Родина Анна Александровна, Смирнова Виктория Вениаминовна, Шестакова Анастасия Александровна; бакалавры: Кодочигов Никита Вадимович, Холин Алексей Ильич; магистры: Липин Алексей Александрович, Месяченко Даниил Алексеевич, Пряхина Александра Николаевна, Стрижак Аркадий Дмитриевич, Трунов Дмитрий Андреевич, Чилеев Анатолий Михайлович.
2016 г.: магистры: Вахонин Александр Александрович, Захарова Дарья Дмитриевна, Казаков Сергей Евгеньевич, Кашин Александр Леонидович, Кравченко Александр Александрович, Кравченко Александр Александрович, Тошнов Николай Сергеевич.
2017 г.: бакалавры: Арефьев Никита Александрович; магистры: Беляев Дмитрий Михайлович, Козловский Юрий Сергеевич, Балабанов Алексей Анатольевич, Кодочигов Никита Вадимович, Кузнецова Татьяна Евгеньевна, Холин Алексей Ильич.
2018 г.: бакалавры: Климушкина Алена Михайловна, Марковнина Алина Ивановна, Цикунова Дарья Сергеевна; магистры: Алин Илья Александрович, Зудин Вадим Александрович, Кутуев Шамиль Кямилевич, Обрезкова Валентина Евгеньевна, Пиголев Сергей Александрович, Пластов Евгений Иванович, Рассадин Александр Александрович, Филиппов Сергей Андреевич, Бурганов Олег Дмитриевич, Исаева Екатерина Александровна, Пегасова Екатерина Михайловна, Соседов Дмитрий Альбертович, Шинкаренко Валентин Олегович.
2019 г.: магистры: Александров Дмитрий Евгеньевич, Карзанов Виктор Константинович, Кудрина Надежда Андреевна, Шаров Юрий Вячеславович, Юденков Сергей Александрович, Елышев Сергей Валерьевич, Ерёмин Михаил Михайлович, Суровцев Альберт Сергеевич, Ширшов Иван Олегович, Донцев Максим Евгеньевич, Евдокимов Александр Сергеевич, Захаров Николай Анатольевич, Лукьянов Дмитрий Александрович, Шишмаков Егор Дмитриевич.
2020 г.: магистры: Агеева Ксения Александровна, Касаткина Анастасия Николаевна, Антонычев Роман Николаевич, Гущин Владислав Дмитриевич, Кадяева Мария Николаевна, Марковнина Алина Ивановна, Орфанов Никита Алексеевич, Семизорова Юлия Юрьевна, Темнова Анна Сергеевна, Цикунова Дарья Сергеевна, Шестакова Анна Сергеевна.
2021 г.: магистры: Райзих Татьяна Эдуардовна.
2022 г.: магистры: Горелова Елизавета Алексеевна, Юсупова Елизавета Германовна.
2023 г.: бакалавры: Макарова Дарья Сергеевна, Торгашев Максим Дмитриевич
магистры: Ершов Антон Олегович, Клюшкин Антон Алексеевич, Мамлина Екатерина Алексеевна, Миронов Никита Алексеевич, Филина Мария Михайловна, Акопов Валерий Сергеевич.
2024 г.: магистры: Кожевяткин Сергей Алексеевич, Костина Милана Алексеевна, Крюкова Елизавета Юрьевна, Осокин Артем Павлович, Шорина Юлия Эдуардовна, Довгун Лидия Романовна.

Зам. зав. кафедрой по научной работе, профессор кафедры

Доктор технических наук

Зам. зав. кафедрой по учебной работе, доцент кафедры

Кандидат технических наук

Профессор

Профессор, доктор технических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ

Профессор

Доктор технических наук

Доцент

Доктор технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Доцент, кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Доцент

Кандидат технических наук

Старший преподаватель

Кандидат технических наук

Старший преподаватель


Ведущий инженер


Заведующий лабораторией


Учебный мастер