Стратегический проект №2

Проектно-ориентированное обучение - полный жизненный цикл

Сроки реализации: 2017-2021 гг.
Цель проекта - Создание в регионе конкурентоспособной образовательной среды, обеспечивающей подготовку специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, способных на основе проектно-ориентированного обучения (ПОО) реализовывать полный жизненный цикл продукции, создаваемой по заказам высокотехнологичных предприятий и организаций, включая проектирование, изготовление, испытание и утилизацию продукции.

  • организационно-методическое обеспечение проектно-ориентированного обучения (организация работ по запуску проекта, разработка методического обеспечения проектно-ориентированного обучения, при непосредственном участии работодателей в образовательном процессе, оптимизация графика учебного процесса с целью выделения
  • учебного времени для совместной работы обучающихся, входящих в составы проектных команд);
  • формирование инфраструктуры центра проектно-ориентированного обучения (создание Центра проектно-ориентированного обучения, выполняющего координирующую,
  • консультационную и аналитическую функции, заключение соглашений с предприятиями, обучение преподавателей и представителей предприятий-партнеров методикам
  • ПОО);
  • применение бенчмаркинга как инструмента совершенствования проектно-ориентированного обучения (анализ лучших мировых и отечественных разработок по проектно-ориентированному обучению, разработка механизма гибкого реагирования образовательных программ на потребности рынка труда, создание системы проектирования и корректирования образовательных программ, обеспечивающей доверие работодателей);
  • привлечение ресурсов высокотехнологичных предприятий и организаций для ПОО (генерация тем студенческих проектов по реализации полного жизненного цикла, руководство студенческими проектными командами и использование материально-технической базы работодателя в образовательном процессе);
  • апробация результатов работы проектных команд, создание и актуализация банка данных результатов проектов для последующей их коммерциализации совместно с предприятиями, участвующими в реализации проекта.

Руководитель проекта:

  • Ивашкин Евгений Геннадьевич, проректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева, к.т.н., доцент, Почетный работник высшего профессионального образования, член ревизионной комиссии Ассоциации технических университетов, член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, руководитель направления модернизации образовательной деятельности Программы стратегического развития НГТУ, руководитель и участник 12 научно-исследовательских проектов, реализованных в НГТУ за последние 5 лет.

Структурные подразделения университета – участники проекта:

  • С 2017 года: Институт промышленных технологий машиностроения
  • С 2018 года: Институт транспортных систем, Институт ядерной энергетики и технической физики

Анализ лучших мировых и отечественных практик практико-ориентированного обучения; разработка методических рекомендаций по внедрению практико-ориентированного обучения в техническом университете.

Институт переподготовки специалистов (ИПС) – проведение обучения ППС по программам дополнительного образования.

Внешние участники проекта:

  • С 2017 года: "Группа ГАЗ", ФГУП "ФНПЦ "НИИИС им. Ю.Е. Седакова", АО "ОКБМ Африкантов"
  • С 2018 года: АО КБ «ВЫМПЕЛ», ПФМИЦ

Генерация тем проектов, выделение сотрудников для руководства проектами, предоставление материально-технической базы для изготовления и испытаний.

Проектно-ориентированное обучение создает необходимую среду инженерного образования, в котором преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки.

Реализация проекта позволит студентам продемонстрировать глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов, умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком. В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проектно-конструкторской и экспериментальной деятельности как в аудиториях, так и на современных высокотехнологичных промышленных предприятиях.

Проектно-ориентированные технологии позволят вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в трудовых ресурсах и, что немаловажно, существенно расширить их участие в проектной работе, совместном решении технологических проблем, финансировании подготовки кадров.

Внедрение проектно-ориентированного метода обучения, предполагает создание проектных команд, объединяющих студентов разных направлений подготовки, для разработки и реализации полного жизненного цикла изделия. Тематика проектов согласуется с представителями предприятий, которые также руководят выполнением проекта.

Проектно-ориентированное обучение с участием внешних партнеров – представителей высокотехнологичных производств региона будет интегрировано с программами, соответствующими приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (утверждены распоряжением Правительства РФ от 6 января 2015 года № 7-р). В НГТУ в настоящее время реализуются 11 Укрупненных групп направлений подготовки, куда входят 20 направлений подготовки бакалавриата, 20 направлений подготовки магистратуры, 5 специальностей. Общее число студентов, обучающихся по этим направлениям и специальностям в НГТУ, в настоящее время составляет около 4000 человек.

Проекты, стартовавшие в 2017 году

«Систематизация и совершенствование процессов технической эксплуатации и утилизации автомобилей ГАЗ» 

Руководитель – Кузьмин Н.А., доктор технических наук, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт»


«Разработка автоматизированной информационной и диагностической системы для функциональных узлов автоматизированной системы управления технического проектирования (АСУ ТП)»

Руководитель – Манцеров С.А., кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Автоматизация машиностроения»


«Лабораторный комплекс «Нейтронный конвертор»

Руководители:

  • Терехин А.Н. -  заместитель директора ИЯЭиТФ 
  • Андреев В.В. - доктор технических наук, заведующий кафедрой «Ядерные реакторы и энергетические установки»

Проекты, стартовавшие в 2018 году

  • «Анализ направлений использования нейтронного конвертера. Расчетное и методическое обоснование экспериментальных работ»
  • «Анализ использования нейтронного конвертера в качестве источника тепловых нейтронов с низкой плотностью потока»

Руководитель: Андреев В.В. – доктор технических наук, заведующий кафедрой «Ядерные реакторы и энергетические установки»


«Инновационная энергосберегающая ледокольная платформа на воздушной подушке для разрушения льда и продления навигации»

Руководитель: Зуев В.А. – доктор технических наук, заведующий кафедрой «Кораблестроение и авиационная техника»


«Автономная система обработки и лечения гнойных и ожоговых поверхностных травм»


 

Команда управления проектом

  • Ивашкин Евгений Геннадьевич - руководитель проекта
  • Ермакова Татьяна Ивановна - заместитель руководителя проекта
  • Панов Алексей Юрьевич - главный инженер проекта
  • Крылова Наталья Федоровна - администратор проекта
  • Узбекова Александра Сергеевна - администратор проекта
  • Манцеров Сергей Александрович - руководитель студенческой проектной команды
  • Андреев Вячеслав Викторович - руководитель студенческой проектной команды
  • Кузьмин Николай Александрович - руководитель студенческой проектной команды
  • Зуев Валерий Андреевич – руководитель студенческой проектной команды

 

Необходимость централизованного перехода к проектному управлению обусловлена быстрыми изменениями внешней среды, на которые надо быстро и адекватно реагировать.

Министр экономики и конкурентной политики Нижегородской области