Стратегический проект №1

Региональная платформа «Инженерный лифт»

Сроки реализации: 2017-2021 гг.
Цель проекта - Популяризация научно-технического творчества для вовлечения учащихся школ и обеспечения условий их интеллектуального роста с последующей профессиональной ориентацией по отраслевым направлениям в соответствии со стратегией развития Нижегородской области.

  • разработка последовательной методики профессиональной ориентации учащихся школ в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности;
  • организация центра свободного доступа для научно-технического творчества школьников по различным направлениям инженерной деятельности;
  • создание дистанционных и выездных сервисов популяризации инженерного образования и повышения уровня подготовки по отдельным дисциплинам;
  • формирование сообщества наставников из числа студенческого и профессорско-преподавательского состава вузов региона с целью реализации запросов учащихся школ в получении навыков инженерии;
  • создание информационной базы мотивированных абитуриентов для целевого обучения в соответствии с запросами промышленных предприятий региона

Руководитель проекта:

  • Бушуева Марина Евгеньевна – декан факультета довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг, к.т.н., доцент, ответственный секретарь приемной комиссии НГТУ (2007 г. - наст. вр.), награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, руководитель проекта Программы стратегического развития НГТУ, руководитель и участник 7 научно-исследовательских проектов, реализованных в НГТУ за последние 5 лет.

Структурные подразделения университета – участники проекта:

  • Факультет довузовской подготовки и дополнительных образовательных услуг (ФДП и ДОУ) - организация, проведение, мониторинг и сопровождение проекта.
  • Институты НГТУ им. Р.Е. Алексеева – учебно-методическое, консультационное и научное сопровождение проекта, техническая поддержка проекта.
  • Студенческое конструкторское бюро Formula Student НГТУ им. Р.Е. Алексеева - учебно-методическое сопровождение проекта, техническая поддержка проекта.

Внешние участники проекта:

  • Министерство образования Нижегородской области - проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации детей и молодежи, экспертное сопровождение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся.
  • Образовательные организации, реализующие программы общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего), профессионального и высшего: ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» - участие в совместных мероприятиях, подготовка наставников, формирование совместной базы данных мотивированных абитуриентов.
  • Научное и производственное предприятие: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» (г. Саров) – проведение совместных мероприятий по профессиональной ориентации, создание и использование информационной базы мотивированных абитуриентов, софинансирование проекта.

Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных новой структурой экономики. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. При этом в Стратегии Нижегородской области обозначена ключевая проблема системы профессионального образования региона: «существенный разрыв между текущей структурой образования и потребностями экономики в навыках и квалификациях кадров. По итогам 2016 года в регионе было подготовлено в   10 раз больше менеджеров, чем необходимо экономике, при этом потребность в технических специалистах удовлетворена только на 50%». Простое увеличение контрольных цифр приема в технические вузы региона не позволяет решить эту проблему, так как число выпускников школ, сдающих ежегодно Единый государственный экзамен по физике, недостаточно и постоянно снижается, с 4500 до 3900 человек за последние три года. В начале 2017 года нами был проведен анализ работы учебных учреждений дополнительного образования учащихся школ Нижегородской области, который показал отсутствие в регионе целостной системы реализации научно-технического потенциала школьников с 1 по 11 классы. По данным Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области менее 10% школьников региона вовлечены в техническое творчество. Данный факт и объясняет малое количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, и, соответственно, являющихся потенциальными абитуриентами технических вузов.

Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся школ в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных инженерных кадрах.

В рамках реализации стратегического проекта «Региональная платформа «Инженерный лифт» нами разработана оригинальная система профориентации, направленная на вовлечение школьников различных возрастов в научно-техническое творчество. Ключевыми элементами этой системы являются Центры свободного доступа (ЦСД), которые стали основой формирования доступной среды для интеллектуального развития учащихся. Первый центр был создан в 2017 году на базе нашего университета в Н.Новгороде. В Центрах реализованы разработанные нами уникальные для Нижегородской области методики профориентационной работы с учащимися трех возрастных категорий 1-4, 4-6 и 7-11 классы. В Центрах развернуто исследовательское и лабораторное оборудование, в том числе и оборудование 3D прототипирования, на котором младшие школьники в игровой форме знакомятся с техническим творчеством, а старшеклассники под руководством студентов и молодых ученых в составе проектных команд решают серьезные технические задачи.

Система объединяет усилия большого числа стейкхолдеров - школы, центры дополнительного образования, университеты, промышленные предприятия региона. Ключевым результатом работы такой системы является формирование мотивированных абитуриентов, ориентированных на конкретный технический вуз региона и, в последствии, на конкретное предприятие. Такие учащиеся заносятся в информационный сервис «Мотивированный абитуриент», доступный предприятиям, для которых мы осуществляем целевую подготовку. Именно из этих ребят предприятия и формируют списки целевого приема. 

Количественным показателем работы в 2018 году стало вовлечение в мероприятия проекта 6800 школьников из 20 муниципальных образований региона, заключение договоров о сотрудничестве с 46 промышленными предприятиями региона, также наполнение электронных сервисов «Мотивированный абитуриент» (2234 чел.) и «Наставник» (70 чел.).

В первой половине 2019 года сделаны качественно новые преобразования, выводящие профориентационную работу университета на новый уровень. 

Отмечена необходимость создания глобальной системы профориентации, увязывающей проблемы вовлечения учащихся в инженерно-технические направления и пути их решения в регионе в целом с привлечением руководителей администрации муниципальных районов и ведущих предприятий региона. Для этого большое внимание уделено развитию интереса и навыков технического творчества в рамках инженерных олимпиад и конкурсов и организации их в муниципальных районах Нижегородской области. Под организационно-методическим руководством НГТУ и патронажем управлений образования были разработаны нормативно-методологические основы и организованы технические олимпиады и конкурсы Балахнинского, Ветлужского, Уренского и Чкаловского районов. Количество участников – 250 учащихся 4-11 классов. Общая тематика олимпиад «Техника и технологии для человека. Инженер – лидирующая профессия будущего», предложенная НГТУ, предоставила возможность провести Первую региональную техническую олимпиаду школьников, для участия в которой были приглашены команды-победители районных олимпиад. Комплекс вышеозначенных мероприятий дает возможность школьникам сориентироваться в мире профессий, осознанно подойти к выбору будущей специальности, университетам сформировать базу мотивированных абитуриентов, а предприятиям получать объективную информацию о выпускниках, претендующих на целевое обучение. 

Результаты деятельности центра свободного доступа (ЦСД) явились основой для формирования конкурсной заявки от Нижегородской области, которая победила в конкурсе по созданию и функционированию центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В результате на базе НГТУ будет функционировать Дом научной коллаборации (ДНК), реализующий дополнительные общеобразовательные программы для школьников.

Создание Дома научной коллаборации направлено на:

  • формирование нового типа мышления обучающихся, способных получать информацию, оперировать ей и использовать в целях саморазвития на протяжении всей жизни; 
  • формирование новой роли профессорского-преподавательского состава как наставника-организатора детских проектных команд.

Реализация подобного подхода позволяет сформировать образовательную структуру в новом формате, направленном на организацию проектной деятельности.

Созданная совместно с Нижегородским научным центром Российской академии образования (НГНЦ РАО) система наставничества явилась основой заявки от Нижегородской области, которая победила в конкурсе по созданию и функционированию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». На базе НГТУ создается центр профессионального мастерства для обучения педагогических работники учреждений общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования школьников по физике, химии, информатике, математике, технологии, ОБЖ. 

Ожидаемые результаты проекта «Инженерный лифт» к концу 2019 года:

  • развитие инициативы по проведению региональной технической олимпиады школьников и создание сети организационных муниципальных центров технических олимпиад школьников под информационно-методическим руководством институтов НГТУ.
  • функционирование Дома научной коллаборации (ДНК) на базе НГТУ (не менее 1500 детей, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т.д. на базе ДНК).
  • совершенствование системы наставничества в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование». В созданном на базе НГТУ центре профессионального мастерства будет обучаться до 1 800 учителей.

Все это в совокупности позволит увеличить географию проекта, а это не менее 30 муниципальных образований региона, и количество учащихся школ, вовлеченных в «Инженерный лифт», до 8 000 человек.

Команда управления проектом

  • Бушуева Марина Евгеньевна - руководитель стратегического проекта, к.т.н., декан ФДП и ДОУ
  • Демарева Елена Владимировна - руководитель сектора базовых школ
  • Решетов Владимир Александровичдиректор ЦСТО
  • Гончаров Кирилл Олеговичзам. директора ИТС, к.т.н., доцент
  • Тежикова Надежда Петровнаначальник отдела информационных систем управления информатизации
  • Добровольская Людмила Павловна директор подразделения "Подготовительные курсы"

«Проект «Региональная платформа «Инженерный лифт» направлен на профориентацию школьников – наших будущих абитуриентов, проект многоступенчатый, мы работаем и с младшими, и со старшими классами, привлекая на всех этапах промышленные предприятия города и области…»

Дмитриев Сергей Михайлович, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева